Бухгалтерская отчетность предприятия и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение теоретической и практической части бухгалтерской отчетности.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы состава и содержания бухгалтерской отчетности организации;
- рассмотреть организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
- исследовать бухгалтерскую отчетность предприятия;
- сформулировать выводы и предложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВА И СОДЕРЖАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ………………………………………….6
1.1 Принципы составления бухгалтерской отчетности……………………….6
1.2 Международные стандарты финансовой отчетности и адаптация к ним отечественной бухгалтерской отчетности……………………………………..20
1.3 Основные методы и приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (на примере ОсОО «Кыргызстальконструкция»)………………………..……….………………….30
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия..…………….........30
2.1. Порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности предприятия……………………………………………………………………...38
3.2. Эксперс - анализ финансовой отчетности ……………………………….46
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………65
3.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74

Файлы: 1 файл

Хавхалюк 2.docx

— 164.10 Кб (Скачать файл)

Таблица 13

Показателей рентабельности, тыс.руб.

Показатели

Год

Откл-ние

2005

2006

Прибыль до налогообложения

622

568

-54

Чистая прибыль

435

397

-38

Рентабельность совокупных активов

4,54

4,01

-0,53

Рентабельность оборотных  активов

7,75

6,84

-0,91

Рентабельность производственных средств

9,59

8,27

-1,32

Рентабельность собственного капитала

0,16

0,12

-0,04

Рентабельность перманентного  капитала

0,07

0,05

-0,02


 

По данным таблицы 13 можно  сказать следующее: за 2006 г. все рассчитанные показатели снизились по сравнению  с 2005 г.. Это произошло в результате снижения оборачиваемости активов. Положение можно улучшить за счет пополнения собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.

В целом, анализ показал, что  за два года произошли несущественные изменения в структуре баланса  предприятия: в активе баланса как  положительную тенденцию следует  рассматривать сокращение удельного  веса дебиторской задолженности; отрицательной тенденцией - уменьшение удельного веса денежных средств. В пассиве баланса как положительную тенденцию следует рассматривать сокращение удельного веса краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Анализ платежеспособности предприятия указывает на то, что  на предприятие имеет низкую платежеспособность.

Анализ рентабельности использования  активов показал ухудшение оборачиваемости  активов, как в целом, так и  по отдельным их элементам, что привело  к снижению рентабельности их использования.

Положение можно улучшить за счет пополнения собственного капитала и увеличения собственных оборотных  средств, а также за счет дополнительного  привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.

 

 

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

3.1 Автоматизация  составления отчетности

Проблемы, возникающие в  процессе формирования любой отчетности, негативно влияют на эффективность  системы управления предприятием. Их можно компенсировать, правильно  организовав автоматизацию отчетности.

В деятельности каждого предприятия  неизбежны процессы формирования разнообразной  отчетности для внутренних (менеджеры) и внешних (акционеры, государство) пользователей.

Для крупных предприятий, как правило, характерны высокая  трудоемкость, низкая формализация, недостаточная  оперативность и недостоверность  предоставляемой отчетной информации. Рассмотрим подробнее эти проблемы. Каждое структурное подразделение крупных предприятий зачастую формирует собственный пакет отчетности, при этом состав показателей в отчетах разных подразделений может пересекаться, но это никем не контролируется.

При смене руководителей  состав отчетности подразделений обычно пересматривается, что приводит к  появлению новых форм, но не отменяет уже существующих.

В итоге отчетность предприятия  неуклонно разрастается и становится избыточной, повышается трудоемкость процессов ее формирования, однако потребители информации от этого  едва ли выигрывают.

Далеко не всегда сотрудники предприятия, предоставляющие показатели отчетов, заинтересованы в «прозрачности» процесса получения этих сведений. Излишняя открытость лишает их возможности  некоторого «маневра» и усиливает  контроль со стороны руководства, поэтому  формализация процессов формирования отчетности на местах, как правило, не приветствуется. К тому же на это  обычно «нет времени».

Низкая формализация, безусловно, способствует хаотичности процессов  формирования отчетности и умышленному  искажению соответствующей информации. Повышение трудоемкости при ограниченном штате сотрудников и сохранении старых методов формирования отчетности неизбежно приводит к снижению оперативности. Сам процесс доставки информации лицу, принимающему решения (конечному  пользователю отчета), может состоять из множества звеньев, каждое из которых  чревато задержками и искажением информации.

Разумеется, предприятие  может успешно работать и даже развиваться несмотря на перечисленные проблем. Однако их воздействие на эффективность и конкурентоспособность предприятия, по мере его укрупнения, становится все более негативным.

Именно поэтому руководство  осознает необходимость реорганизации  процессов формирования отчетности предприятия, возлагая большие (часто  завышенные) надежды на автоматизацию. Кроме того, одной из причин модернизации формирования отчетности часто является внедрение на предприятии информационной системы управления. Инициаторы данных проектов далеко не всегда осознают, что  реформирование и автоматизация  отчетности тянут за собой шлейф  новых взаимосвязанных задач.

Автоматизация отчетности –  первый шаг на пути к эффективной  работе предприятия.

Автоматический сбор отчетности значительно упрощает получение  статистических данных, позволяет добиваться существенной экономии временных ресурсов и трудозатрат. При этом, качество подготовленной и систематизированной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия оказывается очень высоким.

Автоматизация процесса формирования отчетности позволяет получить следующие  преимущества:

- оперативность сбора  данных;

- непрерывность процесса  поступления информации;

- заведомая корректность  поступающих сведений;

- контроль над формированием  отчетности осуществляется в  автоматическом режиме, без вмешательства  руководителя;

- возможность быстро адаптировать  алгоритм сбора данных под  изменяющиеся требования получателей  информации;

- прозрачность подготовленных  данных;

- широкие возможности  для последующей обработки и  анализа поступающей информации.

Автоматизация формирования отчетности позволяет руководителю получать точные сведения о деятельности предприятия и организовывать работу каждого конкретного подразделения  так, чтобы она была максимально  эффективной. Также автоматизация  составления отчетности дает получателю информации мощный инструмент, в результате применения которого на каждом из этапов сбора данных можно добиться:

- роста эффективности  труда сотрудников;

- повышения качественного  уровня их работы;

- четкого разграничения  ответственности за подготовку  тех или иных сведений либо  документов;

- достоверности предоставляемой  сотрудниками информации.

Автоматизация процесса формирования отчетности «Айкумена-Управление» – огромный шаг к полной автоматизация отчетности предприятия.

Автоматизация формирования отчетности, реализованная с помощью  программного продукта «Айкумена-Управление», позволяет обеспечивать корректный и оперативный сбор данных, как на малых, так и на средних и крупных предприятиях.

Внедрение «Айкумена-Управление» позволяет провести автоматизацию сбора данных и подготовки отчетности, заложив основы для максимально продуктивной и прозрачной деятельности предприятия.

Таким образом, проблемы, возникающие  в процессе формирования любой отчетности, негативно влияют на эффективность  системы управления предприятием. Их можно компенсировать, правильно  организовав автоматизацию отчетности.

В итоге отчетность предприятия  неуклонно разрастается и становится избыточной, повышается трудоемкость процессов ее формирования, однако потребители информации от этого  едва ли выигрывают.

Автоматизация отчетности –  первый шаг на пути к эффективной  работе предприятия. Автоматический сбор отчетности значительно упрощает получение  статистических данных, позволяет добиваться существенной экономии временных ресурсов и трудозатрат. При этом, качество подготовленной и систематизированной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия оказывается очень высоким.

Внедрение «Айкумена-Управление» позволяет провести автоматизацию сбора данных и подготовки отчетности, заложив основы для максимально продуктивной и прозрачной деятельности предприятия.

 

3.2 Составление  бухгалтерского баланса и отчета  о прибылях и убытках в соответствии  с нормами МСФО

 

В настоящее время в  стране претворяется Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации  от 6.03.98 г. № 283, а также намечены меры по ее реализации в 2001-2005 гг.

В соответствии с проектом Федерального закона «О консолидированной  финансовой отчетности» предусмотрен поэтапный переход к режиму формирования сводной (консолидированной) отчетности по МСФО:

- с 1 января 2004 г. отчетность  по МСФО составляют открытые  акционерные общества, акции которых  котируются на фондовых рынках  и специальных аукционах;

- с 1 января 2007 г. отчетность  по международным стандартам  должны составлять акционерные  общества, имеющие дочерние структуры;

- с 2010 г. - остальные организации  в соответствии с законом.

Использование МСФО для составления  бухгалтерской отчетности в России сопровождается, с одной стороны, непониманием их преимуществ; потребность  в информации о содержании финансовой отчетности по МСФО для практической деятельности незначительна.

С другой стороны, изучение и попытки реализации принципов  и методологии отдельных стандартов для составления бухгалтерской  отчетности по МСФО в российских условиях вызывает значительные трудности в  понимании базовых методологических основ формирования данных, методик  исчисления показателей, составляющих отчетность, техники получения необходимых  сведений. В связи с этим целью  данной статьи является рассмотрение необходимости использования международных  стандартов финансовой отчетности для  ее понимания всеми заинтересованными  пользователями, а также содержания и методики формирования ее отдельных  форм [24].

Для ОАО «Автоагрегат» необходимо предложить переход на нормы МСФО.

Одной из наиболее важных форм финансовой отчетности, по данным которой  определяется имущественное положение  компании, является бухгалтерский баланс.

Составлению бухгалтерского баланса должна предшествовать работа по обоснованию необходимости разделения в нем краткосрочных и долгосрочных активов и обязательств и представления  их в виде отдельной классификации. Если руководством принято решение  не приводить в балансе подобную классификацию, активы и обязательства  должны представляться в бухгалтерском балансе в порядке ликвидности. Кроме этого, если в балансе суммируются отдельные виды активов и пассивов, компания обязательно должна раскрывать суммы активов и обязательств, возмещение или погашение которых ожидается в течение двенадцати месяцев после отчетной даты и по окончании двенадцати месяцев после отчетной даты.

Реализация подобного  требования МСФО позволяет предоставить пользователям полезную информацию о стоимости чистых активов в  составе оборотного капитала и чистых активов, используемых в долгосрочных операциях компании. Такие сведения дают возможность пользователям  финансовой отчетности определить активы, которые должны быть реализованы  в текущем отчетном периоде, и  обязательства, погашение которых  ожидается в том же временном  периоде, а также проанализировать степень ликвидности и платежеспособности компании.

Разделению в МСФО активов  на краткосрочные и долгосрочные придается особое значение. В МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» определены требования, которым эти активы должны отвечать. Краткосрочные активы представляются в финансовой отчетности, когда отвечают следующим требованиям:

- предназначены для продажи  или использования в условиях  операционного цикла или в  течение двенадцати месяцев с  отчетной даты;

- являются активами в  форме денежных средств или  их эквивалентов, не имеющих ограничений  в использовании.

Такие активы включают запасы, задолженность покупателей и  заказчиков, рыночные ценные бумаги и  др. Активы, не обладающие названными свойствами, признаются при составлении бухгалтерского баланса по МСФО как долгосрочные.

Обязательства квалифицируются  в бухгалтерском балансе как  краткосрочные, если их погашение планируется  в течение операционного цикла  компании или в течение двенадцати месяцев после отчетной даты. Среди  обязательств, которые относятся  к краткосрочным, выделяют задолженность перед поставщиками и подрядчиками, обязательства по выплате процентов, банковские овердрафты, дивиденды к выплате, налоги на прибыль и др. Остальные обязательства классифицируются как долгосрочные [25].

Информация о работе Бухгалтерская отчетность предприятия и ее роль в рыночной экономике