Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В то же время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост. Выполнение таких задач возможно с помощью надежного информационного обеспечение функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Созда

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного управления и основные принципы его организации.
1.1 Бюджетирование, как управленческая технология……………………….
1.2 Цели организации и задачи бюджетирования…………………….
1.3 Принципы бюджетирования………………………………………………..
1.4 Классификация бюджетов…………………………………………………..
Раздел 2. Учет и система контроля по центрам ответственности
2.1 Типы центров ответственности……………………………………………..
2.2 Метод определения значимости отклонений………………………………
2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)……………………………………
Раздел 3. Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации на примере ООО «П».
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «П».
3.2 Технология формирования бюджетов в организации ООО «П».
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

     Для этого все издержки разделяются  на переменные и постоянные. Для  планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда. Норматив переменных затрат составляет 1,5, 2,0 и 0,5% от продажной цены на единицу проданных товаров по каждой группе товаров соответственно. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.

     Таблица 7.Бюджет коммерческих расходов на предстоящий год.

Наименование  статей Сумма, у.е.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.
«Телевизор» 15 000 18 000 12 000 25 000
«Холодильник» 10 000 12 000 8 000 15 000
«Кухонный комбайн» 40 000 35 000 32 000 60 000
Переменные  затраты на единицу продукции (у.е.)
«Телевизор» (1,5%) 90 000 94 500 63 000 150 000
«Холодильник» (2%) 160 000 170 400 112 000 237 000
«Кухонный комбайн» (0,5%) 30 000 22 750 19 200 42 000
Всего переменные затраты 280 000 287 650 194 200 429 000
Постоянные  затраты по договорам 450 000 450 000 450 000 450 000
Итого 730 000 737 650 644 200 879 000
 

     Следующим этапом в разработке бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.

     Бюджет  товарных запасов непосредственно  связан с бюджетом продаж товаров  и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным, так как при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования затоваривания на складах и, соответственно, увеличения издержек. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

     Руководство торгового предприятия считает, что в истекшем 2005г. Товарные запасы были не оптимальными и составили к концу года 1,5 млн. у.е. в денежном выражении. С ростом товарооборота их следует пропорционально увеличивать, но необходимо уменьшать долю товара, которая переходит на следующий год. Так, в прошлом году количество товарных запасов на 31 декабря 2005г. Составило 26% от планируемого объема продаж I квартала 2006г. Руководство организации намеревается снизить этот показатель вдвое, что должно произойти за счет следующих факторов:

  • Более эффективной работы с поставщиками, направленной на уменьшение минимальных партий закупок товара;
  • Улучшения транспортного взаимодействия между складами организации;
  • Создания единой автоматизированной информационной системы товарных запасов и товарооборота.

     Таблица 8.Бюджет товарных запасов.

Склады Запасы  на 1.01.2006г. Планируемые запасы на 1.04.2006г.
шт. тыс.у.е. шт. тыс.у.е.
Склад №1, в т.ч. 6500 1 573 500 5000 1 077 400
«Телевизор» 2000 592 000 1400 414 400
«Холодильник» 1000 593 000 600 351 000
«Кухонный комбайн» 3500 388 500 3000 312 00
Склад №2, в т.ч. 6500 1 629 500 4700 1 046 400
«Телевизор» 1000 296 000 900 266 400
«Холодильник» 1500 889 500 800 468 000
«Кухонный комбайн» 4000 444 000 3000 312 000
Склад №3, в т.ч. 3900 647 600 3300 790 150
«Телевизор» 900 266 400 950 281 200
«Холодильник» 100 59 300 550 321 750
«Кухонный комбайн» 2900 321 900 1800 187 200
Итого 16 900 3 850 600 13 000 2 913 950
 

     Из  табл. 8 видно, что произошло выравнивание товарных запасов по складам кА в количественном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, сократилась довольно существенно сумма отвлеченных из оборота денежных средств (средств в товарных запасах). Эта сумма уменьшилась с 3850тыс. до почти 2900тыс у.е. почти на 25%, что является безусловно положительным фактом.

     Бюджет  закупок содержит информацию о финансово-экономических  показателях, характеризующих эффективность  процесса снабжения. В зависимости  от сложности организации данного  бизнес-процесса выбирается и структура  бюджета закупок. Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в организациях практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в закупках участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, так как составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно. Вместе с тем можно использовать и следующую процедуру. В независимости от организационного распределения данного процесса между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов или бюджет закупок товаров.

     Если  бюджет закупок состоит из нескольких бюджетов, то уже нет особого смысла составлять какой-то сводный бюджет закупок, так как по каждому из выделенных направлений имеется соответствующий бюджет закупок (см. рис1). Такое внимание к закупкам объясняется просто. Как правило, в большинстве организаций в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. Налаживание работы по процессу снабжения позволяет более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).

     Рис.1.Структура бюджета закупок торгового предприятия

     

     Кроме оптимизации затрат на закупку, большие  резервы содержаться в усилении контроля над процессом закупок. Следует иметь ввиду, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе «дополнительную мотивацию» и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи. Таким образом, получается, что за счет оптимизации данного бизнес-процесса можно навести порядок в объемах закупок, а за счет усиления контроля – в ценах и затратах на закупку.

     Бюджет  закупок коммерческой продукции  содержит информацию о финансово-экономических  показателях, характеризующих эффективность закупки товаров с целью перепродажи. В данном случае бюджет закупок коммерческой продукции содержит пять групп показателей, характеризующих эффективность процесса снабжения в части закупок коммерческой продукции: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, запасы товаров, выплаты денежных средств.

     Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой.

     Ок = Он + П – Р,

     Где: Ок – остаток товаров на конец планируемого периода;

     Рн  – остаток товаров на начало планируемого периода;

     П – поступление (закупка) товаров  за планируемый период;

     Р – реализация товаров за планируемый  период.

     Из  формулы (1) можно вывести формулу, по которой рассчитывается планируемое  поступление товаров:

     П = Р – Он + Ок.

     Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим табл.9, в которой остатки запасов товаров на 1 января 2006г. Считаем остатками на начало планируемого периода.

     Таблица 9.Бюджет закупок (в тыс.у.е.).

Склады Планируе-мая  реализация за 2006 г. Остатки запасов на 1.01.2006г. Остатки запасов  на 1.01.2007г. План закупок Цена Стоимость
Склад №1, в т.ч. 80 000 6 500 5 000 78 500   19 227 700
«Телевизор» 22 000 2 000 1 400 21 400 296 6 334 400
«Холодильник» 14 000 1 000 600 13 600 593 8 064 800
«Кухонный комбайн» 44 000 3 500 3 000 43 500 111 4 828 500
Склад №2, в т.ч. 111 000 6 500 4 700 109 200   28 104 300
«Телевизор» 31 000 1 000 900 30 900 296 9 146 400
«Холодильник» 22 000 1 500 800 21 300 593 12 630 900
«Кухонный комбайн» 58 000 4 000 3 000 57 000 111 6 327 000
Склад №3, в т.ч. 81 000 3 900 3 300 80 400   16 633 550
«Телевизор» 17 000 900 950 17 050 296 5 046 800
«Холодильник» 9 000 100 550 9 450 593 5 603 850
«Кухонный комбайн» 55 000 2900 1 800 53 900 111 5 982 900
Итого 272 000 16 900 13 000 268 100   63 965 550
 

     Следующим бюджетов, последним из операционных для торгового предприятия, составляется бюджет управленческих расходов. Это  плановый документ, в котором приведены  расходы на мероприятия, непосредственно  не связанные с производством  и сбытом продукции.

     В состав этого расхода входят различные расходы, связанные с обслуживанием коммерческой деятельности организации. Поскольку статьи данного бюджета разнородны и связаны с деятельностью большого числа отделов организации, то и задача по составлению бюджета является сложной. Вспомогательные подразделения не составляют отдельные бюджеты, а планируют расходы путем разработки служебных заявок. Общую их величину рассматривает и утверждает экономический отдел, который сводит эти расходы в единый бюджет.

     Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату управленческого аппарата и т.д. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете.

     Таблица 10.Бюджет административных издержек

Статьи  издержек I квартал II квартал III квартал IV квартал Подразделение
Зарплата 1 000 000 1 000 000 1 000 000 1 000 000 Отдел труда  и заработной платы
Страховка 100 000 100 000 100 000 100 000 Юридический отдел
Аренда  и коммунальные платежи 250 000 250 000 250 000 250 000 Юридический отдел
Прочие 100 000 100 000 100 000 100 000  
В т.ч. расходы по внутреннему аудиту 50 000 0 0 0 Финансовый  отдел
Информационные  системы 0 50 000 0 0 Отдел автоматизации
Административно – хозяйственные расходы 0 0 50 000 0 АХО
Расходы на безопасность 50 000 50 000 50 000 100 000 Служба безопасности

Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности