Бухгалтерская отчетность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму¬щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин¬тересованных во вложении капитала.
Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, нормативно-правовых актов, списка использованной литературы, приложения, включающего 41 наименований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии………………………..7
1.1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней……………………………………………………………………...………7
1.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности………………………………………………………….………...12
1.3.Порядок составления бухгалтерских отчетов……………….……..14
1.4.Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей…………………………………………………………………….…...16
Глава 2 Источники информации, необходимой для финансового анализа……………………………………………………………………………2
2.1. Бухгалтерский баланс предприятия………………………………...28
2.2. Отчет о прибылях и убытках…….……………………………….…30
2.3. Отчет о движении капитала.………………………………………...32
2.4. Отчет о движении денежных средств……………………………....33
2.5. Приложение к бухгалтерскому балансу……………………………35
Глава 3. Структура и содержание форм бухгалтерской отчётности ЗАО « Потенциал»
3.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.2. Бухгалтерская отчётность ЗАО « Потенциал».
3.2.1. Содержание и порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс» ЗАО « Потенциал»…………………………………………………21
3.2.2. Содержание и порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ЗАО «Потенциал»………………………………………………..38
3.2.3. Содержание и порядок заполнения формы № 3 «Отчет об изменениях капитала» ЗАО « Потенциал».
3.2.4. Содержание и порядок составления формы № 4 «Отчет о движении денежных средств» ЗАО « Потенциал»…………………………………….59
3.2.5. Содержание и порядок заполнения формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» ЗАО «Потенциал»……………………………....63

Заключение…………………………………………………………………...59
Список литературы и нормативных документов……………………….…63

Файлы: 1 файл

курсовая бух. учёт.docx

— 115.58 Кб (Скачать файл)

 

Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Законом о  бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

Требование  достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если  при составлении бухгалтерской  отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения  финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.

Требование  нейтральности означает, что при  формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование  целостности означает необходимость  включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование  последовательности означает необходимость  соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в  бухгалтерской отчетности должны содержаться  данные, позволяющие осуществить  их сравнение с аналогичными данными  за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование  соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления  бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).

Требование  правильного оформления связано  с соблюдением формальных принципов  отчетности: составление ее на русском  языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

 

1. 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов.

 

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь  в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг  невозможно во всех случаях отнести  на асе объекты калькуляции фактические  затраты. Какую-то часть затрат по некоторым  объектам калькуляции организации  вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило  выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость  услуг вспомогательных производств  и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

В порядке  последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных  вложений, определяется финансовый результат  от деятельности организации, и закрываются  счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие  основных средств» и 48 «.Реализация прочих активов», распределяется прибыль и  закрывается счет 80 «Прибыли и убытки».

При составлении  форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.

Отчетным  годом для всех организаций считается  период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым  отчетным годом для создаваемых  организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные  вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

 

1.4. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей.

 

Основной  формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной книги производят непосредственно по данным мемориальных ордеров.

На малых  предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных операций.

Следует отметить, что некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно  по остаткам соответствующих счетов.

Значительная  часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов.

Основное  содержание бухгалтерского баланса  представлено ПБУ № 4 (7).

Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной  и годовой отчетности. Например, содержание бухгалтерского баланса за 2000 отчетный год определено приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.

Правила оценки статей баланса установлены  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ним основные средства, нематериальные активы и МБП отражают в балансе  по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы — по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 37 «Выпуск продукции, работ, услуг» — по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

Товары  в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам.

Расчеты с дебиторами и кредиторами  каждая сторона отражает в своей  отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

Дебиторскую задолженность, по которой  истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают  по решению руководителя предприятия  за счет резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты хозяйственной  деятельности коммерческой организации  и увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Отражаемые в отчетности суммы  по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала не достаточно).

Глава 2. Источники информации, необходимой для финансового анализа

 

Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия связан с обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.

В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ1 и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н2 в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

а) бухгалтерский  баланс – форма № 1;

б) отчет  о финансовых результатах – форма  № 2;

в) отчет  о движении капитала  форма –  № 3;

г) отчет  о движении денежных средств  –  форма № 4;

д) приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5.

Баланс  – главная форма бухгалтерской  отчетности. Он показывает состояние активов предприятия и источники их формирования на определенную дату. В финансовом анализе принято различать бухгалтерский (брутто-) баланс и аналитический (нетто-) баланс. Отличия нетто-баланса состоят в коррекции отдельных статей бухгалтерского баланса с учетом отличий бухгалтерских оценок от рыночных

Отчет о  финансовых результатах (форма №2) содержит информацию о процессе формирования и использования прибыли за определенный период времени. Данные формы №2 объединяют показатели баланса на начало и конец отчетного периода.

Отчет о  движении денежных средств (форма №4) отражает остаток денежных средств  на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.

Приложение  к балансу (форма №5) включает девять разделов, отражающих движение собственного и заемного капиталов, дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность на предприятии