Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель, задачи и объект исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики планирования и контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия молочной промышленности ОАО «Сыродел». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявление места и роли бюджетирования в системе управления предприятием;
- анализ состава и структуры затрат;
- исследование экономических отношений между структурными подразделениями предприятия;
- анализ взаимоувязки бюджетирования с системой бухгалтерского учета. Объект исследования – управление финансовыми ресурсами промышленного предприятия, функционирующего в условиях конкурентной борьбы.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследуемой проблемы ……………....... ..……. 5
1.1 Сущность и, принципы, бюджетирования ……………………......... 5
1.2 Роль бюджетирования в системе управления затратами……........... 11
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сыродел»…… 13
2.1 Организационная характеристика ОАО «Сыродел»………………..
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Сыродел»………………….
13
16
3 Организация учёта расходов на производство и калькулирование
себестоимости продукции………………………………………………...
19
3.1 Оценка организации бухгалтерского учёта…………………………. 19
3.2 Сущность, структуры и динамика затрат…………………………… 21
3.3 Документальное оформление операций по учёту затрат…………... 24
3.4 Синтетический и аналитический учёт………………………………. 27
3.5 Калькулирование себестоимости продукции………………………..
3.6 Оценка состояния бюджетирования на ОАО «Сыродел»…………..
30
35
Выводы и предложения……………………………………………………... 38
Список используемой литературы………………………………………….. 41
Как видно из таблицы , наибольший вклад в себестоимость продукции вносят материальные затраты, их доля составляет – 79%, 67%, 73% от всей суммы затрат по элементам в 2006, 2007, 2008 годах соответственно. Такая большая доля материальных затрат характерна для предприятий пищевой промышленности, норма которой по разным данным колеблется от 76 до 90%.
В 2008 году по сравнению с 2006 годом доля этих затрат уменьшилась на 6%. Это свидетельствует об увеличении технической оснащенности и использовании современного технологического оборудования, которое позволяет более эффективно использовать материальные ресурсы.
Почти
вдвое увеличилась доля затрат предприятия
на оплату своим работникам, а вслед
за ней и доля отчислений на социальные
нужды. Такое изменение вызвано
стремлением руководства
Процентная доля амортизации в структуре затрат 2008 года меньше единицы, в то время как в 2006 году она равна 1. Хотя разница в стоимостной оценке амортизации между 2006 и 2008 годами составляет всего 194 тысячи рублей, из-за большой суммы материальных затрат, уровень амортизации становится ничтожным в 2008 году.
Доля
прочих затрат осталась неизменной и составляет
13%.
3.3
Документальное оформление
операций по учету затрат
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3], должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Включение затрат в себестоимость продукции происходит также на основании первичных документов. Приведем описание нескольких основных первичных документов, используемых для учета материальных, трудовых и общехозяйственных расходов.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (форма №М-8). Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. В них указывают: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; номенклатурный номер; наименование отпускаемых материалов; единицу измерения; лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену. При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Если материалы со склада отпускаются не часто, то их отпуск оформляют одно- или многосрочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остаётся в цехе, второй, с распиской получателя, - у кладовщика.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказами.
Акт о приемке материалов (форма №М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику.
Карточка учета материалов (форма №М-17) служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру.
Табель учета использования рабочего времени (форма №Т-13) применяются для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины. Форма № Т-13 предназначена для учета и использования рабочего времени. При использовании формы №Т-13 оплату труда начисляют в лицевом счете (форма № Т-54), расчетной ведомости (форма №Т-51).
Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной плате. Оформленные первичные документы по учету выработки и выполненных работ вместе со всеми дополнительными документами передаются бухгалтеру.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработков работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания.
Лица, осуществляющие закупку товарно-материальных ценностей и иных расходов за наличный расчет, должны в обязательном порядке предоставить авансовый отчет, к которому приложить чек контрольно-кассовой машины, товарный чек или накладную, счет-фактуру с указанием наименований товарно-материальных ценностей, количества, суммы, цены, или другие подтверждающие расходы документы.
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.
На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ.
Кроме
того, подразделения организации ежемесячно
составляют отчеты о наличии и движении
материальных ценностей (приложение К)
и передают их в бухгалтерию [29, 54-57].
3.4
Синтетический и аналитический
учет
Общая схема учёта затрат на производство предусматривает выполнение отдельных процедур в определённой последовательности, составляющей сущность технологического учётного процесса на данном участке бухгалтерии.
Вначале производственные расходы по отчётному периоду накапливаются на отдельных счетах бухгалтерского учёта, формирующих состав III раздела Плана счетов бухгалтерского учёта – «Затраты на производство» (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.).
Потом
учтённые расходы, в первую очередь
связанные со вспомогательными производствами,
распределяются между цехами данного
производства в части встречных
услуг. После этого списываются
затраты каждого
На
третьем уровне распределению подлежат
расходы на управление – общепроизводственные
и общехозяйственные расходы
исходя из выбранной базы их распределения,
установленной в учётной
Если в процессе учёта формирования затрат на производство продукции выявляются непроизводственные потери в виде допущенного брака, сумма его должна быть списана на соответствующие счета: на себестоимость конкретных видов продукции или на виновных лиц.
Заключительным этапом является исчисление фактической производственной себестоимости произведённой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета № 34н [4, 18] фактическая себестоимость в ОАО «Сыродел» определяется по прямым статьям затрат.
К прямым затратам относятся:
- затраты на сырье, которое образуют основу изготавливаемой продукции (молоко, сливки, творог и др.);
- затраты на основные материалы, которые непосредственно входят в состав продукции (сахар, цукаты, изюм, ванилин, соль, какао, кофе, масло растительное, джемы и др.);
- затраты на тару и упаковочные материалы, используемые для упаковки и затаривания продукции в цехах;
- затраты на вспомогательные материалы, которые не являются составной частью вырабатываемой продукции (марля, фланель, ватные фильтры, производственные химикаты, ферменты, дезинфицирующие и моющие средства и др.);
- расходы на оплату труда производственных рабочих, которые непосредственно связаны с изготовлением продукции, и соответствующие суммы единого социального налога и страховых взносов;
- затраты на услуги производственного характера по выполнению отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, оказываемые сторонними организациями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции;
- затраты на топливо и энергию всех видов, включающие затраты на электричество, газ, тепло, воду, расходуемые в процессе производства продукции.
Фактическая
себестоимость готовой
- 43.10.10 «Готовая продукция по фактическим переменным затратам» в аналитике по видам продукции и местам ее нахождения (складам);
- 43.10.26 «Отклонения: бюджетные дотации» (без аналитики по видам продукции);
- 43.10.28 «Отклонения: комиссии внутренних посредников» (без аналитики по видам продукции).
На
субсчете 43.10.10 отражается фактическая
себестоимость произведенной
Счет
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
не используется.
3.5
Калькулирование себестоимости
продукции
Калькулирование
себестоимости готовой
В
целях калькулирования
|