Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:22, аттестационная работа
Объектом исследования в данной квалификационной работе является Открытое Акционерное Общество «Смоленск-Лада».
Целью аттестационной квалификационной работы является исследование методов оценки финансового состояния предприятия, как инструмента принятия управленческого решения, анализ финансового состояния ОАО «Смоленск-Лада» и выработка, на этой основе, практических рекомендаций по улучшению его финансового состояния и путей предотвращения несостоятельности (банкротства).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..…………………………6
1.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия………………………………………………………………………6
1.2. Основные подходы к анализу финансового состояния предприятия…..11
1.3. Информационная база для осуществления анализа финансового состояния.............................................................................................................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СМОЛЕНСК-ЛАДА»………………………………25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Смоленск-Лада»…………………………………………………………………………….25
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Смоленск-Лада»………………35
2.3. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО
«Смоленск-Лада»……………………………………………………………....46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СМОЛЕНСК-ЛАДА»……………56
3.1. Совершенствование методов оценки финансового состояния предприятия....................................................................................................56
3.2. Предложения по улучшению финансового состояния анализируемого предприятия……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………72
В качестве перспективного
направления анализа
В таблице 13 представлены основные
этапы анализа финансового
№ |
Наименование этапов |
Содержание |
| ||
1. |
Общая оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период |
|
2. |
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия |
|
2.1. |
методом сравнения |
|
2.2 |
методом коэффициентов |
|
3. |
Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия |
|
3.1. |
методом сравнения |
|
3.2. |
методом коэффициентов |
|
4. |
Анализ оборачиваемости |
|
4.1. |
Анализ оборачиваемости |
|
4.2. |
Анализ дебиторской |
|
4.3. |
Анализ оборачиваемости товарно – материальных запасов |
|
5. |
Анализ финансовых результатов предприятия |
|
6. |
Оценка потенциального банкротства |
а) коэффициент текущей ликвидности б) коэффициент обеспеченностью собственными средствами в) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности |
Преимущества данной методики заключаются в следующем.
Во-первых, в данной методике
подробно описаны не только основные
этапы анализа финансового
Во-вторых, данная методика является методикой внутреннего анализа финансового состояния, т.к. используется информация, как бухгалтерского, так и производственного учета на предприятии. Потенциальными пользователями этих методик будут лишь руководство, персонал предприятия и аудиторы19.
3.2. Предложения
по улучшению финансового
Ухудшение платежеспособности предприятия – это ранний симптом возможного банкротства. Кроме того, банки это воспринимают как потерю надежности клиента и могут прекратить кредитование по овердрафту. Набор традиционных средств по улучшению ликвидности предприятия включает увеличение денежных средств за счет: продажи излишних запасов, оборудования и активов; пересмотр сроков и условий кредитов и займов, уменьшение кредиторской задолженности за счет пересмотра и изменения политики закупок и действующих контрактов на закупки.
Следует еще раз подчеркнуть, что в процессе управления оборотными средствами менеджмент предприятия должен принимать компромиссное решение между эффективным управлением дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами с одной стороны, и ликвидностью предприятия – с другой. Улучшая оборачиваемость активов, мы неизбежно ухудшаем ликвидность. Достижение компромисса – дело чести финансового менеджера и эта задача решается в каждом конкретном случае по-разному, в т. ч. Исходя из текущей конъюнктуры (нужно взять кредит, и потому надо улучшить ликвидность) и стиля руководства. Последнее немаловажно для выработки нормативов для показателей мониторинга.
Принципиально существуют два полярных способа управления бизнесом – консервативный, минимизирующий риск, и агрессивный, допускающий высокую степень риска. В первом случае, менеджмент будет стремиться к увеличению ликвидности, в т. ч. За счет ухудшения оборачиваемости. Во втором случае, наоборот, менеджмент будет стараться заработать деньги «любым путем», максимально увеличивая оборачиваемость, и не особенно обращая внимание на ликвидность. Эта позиция оправдана тем, что денег, по-видимому, будет хватать (ведь оборачиваемость велика) и не придется обращаться за кредитами, ну а с коммерческими кредиторами «будем договариваться». В обоих случаях менеджмент будет вынужден рассчитываться за свою манеру ведения бизнеса: консервативный менеджмент – процентами за банковские кредиты, а агрессивный – уступками поставщикам и потребителям.
В настоящее время в целях минимизации рисков при принятии инвестиционных решений требуется все больше оперативной информации о платежеспособности. Кредитные организации, поставщики и подрядчики, прежде чем предоставить кредит или установить деловые отношения, также требуют раскрытия данной информации.
Для собственников предприятий
недостаточная
Для кредиторов недостаточная
Хорошо работающее промышленное предприятие должно иметь значительное преимущество ликвидных активов над краткосрочными обязательствами, что позволяет точно оценить степень устойчивости и способность погасить обязательства в срок.
Проблема повышения финансовой устойчивости и платежеспособности может решаться двумя путями: во-первых, коррекцией структуры источников финансирования в направлении увеличения более устойчивых и уменьшения самых краткосрочных, а именно кредиторской задолженности и, во-вторых, сокращением потребности в финансовых источниках за счет избавления от неработающих активов и ускорения оборачиваемости работающих. Конкретные меры, которые могут быть предложены организации, следующие:
- увеличение собственного
- увеличение уставного капитала
собственниками и третьими
- предоставление безвозмездной
финансовой помощи
- предоставление организации
- привлечение банковских
- эмиссия облигаций;
- прекращение обязательств
а) предоставления взамен исполнения обязательства отступного (уплата денег, передача имущества). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами;
б) обмена требований на доли в уставном капитале, при котором кредиторы организации становятся ее участниками;
в) новации обязательства, при которой обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
- заключение договора уступки
права требования в обмен на
принятие долга (обязательство
погасить кредиторскую
- переоценка основных средств,
с целью увеличения их
Необходимо отметить, что и чрезмерная финансовая устойчивость, вызванная низким объемом обязательств при наличии значительных активов, также является проблемой для организации, поскольку, как правило, сопровождается стагнацией бизнеса из-за недостаточности источников финансирования для дальнейшего развития и потенциальными потерями прибыли вследствие избытка ликвидных активов, которые обычно являются низкодоходными или вообще не приносят дохода.
Обеспечение постоянной платежеспособности
предприятия за счет поддержания
достаточного уровня ликвидности активов
достигается в первую очередь
за счет эффективного управления остатками
денежных активов и их эквивалентов.
Однако в процессе решения этой задачи
следует иметь в виду, излишние
сформированные денежные активы, обеспечивая
высокий уровень
Структура баланса ОАО «Смоленск-Лада» заслуживает положительной оценки, так как удельный вес оборотных активов превышает удельный вес внеоборотных активов,
Стратегия финансирования оборотных активов ОАО «Смоленск-Лада» является весьма рискованной, так как в общем объеме финансирования оборотных активов высокую долю составляет заемный капитал. ОАО «Смоленск-Лада» характеризуется низким уровнем финансовой устойчивости и самофинансирования. ОАО «Смоленск-Лада» за весь анализируемый период имеет недостаточную степень платежеспособности, что характеризуется низким уровнем коэффициентов ликвидности.
Процесс проведения финансового анализа, как и любой другой сложный процесс должен иметь свою технологию – последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.
Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.
Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь при снижении объемов реализации, поэтому необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Нередко в качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, нашу продукцию не берут». Однако нередко на предприятиях наблюдается другая причина – недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы на телевидении, а о банальной пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует функции отдела сбыта – просто фиксирует полученные выполненные заказы.
Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширения рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования, ноу-хау.
Возможно, что продвижение продукции организовано на должном уровне и предприятие заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно не высока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат – высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат – поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены.