Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.
В настоящее время требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности регламентирует Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.
Под учетной политикой организации понимают совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к которым относят: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Это методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров и обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
При формировании учетной политики организация должна исходить из допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности факторов хозяйственной деятельности) и выполнять требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета (требование полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности, требование приоритета содержания перед формой). При этом если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от допущений, установленных п. 5 ПБУ 1/2008, она обязана раскрыть причины этих отступлений в бухгалтерской отчетности.
Основные правила составления учетной политики закреплены в ст. 6 Закона о бухгалтерском учете. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером организации, утверждается ее руководителем и оформляется соответствующим организационно-
В учетной политике утверждаются:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика должна формироваться в соответствии с принципами бухгалтерского учета.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008, при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета организацией осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерского учету.
В том случае, когда организация не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы (требованию рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).
Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица (т. е. со дня государственной регистрации). Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организация, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Принципы бухгалтерского учета
Способы ведения бухгалтерского учета, отражаемые в учетной политике
Организация при формировании учетной политики должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
Существенность при формировании бухгалтерской отчетности зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 % (Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина. № 66н).
В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета выделяют два основных направления:
– описание элементов организационно-технического характера,
– описание методики учета и способов оценки отдельных объектов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухгалтерского учета. Он разрабатывается на основе Плана счетов и Инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, количества и видов хозяйственных операций организации. При этом организации с незначительными объемами учетной работы (т. е. незначительным количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок. Предприятия же, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных или разветвленную структурную сеть, должны разрабатывать свой рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом в рабочем плане счетов указываются только те наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы организации для учета хозяйственных операций.
Первичные документы и формы бухгалтерской отчетности. Все хозяйственные операции должны быть оформлены первичными учетными документами. Общие требования к оформлению документов установлены п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Организации при оформлении хозяйственных операций должны использовать унифицированные формы первичной учетной документации. В случае оформления операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, организация может самостоятельно разработать необходимый первичный документ, соблюдая правила, установленные законодательством. Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в качестве приложения к учетной политике.
Кроме первичных учетных документов организация применяет формы бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина РФ. № 66н). Организация самостоятельно принимает решение о применении рекомендованных форм или разрабатывает собственные, закрепляя свой выбор в учетной политике.
Инвентаризация активов и обязательств. В учетной политике необходимо отразить периодичность (сроки) проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе инвентаризации в случаях, которые не установлены п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете.
Методы оценки видов имущества и обязательств. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). При выборе варианта в целых рублях его необходимо отразить в учетной политике, при этом возникающие суммовые разницы относятся у коммерческой организации на финансовые результаты.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации. При большом штате бухгалтерии для распределения функций создается технология обработки учетной информации. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который также определяет порядок представления документов в бухгалтерскую службу. Наличие графика документооборота позволяет рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составлять отчетность. Чаще всего график документооборота оформляют в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. При этом в обязательном порядке указываются сроки выполнения работ.
Порядок контроля за хозяйственными операциями. Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля. Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйственными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. При отсутствии специальной службы контрольные функции обычно передаются одному из работников или равномерно распределяются между несколькими (всеми) работниками. Положение о внутреннем (внутрихозяйственном) контроле может быть утверждено как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве ее приложения.