Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:40, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Рассмотреть экономико-финансовую характеристику «Калинковичского районного потребительского общества».
Изучить первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Введение
Тема курсовой работы «Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению» является актуальной и современной, так как наличие социальной защиты населения характерно практически для всех стран.
Современный этап становления социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь требует создание действенного механизма формирования страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, что дает возможность работникам организаций в будущем быть материально обеспеченными.
Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате старости, инвалидности, потере кормильца, при рождении ребенка, уходом за детьми в возрасте до трех лет, и других случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Все они финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения.
Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
Изучение системы страховых взносов в условиях формирования рыночной экономики является одной из наиболее важных проблем, которая оказывает влияние на развитие отношений между предприятиями, организациями и государством. Поэтому проблема социальной защищенности работников становится все более актуальной и нельзя пренебрегать ею, а в период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Объектом исследования курсовой работы является «Калинковичское районное потребительское общество».
Методологическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета по социальному страхованию и обеспечению, научная и учебная литература по теме исследования.
Источником информации для выполненной курсовой работы являются первичные и сводные документы, регистры синтетического и аналитического учета, годовые отчеты за 2013-2014 г.г., полученные на предприятии «Калинковичское районное потребительское общество».
При проведении исследований по данной теме были изучены и проанализированы данные бухгалтерской и статистической отчетностей, учебная и научно-методическая литература, статьи периодической печати.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью исследования состояния организации бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению для повышения эффективности их использования в организации. Актуальность выбранной темы данной работы также связана, прежде всего с тем, что с учетом расчетов по социальному страхованию и обеспечению связаны многие проблемы современной экономики. Усиливается контроль учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, что не посредственно влияет на качество представляемой ими отчетности.
1. Экономическая сущность и организация учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.1 Система социально страхования и обеспечения, ее экономическая сущность и значение в развитии экономики Республики Беларусь.
В настоящее время страхование является финансовым стабилизатором экономического развития. Выполняемые им функции, с одной стороны, представляют наиболее важную форму солидарной защиты общества, позволяя компенсировать гражданам и частным предпринимателям ущерб, который несут за собой неблагоприятные и непредвиденные события, а с другой стороны, дают возможность инвестирования накопленных ресурсов в народное хозяйство. Поэтому несомненной становится заинтересованность общества в финансовой надежности и стабильности данного института. Актуален этот вопрос и для Беларуси, где страховой рынок только начинает свое становление.
Система государственного социального страхования приковала к себе взгляды ученых и практиков ещё в 1990-е годы, когда началась кардинальная перестройка экономической и политической структуры общества. Социальная защита населения испытала на себе всю силу изменений, неадекватность системы новым потребностям общества выявила массу проблем, вскрытых переходом к рыночной экономике. Административно-плановая экономическая система советского времени не могла больше отвечать на требования развивающегося общества, ее неспособность адаптироваться к новым социально-рыночным реалиям создала целую цепочку проблем, которые необходимо было решать. Неспособность старой системы социальной защиты населения отвечать новым условиям хозяйствования поставила под угрозу экономическую стабильность общества.
Сегодня набирает обороты процесс старения населения, который порождает значительные изменения в структуре производства и составе рабочей силы, а, следовательно, влияет на здравоохранение и социальное обеспечение тем, что влечет за собой рост расходов на пенсии, медобслуживание и другие специальные службы, связанные с уходом за престарелыми. Статус национальной безопасности государства напрямую зависит от проблемы социальной защиты личности и отдельных социальных групп в целом [24].
Система государственной социальной защиты строится в форме социального обеспечения и социального страхования. Последнее, хоть и является формой общей системы социальной защиты, имеет ряд специфических отличий. Страхование в широком смысле имеет форму взаимной ответственности между всеми его субъектами: государством, застрахованным и страховщиком (предприятием) [15].
На сегодняшний день в Республике действует национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и другие [16].
Самой выделяющейся и наиболее характерной чертой системы пенсионного обеспечения Беларуси является ее доступность. Пенсионное обеспечение охватывает каждого нетрудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси, вне зависимости от гражданства и прошлой деятельности, а, также, невзирая на ряд иных обстоятельств. Фундаментальной основой для предоставления права на получение пенсии при инвалидности, трудовой пенсии в старости и в случае смерти кормильца являются принципы соцстрахования. Согласно последним, право на пенсию имеют лица, которые в период работы и занятия прочими видами деятельности подлежали непосредственному государственному социальному страхованию, и за них (или ими самими) уплачивались страховые взносы. Также, в целях увеличения пенсионных гарантий потерявшим кормильца семьям и инвалидам право на пенсию всегда предоставляется вне зависимости от продолжительности уплаты страховых взносов. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.
В Республике Беларусь социальное обеспечение представлено достаточно разветвленной сетью и охватывает почти всех трудоспособных и нетрудоспособных лиц посредством государственного соцстрахования, предоставления пенсионного обеспечения, а также социальной помощи в различных ее проявлениях. Наибольшая часть в этой системе занята пенсионным обеспечением, играющим ключевую роль в обеспечении жизни инвалидов и старшего поколения[23].
Государственное регулирование социальных процессов в условиях рынка осуществляется с помощью многих экономических методов и форм. Первостепенное место среди них принадлежит социальному обеспечению-системе экономических и социальных мер, направленных на защиту населения.
Таким образом, социальное обеспечение предполагает предоставление государством социальных гарантий, направленных на поддержку населения в результате наступления временной нетрудоспособности, малоимущих слоев и на решение демографических проблем. В настоящее время функция государства по социальной защите выделена в самостоятельную и осуществляется специальной организацией - Фондом социальной защиты населения.
Сущность страхования характеризуется рядом признаков, принципов и функции. К основным признакам относятся:
Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран и представляет собой механизм реализации социальной политики государства. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками:
Социальное страхование – самостоятельная система финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанная на перераспределении ВВП.
Признаки социального страхования:
Организация социального страхования базируется на принципах: всеобщности, универсальности, комплексности, самоуправления, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством, равенства граждан в праве на социальное страхование.
Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования – наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное – при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению