Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Рассмотреть экономико-финансовую характеристику «Калинковичского районного потребительского общества».
Изучить первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.docx

— 133.39 Кб (Скачать файл)

     В пояснениях к этому счету сказано, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет Фонда; сумм произведенных расходов по их видам с указанием количественных показателей по установленным формам отчетности; сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов; расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом Фонда, в котором они зарегистрированы [26].

     Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

     Контроль страхователей осуществляется органами контрольно-ревизионной службы ФСЗН. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизи­онной службой Фонда [16].

     Законом «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон) установлено, что профессиональное пенсионное страхование (далее - ППС) является одним из видов государственного социального страхования (далее - социальное страхование) и представляет собой систему установленных государством отношений, суть которых заключается в формировании средств за счёт уплачиваемых работодателями взносов за работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (далее - особые условия труда), и использовании в последующем средств для выплаты пенсий за работу в указанных условиях.

     Страховщиком по ППС Законом определён Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь[15].

     Профессиональный стаж исчисляют на основе сведений формы ПУ-6. Форму ПУ-6 страхователи представляют на работников, за которых уплачивают (уплачивали) взносы на ППС, до 1 апреля года, следующего за отчетным.

     Порядок заполнения и представления формы ПУ-6 изложен в Правилах № 837, Инструкции № 159, а также в Инструкции о порядке приема-передачи форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 158 [20].

     Форма ПУ-6 может быть 4 типов: исходная, корректирующая, отменяющая, назначение пенсии. Форму ПУ-6 (тип формы - исходная) заполняют при представлении сведений за определенный отчетный период (год) и представляют один раз в год в течение квартала, следующего за отчетным периодом. За один отчетный период на одно лицо может быть заполнена одна форма ПУ-6 (тип формы - исходная) с одним видом деятельности. Если в отчетном периоде у застрахованного лица было несколько видов деятельности в особых условиях труда, то на каждый такой вид следует заполнить отдельную форму ПУ-6 (тип формы - исходная).

     Форму ПУ-6 (тип формы - корректирующая) заполняют по результатам проверки и в случаях обнаружения страхователем нарушений (ошибок) в ранее представленных сведениях. Форма ПУ-6 (тип формы - корректирующая) полностью заменяет сведения, указанные в форме ПУ-6, представленной ранее за определенный отчетный период по одному коду вида деятельности. В форме правильные строки следует повторить в таком же виде, как они были заполнены в форме ПУ-6, представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные - заменить правильными [9].

     Форма ПУ-6 (тип формы - отменяющая) предназначена для полной отмены ранее представленных сведений за определенный отчетный период. В отменяющей форме следует заполнить строки от "Страховой номер" до "Сведения о плательщике страховых взносов" включительно и в разд. 2 "Сведения о работе в особых условиях труда и профессиональном стаже" - графу "Вид деятельности (код)" [26].

     Форму ПУ-6 страхователи заполняют на основании документов бухгалтерского учета и иных документов о начислении, уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование, профессиональном стаже.

     Как и другие документы персонифицированного учета, форму ПУ-6 страхователи представляют в орган Фонда с использованием электронных и автоматизированных (компьютерных) технологий в электронном виде.

     Закон № 113-3 позволяет в отношениях между страхователем и органом Фонда отказаться от использования бумажных носителей и полностью перейти к электронному документообороту [20].

     Итак, в состав включены выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику, занятому в особых условиях труда. Периодами, не относящимися к работе (деятельности) в особых условиях труда, в частности являются:

  • работа в обычных условиях труда;
  • работа не на полную ставку;
  • работа по гражданско-правовым договорам;
  • служебные командировки, не связанные с выполнением работ в особых условиях труда;
  • обследования и осмотры в медицинских учреждениях;
  • выполнение государственных или общественных обязанностей;
  • обучение, переподготовка, повышение квалификации;
  • осуществление полномочий по выборной должности;
  • уход за больным, болезнь и временная нетрудоспособность;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • социальные отпуска (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера);
  • один свободный от работы день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет [25].

     Как известно, взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составляют иногда значительную долю в затратах, учитываемых при налогообложении прибыли. Несвоевременно представленная или неверно составленная отчетность по названным взносам может привести к значительным штрафам. Именно поэтому бухгалтеры тщательно изучают все материалы по теме исчисления названных взносов, их перечисления и составления отчетности.

     Государственную статистическую отчетность по форме 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь" (далее - отчет) представляют работодатели, являющиеся плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - плательщики).           Плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год составила:

  • 50 человек и более, отчет представляют в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 15, 2/1665), в порядке и формате, определяемым Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд);
  • менее 50 человек, отчет представляют на бумажном носителе нарочным (отчет не направляется почтовым отправлением) или в виде электронного документа.

     В графе 4 реквизита "Сведения о респонденте" указывается порядковый номер отчета от 1 до 99 за отчетный период. Например, первый направленный отчет имеет номер 1 (один), при представлении скорректированных отчетов за этот же период - от 2 до 99 в порядке представления отчетов.

     Данные в отчете заполняются в целых числах [21].

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути совершенствования бухгалтерского учета по социальному страхованию и обеспечению.

     Несмотря на  последние позитивные преобразования  в области социального страхования и обеспечения, социальной системе республики присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей. Пенсионные системы, основанные на принципе социальной солидарности и выплаты пенсий за счет текущих поступлений (а именно такая система построена в Республике Беларусь), чрезвычайно зависимы от изменения таких показателей, влияющих на объем собираемых страховых взносов, как доходы экономически активного населения, численность занятых в экономике, численность плательщиков страховых взносов, тариф страховых взносов и другие.

     Серьезным экономическим фактором, сказывающимся на финансовых возможностях Фонда социальной защиты населения и, соответственно, на уровне пенсионного обеспечения, является сокращение численности занятых в экономике. На уровне доходности Фонда социальной защиты населения сказывается также изменение структуры денежных доходов населения: удельный вес оплаты труда (а именно она является базой для начисления страховых взносов, за счет которых выплачиваются пенсии) снизился с 1990 года почти на четверть. В то же время в структуре доходов населения доля поступлений из финансовой системы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других увеличилась.

     Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

  • адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
  • приведение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера;
  • последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);
  • рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;
  • введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения [11].

     Пенсионную систему предполагается построить на основе трех уровней. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не получают пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование, когда выплата пенсий обеспечивается за счет текущих страховых взносов. Третий уровень - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение - будет формироваться на накопительных принципах.

     Представляется, что в целях снижения ожидаемого роста иждивенческой нагрузки трудоспособного населения пожилыми, упреждения снижения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, государство будет вынуждено подготовить программу поэтапной корректировки возрастных критериев выхода на пенсию, в которой бы учитывались экономические, демографические факторы и, в особенности, положение на рынке труда, дабы не нарушить рынок рабочей силы. Очень важно, чтобы необходимость введения этой меры была осознана в нашем обществе и принята им. Сглаживанию негативных последствий способствовало бы объявление об этом за несколько лет.

     В текущий период в качестве временной альтернативы программе постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии. Действующая с 1 сентября 1998 года норма в Законе "О пенсионном обеспечении" предусматривает повышение пенсии на 1% заработка за каждые два месяца работы в пенсионном возрасте без получения пенсии, или на 6% заработка за год такой работы (для сравнения: один год в допенсионном возрасте "оценивается" в 1% заработка). Привлекательным в этой идее "гибкого" пенсионного возраста является то, что, не затрагивая гарантии в пенсионном обеспечении, гражданам предоставляется право самостоятельно сделать выбор: получать пенсию раньше, но меньшего размера, либо более высокую, но позднее.

     Необходимо изменить подходы к вопросам выплаты пенсий в период работы (сегодня это касается почти 16% пенсионеров). До недавнего времени действовал порядок, при котором работающим пенсионерам пенсия выплачивалась полностью, и всякие попытки его изменить встречали сопротивление работников пожилого возраста. Они вполне обоснованно утверждали, что для них продолжение работы является жизненной необходимостью, обусловленной низким уровнем пенсионного обеспечения. Однако такое положение обостренно воспринималось и другой частью пенсионеров, которые уже не могли работать.

     Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь определена необходимость очертить круг лиц, имеющих право на трудовую (страховую) пенсию. Первые шаги здесь уже сделаны.

     Размер трудовой пенсии должен напрямую зависеть от страхового стажа и объема уплаченных пенсионной системе страховых взносов. При этом, на наш взгляд, не должно применяться льготное исчисление стажа. Льготы по стажу должны быть заменены другими, более действенными мерами (повышенная оплата труда, налоговые льготы и т.п.). Необходимо пересмотреть подходы к включению в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов (учеба, уход за детьми, срочная военная служба, время безработицы и др.). Такие периоды могут включаться в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии, однако их финансирование, как отмечается в Концепции, должно осуществляться не за счет взносов, уплаченных всеми застрахованными, а за счет других источников (государственного бюджета, соответствующих фондов страхования страховых рисков).  

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению