Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Рассмотреть экономико-финансовую характеристику «Калинковичского районного потребительского общества».
Изучить первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.docx

— 133.39 Кб (Скачать файл)

     Пенсионная реформа включает в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и введение страхового механизма его осуществления. Сердцевиной его является индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов. Он позволит упорядочить процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы в тесной зависимости от уплаты страховых взносов [21].

     Закон о пенсионном страховании должен распространяться на всех тех, кто занимается профессиональной, приносящей доход деятельностью, включая лиц свободных профессий и самозанятых, за исключением случаев их адекватного обеспечения в рамках иных обязательных систем, предусмотренных законодательством. С целью более четкого разграничения вопросов, связанных с государственными страховыми взносами (в том числе финансирования), обеспечения строго целевого использования "пенсионных" средств, управление системой государственного страхования должно осуществляться самостоятельным органом (пенсионным фондом). В управлении фондом на паритетных началах должны участвовать представители государства, профсоюзов и нанимателей, а деятельность фонда должна контролироваться со стороны государства.

     Индивидуальная часть пенсии должна составлять определенный процент от среднего индивидуального месячного дохода, с которого уплачивались обязательные страховые взносы, рассчитанного за весь период страхового стажа. Размер пенсии должен определяться с учетом каждого месяца страхового стажа. Сумма предполагаемых поступлений в пенсионный фонд и предполагаемых расходов, тарифы взносов на государственное пенсионное страхование, уровень пенсий должны определяться на основании актуарной экспертизы.

     Создаваемая система государственного пенсионного страхования должна обеспечить получателям пенсий уровень жизни, как можно более близкий к тому, который они имели в период трудовой деятельности, и тем самым предотвратить бедность среди пенсионеров. Без достижения этой главной цели проведение реформы не имеет смысла.

     Для достижения данной стратегической цели выделим следующие задачи на пути совершенствования пенсионного страхования:

  • обеспечение устойчивого финансового положения как существующей распределительной системы (I-ый уровень), так и накопительной системы индивидуальных счетов (II-ой уровень);
  • создание механизмов, гарантирующих связь между вкладом каждого конкретного человека в пенсионную систему и размером его пенсии;
  • создание для участников рынка труда системы мотивации регулярной уплаты взносов в пенсионную систему;
  • сокращение в существующей государственной системе количества искажений и дискриминационных практик, которые выливаются в развитие серого рынка труда, высокую безработицу, сокращение сбережений, стагнацию финансового рынка;
  • обеспечение реального равенства возможностей для представителей различных поколений, социальных, половых и профессиональных групп, упразднение механизмов перераспределения в пользу более обеспеченных групп населения;
  • нейтрализация политических рисков, связанных с выдачей определенным группам высоких гарантий, которые фактически не обеспечены ресурсами;
  • нейтрализация демографических рисков, связанных с сокращением количества трудоспособных и увеличением числа пенсионеров [16].

     Одним из путей совершенствования системы пенсионного страхования является переход к системе, которая бы включала накопительный частный компонент с установленными взносами и не была бы на 100% распределительной государственной системой с установленными выплатами.

     Обязательность системы объясняется тем, что люди ведут себя недальновидно и не обеспечивают свою старость сбережениями. В итоге в преклонном возрасте они могут стать обузой для общества. Установленный размер взносов в тесной увязке с ними размеров выплат уменьшает стремление уклоняться от уплаты страховых взносов. Одновременно уменьшается заинтересованность в досрочном выходе на пенсию. Принцип накопления снижает нежелательные трансферты между поколениями, способствует, по мнению авторов накопительных схем, формированию долгосрочных национальных сбережений. Частное управление многим представляется более эффективным в сравнении с государственным. Работник может выбрать любую из имеющихся в стране компаний, а также по своему усмотрению и желанию переходить из одной компании в другую. Роль правительства заключается в том, что оно является регулятором системы, ее финансовым гарантом, а также контролером [23].

      В случае выбора Беларусью предлагаемой многоуровневой системы на пути встанет ряд сложных проблем:

  1. финансирование перехода от распределительной системы к накопительной;
  2. обеспечение доходности накапливаемых средств;
  3. покрытие административных расходов на управление средствами.

 

     Размер финансирования перехода будет зависеть от пути его реализации. При радикальном способе перехода все работающие начинают вносить средства на накопительное счета, а поступления в солидарную систему прекращаются. Более взвешенным подходом является введение накопительной схемы только для новых работников на рынке труда (как это сделано в Чили). В этом случае уже в первый год поступления взносов в нашу солидарную пенсионную систему сократятся на 1,8 - 2% (7 - 8 млрд. руб. в месяц). Источников покрытия такого снижения доходов в Фонде нет даже на первый год перехода, не говоря о последующих периодах. Надеяться на поддержку государства в условиях дефицита республиканского бюджета, который он частично даже покрывает за счет средств социального страхования, оснований нет.

     Следовательно, введению трехуровневой системы должна предшествовать серьезная работа по укреплению экономики страны. Такой переход должен базироваться на твердой экономической основе. Это организация первичного рынка для казначейских облигаций, пересмотр законов, регулирующих работу финансового рынка, ввод рынка облигаций с залоговым обеспечением и индексацией в зависимости от роста цен, осуществление либерализации предоставления услуг страхования и перестрахования и многое другое [25].

     Наиболее перспективным, с точки зрения реализации пенсионной реформы в Беларуси, представляется внедрение опыта государственного стимулирования добровольного пенсионного накопления средств граждан (аналогично системам, существующим в Великобритании и Германии), которое является дополнительным источником средств пенсионного обеспечения.

     Повышение ставки страховых взносов (по опыту-Германии и Швеции) и отказ от единого социального налога позволят вернуться к страховым принципам формирования бюджета пенсионного фонда.

     Финансирование пенсионной системы путем создания специального резерва (по опыту Великобритании, Германии и Франции) за счет поступления налогов от сырьевого сектора стабилизирует пенсионную систему и способствует росту доходов пенсионеров.

     Развитие негосударственных пенсионных фондов (по опыту Великобритании, Германии, Франции, Швеции) является основополагающим в системе пенсионного обеспечения при формировании накопительной части трудовой пенсии.

     Инвестирование пенсионных отчислений (по опыту Великобритании, Швеции) путем приобретения финансовых активов за счет средств пенсионного страхования является одним из методов защиты от риска обесценивания.

     Предоставление ежегодного отчета, суммирующего финансовое состояние участника по распределительному и накопительному уровням пенсионной системы (по опыту Швеции), позволит сформировать полную информационную базу персонифицированного учета.

     Можно предположить, что внедрение зарубежной практики в области финансирования и управления пенсионным обеспечением позволит не просто реформировать существующую в Беларуси пенсионную систему, а поднять ее на новый уровень, обеспечив максимальную прозрачность, эффективность и подконтрольность управления финансовыми ресурсами.[11]

     Таким образом, планируется достичь основной цели совершенствования пенсионной системы - последовательного повышения уровня жизни граждан пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

     В данной курсовой работе был определен исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

     В нашей стране — один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 34%). Только проанализировав, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, можно определить что можно сделать для реформирования системы социального страхова­ния и снижения стра­ховых тарифов.

     Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

     Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

     Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

     Между тем, есть богатый мировой опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация социального обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в 2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию. Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.

     Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

     Успеху мероприятий по реформированию пенсионного и социального страхования будет способство­вать дальнейшее расширение пер­сонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, кото­рая позволит рассматривать воз­можные варианты развития и своевременно принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.

     Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Анищенко, Н.И., Бухгалтерский учет расчетов с Фондом социальной защиты населения /Нина Анищенко // Главный бухгалтер. -2012 - №32 (август). –с.59-62.
  2. Анищенко, Н.И. Данные налоговых деклараций и отчетов по страховым платежам взаимоувязанных с показателями бухгалтерской отчетности / Нина Анищенко // Главный бухгалтер. – 2014. - №7. – с. 25-26.
  3. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. Г. Макарова : под ред. Ю. А. Бабаева. - М. : Вузовский учеб., 2014. - 576 с.
  4. Бдайциева, Л.Ж. Бухгалтерский учет: учеб. Для вузов / Л.Ж. Бдайцева. – М. : Юрайт, 2011. – 735 с.
  5. Бочкарева,И.И. бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / И.И Бочкарева, Г.Г.Левина; под ред. Я.В. Соколова.- М.: Магистр, 2013.-416 с.
  6. Бухгалтерский учет : учеб для вузов / П. Г. Пономаренко [и др.] ; под общ. ред. П. Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2010. – 219.
  7. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / [Бахтурина, Т.В. Дедова, Н.Л. Денисов]; под ред. Н.Г. Сапожниковой. – ИНФАРМ-М, 2013. -505с.
  8. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. Пособие для вузов / под ред. Л.И. Ерохиной. – М. : 2014 – с.496.
  9. Вышникова, Е. Типичные ошибки, совершаемые при подаче форм персонифицированного учета / Евгения Вышникова // Главный бухгалтер. -2013. - № 22. – с. 77 – 80.
  10. Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский  и налоговый уячет: уячебник / Н.Л. Вещунова.- М.: Велби, 2008. – с.848.
  11. Даргель О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. -2000. -№4. – С.5-6.
  12. Дражин, В.В. Порядок обеспечения пособиями за счет средств Белгосстраха по новым правилам / Вадим Дражин // Налоговый вестник. – 2013. - № 18. – с. 63-81.
  13. Дражин, В.В. При расчете пособия по временной нетрудоспособности зарплату меньше минимальной учитывайте без доначисления / Вадим Дражин // Главный бухгалтер. – 2014 - № 17. – с. 84 – 87.
  14. Ерофеева, В.А. Бухгалтерский учет : краткий курс лекций / В.А. Ерофеева, О.В. Тимофеева. – М. : Юрайт, 2013. – с.137.
  15. Законодательство о социальной защите [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://center.gov.by/state08.html.
  16. Информация о пенсионном обеспечении [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mintrud.gov.by/ru/pensia/infa1.
  17. Концепция пенсионной реформы в Республике Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pensionreform.ru/39245.
  18. Марков, А. Изменения в порядке постановки на учет и снятия с учета в органах ФСЗН / Александр Марков // Кадровик. Управление персоналом. – 2014. - №10. – с. 18-21.
  19. Маханек, Н. Отчисления в ФСЗН: отражение в бухгалтерском учете / Наталья Маханек // Главный бухгалтер. – 2012. - № 48. – с. 66 – 68.
  20. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 6.01.99 г. № 230-З.
  21. Писарчик Л. Накопительная пенсионная система в Беларуси – реальность или иллюзия // Директор. – 2004. – №8. - С.9-10.
  22. Раковец, В. Создание резерва предстоящей оплаты отпусков / Виталий Раковец // Налоговый вестник. – 2014. - № 5. – с. 85 – 88.
  23. Романчук Я. Концепция пенсионной реформы в Республике Беларусь // тез. докл. НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Объединенная гражданская партия. –Мн., 2002. – С. 20-22.
  24. Старовойтова, Д. Бремя социального страхования / Дина Старовойтова // Финансы, учет, аудит. -2014 - №8. – с. 33-35.
  25. Чернюк, А.А. Расчеты с Фондом социальной защиты населения по обязательным страховым взносам / Анна Чернюк // Финансы, учет, аудит. – 20147. - №5. – с. 59-69.
  26. Юхновец, Ю. Порядок заполнения и преставления документов персонифицированного учета для начисления пенсии работникам организации / Юлия Юхновец // Главный бухгалтер. – 2013 - №8. –          с. 35-39.
  27. Финансовыфй уячет : учяеб. Для вузов / [В.Г. Гетьман, В.А. Терехова, Л.З. Шнейдман и др.]; под ред. В.Г. Гетьмана. – М. : ИНФОРМ –М, 2013. – с. 784.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению