Бухгалтерский учет и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

лекции для рекламы_ часть 1.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Главную книгу при этой форме еще называют контрольно-шахматной ведомостью. На счетах главной книги учитывают только текущие обороты за отчетный период.

Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом:

 

 

По данным счетов главной книги составляют оборотную ведомость по счетам синтетического учета, где определяют остатки по счетам на конец отчетного периода. Взаимосвязь аналитического и синтетического учета осуществляется путем сопоставления соответствующих данных оборотных ведомостей, составленных по синтетическим и аналитическим счетам.

 

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между учетными работниками и автоматизацию учетного процесса. Однако недостатки мемориально-ордерной формы учета (отставание и разрыв во времени синтетического и аналитического учета, многократность одних и тех же записей в различных учетных регистрах, что при ручном учете значительно увеличивает объем работ, недостаточная приспособленность для составления отчетности и др.) привели к замене ее более совершенной журнально-ордерной формой учета.

 

Мемориально-ордерная форма учета

4.4.2. Журнально-ордерная форма учета

Журнально-ордерная форма учета возникла в 50-е гг. XX в. как наиболее прогрессивная в условиях ручного способа ведения бухгалтерского учета. В основу построения журнально-ордерной формы учета положены следующие принципы:

– производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

– совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

– отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

– применение объединенных журналов-ордеров по счетам, счетно и экономически связанных друг с другом;

– применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, необходимыми для составления периодической и годовой отчетности; применение месячных журналов-ордеров.

 

Журнально-ордерная форма учета

 

Журнально-ордерная форма учета основана на использовании принципа накопления данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накопление и систематизацию данных первичных документов производят в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

В названии «журнал-ордер» заложено два качества регистра: о хронологической записи свидетельствует журнал, а о систематической – ордер. Хронологическую и систематическую запись хозяйственных операций осуществляют одновременно, как единый рабочий процесс.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяют, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяют обычно в тех случаях, когда более подробные (аналитические) показатели по счетам сложно записать непосредственно в журналы-ордера. В этих случаях группировку данных первичных документов осуществляют предварительно в ведомостях, из которых итоги переносят в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Записи в журналах-ордерах производят по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов. После внесения всех необходимых сумм в журналы-ордера в них подсчитывают «вертикальные» и «горизонтальные» итоги, которые, в свою очередь, суммируют «по вертикали» и «по горизонтали». «Вертикальные» и «горизонтальные» итоги должны совпадать.

 

 

На первичных документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указывают номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки).

Для обеспечения контроля за правильностью учета хозяйственных операций итоговые записи в журналах-ордерах обязательно сверяют с данными первичных документов, на основании которых произведены эти записи. Все журналы-ордера в конце месяца подписывает главный бухгалтер предприятия.

Обобщающий учет по результатам журналов-ордеров ведется в главной книге, в которой выводят конечные остатки по всем счетам, используемым при составлении нового баланса на отчетный период. Полученные итоги представляют собой бухгалтерские проводки для записи на счетах главной книги.

 

 

Кредитовый оборот переносят на счет главной книги одной итоговой суммой за месяц, так как в развернутом виде он находится в журнале-ордере.

Дебетовый оборот на счете главной книги учитывают развернуто в корреспонденции с конкретными счетами. В счете главной книги дебетовый оборот собирается по мере разноски данных из разных журналов-ордеров. При завершении разноски оборотов из журналов-ордеров на счета главной книги производят подсчет итогов по дебету каждого счета, определяют сальдо на конец месяца и составляют баланс.

Таким образом, журнально-ордерная форма учета обеспечивает ускоренное движение документов и сокращает число рабочих приемов по обработке, способствует четкому разделению труда. Совмещение данных синтетического и аналитического учета в одном регистре облегчает проведение экономического анализа.

Однако журнально-ордерная форма учета имеет существенные недостатки, главным из которых является ее ориентация на безмашинную технику учета. Громоздкость и сложная структура большинства журналов-ордеров требуют высокой подготовки и определенных усилий по овладению методикой учетной регистрации.

Для коренного улучшения бухгалтерского учета необходима широкая механизация и автоматизация работ. Это создает условия для перехода от журнально-ордерной к более прогрессивным формам учета, получившим название автоматизированных.

4.4.3. Автоматизированная форма учета

Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета, от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. Современная вычислительная техника обеспечивает полный комплекс учетных задач, создает возможность автоматизации процессов сбора, регистрации первичной информации и передачи ее по каналам связи (или другими способами) в персональный компьютер. Все это ведет к созданию автоматизированных рабочих мест бухгалтеров, сочетающих использование персональных компьютеров и другой периферийной техники (сканеры, принтеры и др.).

В настоящее время основная часть коммерческих предприятий ведет учет с использованием вычислительной техники на основе различных пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету. Разработчиками программных средств выпущено на рынок достаточно большое количество пакетов прикладных программ по бухгалтерскому учету («1С: Бухгалтерия», «Инфобухгалтер», «Турбо-бухгалтер», «БЭСТ», «Галактика», «Парус» и др.). Также на предприятиях создаются собственные программы, учитывающие специфику конкретного производства.

При автоматизированной форме учета для организации комплексной системы обработки информации по всем разделам и счетам бухгалтерского учета:

– используются персональные компьютеры и другие технические средства;

– используются универсальная документация и машиночитаемые носители информации;

– применяется система классификаторов;

– сохраняется принцип двойной записи;

– автоматизируются логические операции по ведению учета;

– применяются системы регистров, определенной последовательности их изготовления и способов записи;

– хранение первичной информации и регистров применяется с использованием возможности запросного режима.

Полной автоматизации подлежат такие операции, как вычислительная обработка, сортировка информации, печать регистров. Вычислительная техника не только позволяет выполнять работы, ранее производимые вручную, но и сокращает (благодаря хранению нормативно-справочной информации в памяти персонального компьютера) трудоемкость заполнения первичной документации и снижает затраты на подготовку бумажных носителей информации.

Автоматизация бухгалтерского учета– объективная необходимость.

 

Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Работа бухгалтера все больше становится творческой, и внедрение компьютерных технологий повышает ее эффективность, беря на себя, кроме всего прочего, всю рутинную работу. Однако автоматизация вызывает необходимость построения технологии решения бухгалтерских задач с учетом ряда следующих требований:

– ограничение допуска к первичной и систематизированной информации путем введения паролей (ключей секретности) и недопущения несанкционированного доступа;

– сохранность учетной информации на необходимый срок;

– диалоговый (запросный) режим работы пользователей с вычислительными техническими средствами;

– возможность выдачи информации фрагментарно, т. е. в любом сочетании, удобном для пользователя;

– возможность принудительного ввода данных для оперативного управления и обеспечения при этом автоматического контроля за выполнением управленческих решений.

4.4.4. Упрощенная форма учета

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрено ведение бухгалтерского учета по упрощенной форме.

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н, малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Для учета расчетов по оплате труда с работниками необходимо также вести ведомость учета заработной платы (форма № В-8).

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом следует учитывать, что организация бухгалтерского учета малого предприятия зависит от выбранной системы налогообложения (общий режим, упрощенная система, уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Так, согласно п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии?

2. Для чего необходимо Положение о бухгалтерии и какие разделы должен включать такой документ?

3. Какие основные требования предъявляются к работе главного бухгалтера?

4. Для чего необходим график документооборота? Кто организует работу по составлению графика документооборота?

5. Что означает понятие «техника бухгалтерского учета»? Какие в зависимости от внешнего вида бывают учетные регистры? Как может производиться регистрация хозяйственных операций в учетных регистрах?

6. Назовите способы исправления ошибочно сделанных записей в учетных регистрах.

7. Что представляет собой форма бухгалтерского учета? Назовите применяемые формы бухгалтерского учета.

Глава 5
Учетная политика

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика. Главное назначение учетной политики – документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. При этом отражению в учетной политике подлежат только те способы ведения учета, в отношении которых законодательство предоставляет право выбора или самостоятельность в их определении. Если законодательством установлен единственный и обязательный способ учета, в учетной политике он не отражается.

На учетную политику предприятия влияют следующие факторы.

 

Факторы, влияющие на учетную политику предприятия

 

Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете). То есть на выбор способов ведения бухгалтерского учета влияет отраслевая принадлежность и вид деятельности, наличие филиалов и структурных подразделений (структура организации), объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации, наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники (материальная база) и т. д.

Политика (от греч. politike – искусство управления государством) – образ действий, направленный на достижение какой-либо цели. Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х гг. в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания accountig policies, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Введение такого понятия, как учетная политика, принципиально изменило наши представления об учете и его практике. В 1992 г. этот термин был впервые закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденного в 1994 г.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит