Банкротство ОАО "Смоленск-Лада"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:22, аттестационная работа

Описание работы

Объектом исследования в данной квалификационной работе является Открытое Акционерное Общество «Смоленск-Лада».
Целью аттестационной квалификационной работы является исследование методов оценки финансового состояния предприятия, как инструмента принятия управленческого решения, анализ финансового состояния ОАО «Смоленск-Лада» и выработка, на этой основе, практических рекомендаций по улучшению его финансового состояния и путей предотвращения несостоятельности (банкротства).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..…………………………6
1.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия………………………………………………………………………6
1.2. Основные подходы к анализу финансового состояния предприятия…..11
1.3. Информационная база для осуществления анализа финансового состояния.............................................................................................................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СМОЛЕНСК-ЛАДА»………………………………25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Смоленск-Лада»…………………………………………………………………………….25
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Смоленск-Лада»………………35
2.3. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО
«Смоленск-Лада»……………………………………………………………....46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СМОЛЕНСК-ЛАДА»……………56
3.1. Совершенствование методов оценки финансового состояния предприятия....................................................................................................56
3.2. Предложения по улучшению финансового состояния анализируемого предприятия……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………72

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 453.71 Кб (Скачать файл)

В качестве перспективного направления анализа финансового  состояния предприятия, на мой взгляд, является использование методики Подольского  В.И.

В таблице 13 представлены основные этапы анализа финансового состояния  предприятия в соответствии с  данной методикой.

  Таблица 13 – Этапы анализа финансового состояния предприятия по методике Подольского В.И.

Наименование этапов

Содержание

   
  • ознакомление с бухгалтерской  отчетностью
  • техническая проверка готовности

1.

Общая оценка финансового состояния  предприятия и изменений его  финансовых показателей за отчетный период

  • составление сравнительного аналитического баланса
  • расчет удельных весов величин статей баланса за отчетный период
  • расчет изменений статей баланса к величинам на начало периода
  • расчет изменений статей баланса к изменению итога аналитического баланса

2.

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

 

2.1.

методом сравнения

  • расчет излишков или недостатков средств для формирования запасов и затрат
  • определение степени финансовой устойчивости предприятия

2.2

методом коэффициентов

  • коэффициент автономии
  • коэффициент соотношения заемных и собственных средств
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами
  • коэффициент маневренности
  • коэффициент финансирования

3.

Анализ кредитоспособности и ликвидности  баланса предприятия

 

3.1.

методом сравнения

  • сопоставление средств по активу с обязательствами по пассиву

3.2.

методом коэффициентов

  • коэффициент абсолютной ликвидности
  • коэффициент покрытия или текущей ликвидности

4.

Анализ оборачиваемости оборотных  активов

 

4.1.

Анализ оборачиваемости активов  предприятия

  • определение оборачиваемости активов
  • определение средней величины активов
  • определение продолжительности оборота
  • расчет показателя привлечения (высвобождения) средств в оборот

4.2.

Анализ дебиторской задолженности

  • расчет показателя оборачиваемости дебиторской задолженности
  • определение периода погашения дебиторской задолженности
  • определение показателя доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств
  • определение доли сомнительной дебиторской задолженности

4.3.

Анализ оборачиваемости товарно – материальных запасов

  • расчет показателя оборачиваемости запасов
  • определение срока хранения запасов

5.

Анализ финансовых результатов  предприятия

  • оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период
  • количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции ряда факторов
  • расчет показателя рентабельности предприятия

6.

Оценка потенциального банкротства

  • определение признаков банкротства с помощью использования формулы «Z – счета» Е. Альтмана
  • определение признаков банкротства с помощью следующих коэффициентов:

а) коэффициент  текущей ликвидности

б) коэффициент  обеспеченностью собственными средствами

в) коэффициент  восстановления (утраты) платежеспособности


Преимущества данной методики заключаются в следующем.

Во-первых, в данной методике подробно описаны не только основные этапы анализа финансового состояния  предприятия, но она и довольно доступна для пользователей. Результаты анализа  финансового состояния предприятия, полученные с помощью методики, предложенной В.И. Подольским, дают возможность определить какой фазе жизненного цикла предприятия  соответствует его финансовое состояние и помогут спрогнозировать его финансовое состояние.

Во-вторых, данная методика является методикой внутреннего  анализа финансового состояния, т.к. используется информация, как бухгалтерского, так и производственного учета  на предприятии. Потенциальными пользователями этих методик будут лишь руководство, персонал предприятия и аудиторы19.

 

3.2. Предложения  по улучшению финансового состояния  ОАО «Смоленск-Лада»

Ухудшение платежеспособности предприятия  – это ранний симптом возможного банкротства. Кроме того, банки это воспринимают как потерю надежности клиента и могут прекратить кредитование по овердрафту. Набор традиционных средств по улучшению ликвидности предприятия включает увеличение денежных средств за счет: продажи излишних запасов, оборудования и активов; пересмотр сроков и условий кредитов и займов, уменьшение кредиторской задолженности за счет пересмотра и изменения политики закупок и действующих контрактов на закупки.

Следует еще раз подчеркнуть, что  в процессе управления оборотными средствами менеджмент предприятия должен принимать  компромиссное решение между эффективным управлением дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами с одной стороны, и ликвидностью предприятия – с другой. Улучшая оборачиваемость активов, мы неизбежно ухудшаем ликвидность. Достижение компромисса – дело чести финансового менеджера и эта задача решается в каждом конкретном случае по-разному, в т. ч. Исходя из текущей конъюнктуры (нужно взять кредит, и потому надо улучшить ликвидность) и стиля руководства. Последнее немаловажно для выработки нормативов для показателей мониторинга.

Принципиально существуют два полярных способа управления бизнесом – консервативный, минимизирующий риск, и агрессивный, допускающий высокую степень риска. В первом случае, менеджмент будет стремиться к увеличению ликвидности, в т. ч. За счет ухудшения оборачиваемости. Во втором случае, наоборот, менеджмент будет стараться заработать деньги «любым путем», максимально увеличивая оборачиваемость, и не особенно обращая внимание на ликвидность. Эта позиция оправдана тем, что денег, по-видимому, будет хватать (ведь оборачиваемость велика) и не придется обращаться за кредитами, ну а с коммерческими кредиторами «будем договариваться». В обоих случаях менеджмент будет вынужден рассчитываться за свою манеру ведения бизнеса: консервативный менеджмент – процентами за банковские кредиты, а агрессивный – уступками поставщикам и потребителям.

В настоящее время в целях  минимизации рисков при принятии инвестиционных решений требуется  все больше оперативной информации о платежеспособности. Кредитные  организации, поставщики и подрядчики, прежде чем предоставить кредит или  установить деловые отношения, также  требуют раскрытия данной информации.

Для собственников предприятий  недостаточная платежеспособность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или  полную потерю вложений капитала. В  случае, когда собственники несут  неограниченную ответственность, их убытки могут даже превысить первоначальные вложения.

Для кредиторов недостаточная платежеспособность у должника может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга или частичную  либо полную потерю ссуженных средств. Текущее состояние платежеспособности предприятий может повлиять также  на ее отношение с клиентами и  поставщиками товаров и услуг (изменение  ликвидности может привести и  к потере связей с поставщиками). Ибо если предприятие не может  погасить свои текущие обязательства  по мере того как наступает срок их оплаты, ее дальнейшее существование  ставится под сомнение, и это отодвигает все остальные показатели деятельности на второй план.

Хорошо работающее промышленное предприятие должно иметь значительное преимущество ликвидных активов над краткосрочными обязательствами, что позволяет точно оценить степень устойчивости и способность погасить обязательства в срок.

Проблема повышения финансовой устойчивости и платежеспособности может решаться двумя путями: во-первых, коррекцией структуры источников финансирования в направлении увеличения более  устойчивых и уменьшения самых краткосрочных, а именно кредиторской задолженности  и, во-вторых, сокращением потребности  в финансовых источниках за счет избавления от неработающих активов и ускорения  оборачиваемости работающих. Конкретные меры, которые могут быть предложены организации, следующие:

- увеличение собственного капитала  за счет нераспределенной прибыли.  Разработка дивидендной политики, обеспечивающей развитие организации  за счет нераспределенной прибыли;

- увеличение уставного капитала  собственниками и третьими лицами. Дополнительная эмиссия по закрытой  или открытой подписке для  акционерных обществ;

- предоставление безвозмездной  финансовой помощи учредителями;

- предоставление организации учредительных  займов, желательно долгосрочных. Формально  эта мера не улучшает структуру  баланса, поскольку увеличивает  обязательства организации, но  фактически устойчивость бизнеса  растет, поскольку увеличиваются  средства участников в структуре  финансирования;

- привлечение банковских кредитов, желательно долгосрочных;

- эмиссия облигаций;

- прекращение обязательств путем:

а) предоставления взамен исполнения обязательства отступного (уплата денег, передача имущества). Размер, сроки  и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами;

б) обмена требований на доли в уставном капитале, при котором кредиторы  организации становятся ее участниками;

в) новации обязательства, при которой  обязательство прекращается соглашением  сторон о замене первоначального  обязательства, существующего между  ними, другим обязательством между  теми же лицами, предусматривающим  иной предмет или способ исполнения;

- заключение договора уступки  права требования в обмен на  принятие долга (обязательство  погасить кредиторскую задолженность). Одновременно снижаются две задолженности  (дебиторская и кредиторская);

- переоценка основных средств,  с целью увеличения их стоимости.  Эта мера формально увеличивает  финансовую устойчивость организации,  поскольку в результате увеличивается  стоимость основных средств и  величина добавочного капитала (составляющая  собственного капитала организации).

Необходимо отметить, что и чрезмерная финансовая устойчивость, вызванная  низким объемом обязательств при наличии значительных активов, также является проблемой для организации, поскольку, как правило, сопровождается стагнацией бизнеса из-за недостаточности источников финансирования для дальнейшего развития и потенциальными потерями прибыли вследствие избытка ликвидных активов, которые обычно являются низкодоходными или вообще не приносят дохода.

Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания  достаточного уровня ликвидности активов  достигается в первую очередь  за счет эффективного управления остатками  денежных активов и их эквивалентов. Однако в процессе решения этой задачи следует иметь в виду, излишние сформированные денежные активы, обеспечивая  высокий уровень платежеспособности, теряют свою стоимость под влиянием фактора времени и инфляции. Поэтому  задача поддержания достаточного уровня платежеспособности относится к  числу оптимизационных, в процессе решения которой должны учитываться различные экономические интересы предприятия. Необходимая платежеспособность предприятия обеспечивается также высоким уровнем ликвидности готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и некоторых других видов операционных активов.

Структура баланса ОАО «Смоленск-Лада» заслуживает положительной оценки, так как удельный вес оборотных активов превышает удельный вес внеоборотных активов,

Стратегия финансирования оборотных  активов ОАО «Смоленск-Лада» является весьма рискованной, так как в общем объеме финансирования оборотных активов высокую долю составляет заемный капитал. ОАО «Смоленск-Лада» характеризуется низким уровнем финансовой устойчивости и самофинансирования. ОАО «Смоленск-Лада» за весь анализируемый период имеет недостаточную степень платежеспособности, что характеризуется низким уровнем коэффициентов ликвидности.

Процесс проведения финансового анализа, как и любой другой сложный  процесс должен иметь свою технологию – последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния  предприятия и рычагов его  оптимизации.

Потенциальная возможность предприятия  сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом  получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли  предприятия – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов  деятельности.

Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь  при снижении объемов реализации, поэтому необходимо выяснить причину  сложившейся ситуации. Нередко в  качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, нашу продукцию не берут». Однако нередко на предприятиях наблюдается  другая причина – недостаточные  усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы  на телевидении, а о банальной  пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего  за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует  функции отдела сбыта – просто фиксирует полученные выполненные  заказы.

Если рыночная ситуация такова, что  спрос на продукцию предприятия  ограничен и расширения рынка  сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о  необходимости выпуска новых  видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом  на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств  на приобретение нового оборудования, ноу-хау. 

Возможно, что продвижение продукции  организовано на должном уровне и  предприятие заняло максимально  возможную долю рынка, но прибыль  все равно не высока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких  затрат – высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые  поставщиками. В этом случае вариант  снижения затрат – поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены.

Информация о работе Банкротство ОАО "Смоленск-Лада"