Бухгалтерский учет основных средств и анализ эффективности их использования ( на примере коммерческой организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в рассмотрении вопросов бухгалтерского учета основных средств и анализа их использования на исследуемом предприятии «Энергосбыт» Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть технико-экономическую характеристику организации;
- охарактеризовать показатели деятельности организации;
- изучить порядок организации бухгалтерского учета основных средств;
- рассмотреть вопросы инвентаризации и переоценки основных средств;
- провести анализ эффективности использования основных средств;
- разработать основные направления повышения эффективности использования основных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ЭНЕРГОСБЫТА» ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ-ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» . 5
1.1 Цели и задачи деятельности 5
1.2 Основные показатели деятельности «Энергосбыт» Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД»………………………………………………….…8
1.3 Учетная политика организаци. 13
2 БУХГАЛТЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В «ЭНЕРГОСБЫТЕ» ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» 17
2.1 Понятие, классификация и оценка основных средств 17
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств 25
2.3 Учет амортизации основных средств 44
2.4 Переоценка и инвентаризация основных средств 47
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ ………………………………………………………………………...56 3.1 Цели, задачи, источники анализа использования основных средств …….56
3.2 Анализ структуры и динамики основных средств 58
3.3 Анализ эффективности использования основных средств 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

диплом по ос Энергосбыт Прив.ж.д.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства  основных средств (строительства или приобретения) в современных  условиях. Для определения восстановительной стоимости по  постановлению правительства первоначальная стоимость уточняется путем  переоценки групп однородных объектов основных средств по текущей стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности, существенно не отличалась от текущей стоимости.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

           2.2 Учет поступления и выбытия основных средств

В «Энергосбыте» Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.

На исследуемом предприятии приказом определяется круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной  операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Согласно п. 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.

Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.

Движение основных средств документально оформляется в соответствии с типовыми формами первичного учета в промышленности и строительстве и краткими указаниями по их применению и заполнению, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003г.

Основные средства могут поступать на предприятие одним из следующих способов:

    • приобретением за плату или в обмен на другое имущество;
    • сооружением и изготовлением собственными силами;
    • внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;
    • безвозмездным получением;
    • в других случаях.

Бухгалтерский учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на активном счете 01 «Основные средства», где основные средства отражаются по первоначальной стоимости. К этому счету открывается субсчет 1-поступление основных средств.

    Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая приказом начальника «Энергосбыта» Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Для оформления приемки комиссия составляет в двух экземплярах акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств, кроме зданий, сооружений» или форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания, сооружения») на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В этом случае составляется акт приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств, кроме зданий, сооружений». Один экземпляр остается у организации – сдатчика объекта основных средств, а второй экземпляр – у организации – получателя. Акты формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б составляются в трех экземплярах, в случае, если объект основных средств вносится как вклад в уставный капитал дочернего общества. Один экземпляр остается у организации – сдатчика, второй экземпляр – у организации – получателя и третий экземпляр направляется в Департамент бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД». Причем, экземпляр, направляемый в Департамент  бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» заполняется организацией – сдатчиком объекта основных средств.

 В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

    После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств (форма № ОС-6), после чего техническую документацию передают в технический отдел предприятия.

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием, отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Данный счет используется для отражения в бухгалтерском учете всех затрат предприятия, связанных с приобретением и введением в эксплуатацию объектов основных средств, и, таким образом, выполняет функции калькуляционного счета. Аналитический учет по счету 08 на предприятии «Энергосбыт» Приволжской железной – филиала ОАО «РЖД» ведется по каждому приобретаемому или создаваемому объекту. И в соответствии с имеющейся на предприятии классификацией основных средств счет 08 имеет следующие аналитические счета:

- 0804300000 «Приобретаемые ОС, машины и оборудование»;

- 0804500000 «Приобретаемые ОС, прочие транспортные средства».

Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, складывается из фактических затрат на их приобретение и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Основные средства, приобретаемые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражаются:

Отражена задолженность перед поставщиками за приобретаемые объекты основных средств:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Начислен НДС:

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Погашена задолженность за приобретенные объекты основных средств:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

Ввод в эксплуатацию объекта основных средств:

          Д-т сч. 01 «Основные средства»

         К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

        Возмещение  НДС:

        Д-т  сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам  и сборам»

        К-т сч. 19 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям»

         Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, отражаются по рыночной стоимости следующим образом:

          Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

         К-т сч. 98-1 «Доходы будущих периодов».

        При вводе в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства его стоимость списывается:

         Д- сч. 01 «Основные средства»

         К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

        Амортизация по данным основным средствам начисляется в общеустановленном порядке, одновременно на сумму начисленных амортизационных отчислений делается проводка:

       Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

        К-т сч. 91-1 «Прочие доходы и расходы».

 «Энергосбыт» Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» может заключить договор на создание объектов основных средств со специализированной организацией. В этом случае по дебету счета 08 будет отражена стоимость работ, выполненных в соответствии с договором. Данный способ создания объектов основных средств называется подрядным.

При приобретении основных средств покупатель помимо стоимости основного средства уплачивает продавцу сумму налога на добавленную стоимость. Сумма НДС при приобретении основных средств учитывается на счете 19 субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». После фактической оплаты и при наличии счета-фактуры данная сумма НДС списывается с кредита счета 19 —1 в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». 

Рассмотрим один из способов поступления объектов основных средств - передачу объектов основных средств в уставный (складочный) капитал организации. Внося вклады в уставный (складочный) капитал организации, учредители действуют на основании учредительного договора. Передача вклада в уставный (складочный) капитал влечет за собой потерю права собственности на этот вклад, за исключением вклада государства и муниципальных образований в уставный капитал унитарных предприятий.

Поэтому за указанным исключением единственным собственником переданного в уставный (складочный) капитал имущества является вновь созданное юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.).

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению уставный капитал и фактическая задолженность учредителей по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно: соответственно на счете 80 «Уставный капитал» и счете 75 «Расчеты с учредителями».

Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, указанного в учредительных документах.

Учредители (юридические и физические лица) могут вносить вклады в уставный капитал организации как в денежной форме, так и путем внесения материальных и иных ценностей.

На объекты основных средств в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации при учреждении общества, производится запись:

 Д-т сч. 75 «Учет расчетов с учредителями» (соответствующий субсчет)

 К-т сч. 80 «Уставный капитал».

Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается:

 Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

 К-т сч. 75 «Учет расчетов с учредителями» (соответствующий субсчет).

Получение от юридических лиц основных средств в качестве вклада в уставный капитал отражается только по стоимости, указанной в учредительном договоре вне зависимости от балансовой стоимости основных средств у передающей стороны.

Если основные средства получены в качестве вклада в уставный капитал организации и используются в производственных целях, то амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Вклад в уставный капитал не является безвозмездной передачей основных средств, так как учредитель, передав имущество в уставный капитал другой организации, получает право на получение дивидендов или право на участие в управлении этой организации и др.

В случае, когда принимающая организация несет какие-либо расходы, связанные с поступлением и доставкой основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, то эти расходы покрываются за счет собственных средств организации. В связи с этим и НДС, уплаченный при оказании этих услуг, не подлежит возмещению из бюджета и также должен быть отнесен за счет собственных средств организации (счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»).

С учетом изложенного представляется целесообразным, чтобы учредители при внесении вклада в уставный капитал осуществляли бы доставку имущества за свой счет, а вклад оценивали бы в сумме, включающей как стоимость вносимого имущества, так и стоимость его доставки.

Документами, на основе которых осуществляются записи в регистрах бухгалтерского учета являются: учредительный договор, счет-фактура, акт приемки-передачи, подтверждающие получение основных средств от учредителя и их оприходование в организации.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств и анализ эффективности их использования ( на примере коммерческой организации)