Аудиторская выборка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день каждое предприятие для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности предприятия может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА………………………….………6
Принципы, виды аудита и сопутствующих ему услуг……………………..……7
Существенность в аудите………………………………………………………...13
Документирование аудита……………………………………………………….17
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ВЫБОРКИ И ПРОВЕРКА ВНУТРЕННИХ РАСЧЕТОВ……………………………………………………………21
Нормативная база…………………………………………………………………21
Понятие и этапы аудиторской выборки…………………………………………21
Основные методы для определения объема выборки…………………………23
Планирование и программа аудиторской проверки, и их источники информации ………………………………………………………………..……….25
2.4.1 Принципы и этапы планирования аудиторской проверки ……………………25
2.4.2 Оценка аудиторского риска…………………………………………...…………32
2.5 Проведение аудиторских процедур……………………………………………..33
2.6 Факторы и направления аудиторской выборки…………………………….…..34
2.7 Обобщение результатов аудита………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..…..42

Файлы: 1 файл

Курсовая по АУДИТУ.docx

— 75.80 Кб (Скачать файл)
  • уровень надежности - 97,5 фактор надежности - 3,84
  • уровень надежности - 99,0 фактор надежности - 5,43
  • уровень надежности - 99,5 фактор надежности - 6,63

Метод определения объема выборки  по оценке риска выборки, ожидаемой  и допустимой степени отклонений – данный подход был разработан американским следователем Р.Монтгомери. Суть метода заключается в следующем: чтобы рассчитать объем выборки, аудитору необходимо оценить некоторые критерии:

  • уровень надежности (100% минус риск выборки);
  • ожидаемая ошибка (% генеральной совокупности);
  • допустимая ошибка (% генеральной совокупности).

2.4. Планирование и программа аудиторской проверки, и их источники информации

2.4.1. Принципы и этапы планирования  аудиторской проверки

На проведение любого аудита устанавливается  некоторый лимит времени. Именно поэтому очень важна правильная организация аудиторской проверки. Начинается она всегда с планирования, которое осуществляется с целью  правильного определения всего  объема работ, оценки их стоимости и  установки сроков выполнения. Планирование аудиторской проверки предусматривает  выработку оптимальной тактики  и стратегии. В большинстве случаев  в его основе лежат три принципа: оптимальность, непрерывность и  комплектность.

Принцип комплектности выражается в том, что все этапы аудиторской  проверки, от предварительной части  и до завершающих процедур, должны быть согласованы и взаимосвязаны.

Принцип непрерывности предполагает, что группа аудиторов получает сопряженные  задания с учетом увязки этапов планирования и сроков для смежных хозяйствующих  субъектов.

Принцип оптимальности предусматривает  вариантность планирования, которая  позволяет выбрать наилучшую  программу проведения аудита.

Когда осуществляется планирование аудиторской  проверки, составляется рабочий документ по проведению изучения финансовой деятельности клиента, письмо о согласии на выполнение аудита, договор о его проведении, общий план и программа. В первую очередь аудитор должен нанести  визит клиенту для выяснения  цели проверки и уточнения желаемых результатов. В процессе переговоров  представитель аудируемой организации дает свое согласие на предоставление информации для оценки его экономической деятельности. Человек, проводящий проверку, должен разработать документ, который ляжет в основу оценки трудовых затрат и их стоимости. Это может быть самая обычная анкета с перечнем вопросов и тестами, которая заполняется лицом, заказывающим проверку. Предварительное планирование аудиторской проверки предусматривает такой опрос с целью определения добросовестности и платежеспособности клиента.

Полученные данные помогают определить, есть ли необходимость в привлечении  экспертов и специалистов (технологов, юристов, инженеров) для консультации по некоторым сложным вопросам, возникающим  в процессе проверки. Также определяется целесообразность проведения контроля. Затем заказчику отправляется письмо, в котором указывается, что аудитор  согласен выполнить работу. После  чего между двумя сторонами заключается  договор, где оговорены и согласованы  все условия выполнения работ, а  также их возможные изменения. При  этом важно, чтобы данный документ подписывался непосредственно до составления  общей программы и плана проверки, в ином случае неожиданный отказ  клиента может повлечь большие  убытки у аудиторской компании.

Составление общего плана и программы  – самый трудоемкий этап, завершающий  планирование аудиторской проверки. В программе определяется не только объем предстоящих работ, но и  методы, приемы, а также аналитические  процедуры по проведению контрольной  проверки и срокам их исполнения. Разрабатывая такой документ, проверяющее лицо выделяет области, значимые для аудита, а также финансово-хозяйственные  операции на предприятии клиента, которые  являются несущественными. При этом важные разделы бухгалтерской отчетности проверяются более подробно и  детально, а малозначимые позволяют  ограничиться частичной аудиторской  выборкой.

Несмотря на то, что планирование аудиторской проверки предусматривает  заблаговременную подготовку программы, она все же может немного изменяться и дополняться в процессе выполнения работ. Объясняется это тем, что  в ходе аудиторских процедур может возникнуть неожиданный результат. В таком случае следует документально зафиксировать причины внесенных изменений.

 

2.4.2. Оценка аудиторского риска

Аудиторский риск - это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Требования к оценке аудиторского риска и его компонентов определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Какое значение считается приемлемо низким, правило (стандарт) не определяет. Данный вопрос должен быть раскрыт во внутренних правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск - 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации.

Для оценки аудиторского риска применяют  количественный и качественный методы.

При количественном методе используют следующую модель аудиторского риска:

Формула аудиторского риска:

Ра = Рнм * Рк * Рн

  • Рнм — неотъемлемый риск;
  • Рк — риск средств контроля;
  • Рн — риск необнаружения.

На практике модель аудиторского риска  можно применять несколькими  способами.

1. Установив значение составляющих  аудиторского риска (т.е. неотъемлемый  риск, риск средств контроля, риск  необнаружения), аудитор может определить  его уровень.

2. Акцент переносится на расчет  значения риска необнаружения  и соответствующее количество  необходимых аудиторских доказательств.  Это более эффективный способ. В этом случае модель аудиторского  риска имеет следующий вид:

Рн = Ра /(Рнм * Рк)

3. Наиболее общий способ использования  модели аудиторского риска заключается  в отслеживании взаимосвязи между  компонентами аудиторского риска  и уровнем аудиторского риска,  количеством и качеством необходимых  аудиторских доказательств.

Качественный метод заключается в том, что аудитор, исходя из соответствующего опыта, знания клиента, определяет аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний, низкий и использует эту оценку при планировании таблица 2.

Таблица 2. Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

 

Аудиторская оценка неотъемлемого  риска

Аудиторская оценка компонента аудиторского риска

высокая

средняя

низкая

Высокая

Самая низкая

Более низкая

Средняя

Средняя

Более низкая

Средняя

Более высокая

Низкая

Средняя

Более высокая

Самая высокая


 

Аудитор должен оценить аудиторский  риск на этапе планирования. При  проверке он получает дополнительную информацию об аудируемом лице и может изменить оценку уровня аудиторского риска, полученную во время планировании аудита.

Рассмотрим более детально компоненты аудиторского риска.

Неотъемлемый риск — подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 аудитор при проведении оценки неотъемлемого риска в  процессе разработки общего плана аудита на уровне финансовой отчетности полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы:

  • опыт и знания руководства аудируемого лица, изменения в его составе за определенный период;
  • необычное давление на руководство аудируемого лица;
  • характер деятельности аудируемого лица;
  • факторы, влияющие на отрасль, в которой функционирует аудируемое лицо.

При разработке программы аудита аудитору следует соотнести проведенную  оценку риска с существенными  сальдо счетов и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предположить, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки  является высоким. При проведении оценки неотъемлемого риска в процессе разработки программы аудита аудитор полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы:

  • счета бухгалтерского учета аудируемого лица, которые могут быть подвержены искажениям;
  • сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, утверждений, которые могут потребовать привлечения эксперта;
  • роль субъективного суждения, необходимого для определения остатка на счетах бухгалтерского учета аудируемого лица;
  • подверженность активов потерям или незаконному присвоению;
  • завершение необычных и сложных операций, особенно ближе к концу отчетного года;
  • операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

Риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой отчетности риск средств контроля оценивается как  высокий, когда:

  • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица неэффективны;
  • оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица нецелесообразна.

Определенный риск средств контроля всегда имеет место, так как существуют ограничения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск средств контроля может  оцениваться ниже, чем высокий  риск, в следующих случаях:

  • аудитор имеет доказательства, что конкретные средства внутреннего контроля в отношении предпосылки будут предотвращать, обнаруживать, исправлять существенные искажения;
  • аудитор планирует проводить тесты средств контроля для подтверждения оценки.

В рабочих документах аудитору необходимо указать понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценку риска средств контроля и  раскрыть обоснование оценки риска  ниже, чем высокой. Чем ниже аудитор  дает оценку риска средств контроля, тем больше аргументов, подтверждающих ее обоснованность, он должен предоставить.

Риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств  контроля, оценку неотъемлемого риска, для того чтобы определить надлежащий риск необнаружения.

Риск необнаружения напрямую связан с процедурами проверки по существу и может учитываться:

  • в отношении предпосылок подготовки финансовой отчетности,
  • для определения характера, временных рамок, объема аудиторских процедур по существу.

Информация о работе Аудиторская выборка