Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:40, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Рассмотреть экономико-финансовую характеристику «Калинковичского районного потребительского общества».
Изучить первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет;
2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
3) пособиями
- по болезни и временной нетрудоспособности;
- беременности и родам;
- безработице;
- в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
- на погребение
4) выплатами, связанными с санаторно- курортным лечением и оздоровлением[4].
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь от фонда заработной платы, начисленного за отчетный месяц, юридические лица ежемесячно производят отчисления в фонд социальной защиты населения. [5]
Отчисления
от фонда заработной платы
являются расходами
Расчеты с
фондом социальной защиты
По кредиту счета 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» подлежат отражению суммы отчислений, производимых за счет организаций и удержаний из заработка работников, а также штрафов и пени по расчетам по этому виду страхования. По дебету счета 69 организации отражают суммы, перечисляемые в ФСЗН, и суммы, выплачиваемые за счет средств этого фонда.[6]
Таблица 1.1 Порядок отражения записей в учете.
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов | |
дебет |
кредит | |
Отчисления от сумм оплаты труда работников | ||
Произведены отчисления в ФСЗН в размере, установленном частями первой и второй ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII “об обязательных страховых взносах в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь” (далее – Закон № 138-III) |
20, 23, 25, 26, 28, 29, 44 |
69 |
На сумму отчислений от оплаты труда работников по инвестиционной, финансовой и прочей деятельности, не связанной с текущей деятельностью организации (например, при выбытии основных средств и др.) |
91-4 |
69 |
Начислены страховые взносы в ФСЗН от сумм заработной платы работников по выполненным работам, связанным с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, монтажом и установкой, а также модернизацией, реконструкцией, дооборудованием, доставкой, техническим диагностированием и соответствующим освидетельствованием объектов основных средств |
08 |
69 |
Отчисления от иных выплат, в т.ч. социального характера | ||
Отражены отчисления в ФСЗН, начисленные на сумму расходов по добровольному страхованию медицинских расходов, относимых за счет средств организации, остающихся после налогообложения |
90-8 |
69 |
Произведены отчисления от сумм расходов на оплату труда в случаях, связанных с чрезвычайными ситуациями, в зависимости от принятой учетной политики (стихийные бедствия, пожар, авария и др.) |
90-8 |
69 |
Произведены отчисления от сумм материальной помощи, вознаграждений по итогам года |
90-8 |
69 |
Оплата дней отпуска | ||
На сумму отчислений в ФСЗН, производимых за счет создаваемого резерва на предстоящую оплату отпусков работников |
96 |
69 |
Произведены отчисления в ФСЗН от сумм среднего заработка за дни отпуска, приходящегося на текущий месяц (при отсутствии резерва на предстоящую оплату отпусков работников) |
20, 23, 25 и др. |
69 |
Отчисления в ФСЗН от сумм компенсаций за неиспользованный отпуск |
20, 23, 25, и др. |
69 |
Начисление пени | ||
Начислены пени за несвоевременный взнос платежей в ФСЗН |
90-8 |
69 |
Отражена пеня, подлежащая взысканию с виновного лица за своевременный взнос платежей в ФСЗН |
73 |
69 |
Возвращены излишне взысканные суммы взносов по результатам проверок |
51 |
69 |
Начисления за счет средств ФСЗН | ||
Пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности родам; пособия в связи с рождением ребенка; пособия женщинам ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей. |
69 |
70 |
Начислено пособие на погребение и возмещение расходов на погребение: - в случае смерти - в случае смерти детей застрахованного работника (выплата производится по месту работы одного из родителей) |
69
69 |
76
73 |
Отражена сумма алиментов, начисляемых за счет средств ФСЗН, в случае их недоплаты по не зависящим от должника причинам |
69 |
76 |
Погашение задолженности перед ФСЗН | ||
Перечислены в ФСЗН страховые взносы |
69 |
51, 52 |
Примечание. Уплату обязательных страховых взносов в ФСЗН плательщики производят единым платежом в порядке т на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании ( ст.3 Закона № 138-III ). Причитающиеся к уплате обязательные страховые взносы и иные платежи в ФСЗН при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков взыскиваются ( уплачиваются ) в валюте в сумме , эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу НБ, действующему на дату взыскания (п. 20 Положения №40). | ||
Взысканы средства в ФСЗН за счет средств дебиторов плательщика |
69 |
62, 76 |
Примечание. В случае отсутствия средств на счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы и иные платежи в ФСЗН взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов ФСЗН со счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной системы ), для открытия или закрытия которых требуется справка органов ФСЗН. Списание средств производится на основании представленного плательщиком заявления с указанием в нем дебитора и акта сверки задолженности (п. 22 Положения №40). | ||
Отражено взыскание недоимок, пеней в ФСЗН |
90-8 |
69 |
Примечание. При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (п. 23 Положения № 40). | ||
Выплачены пособия из кассы организации |
69 |
50 |
Исправление допущенных ошибок в расчетах | ||
Завышение сумм взносов в ФСЗН, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения: - за текущий год (методом “красное сторно”)
- за прошлые года (методом “красное сторно”) |
20, 23, 25 и др
90-8 |
69
69 |
Занижение сумм взносов в ФСЗН, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения: - за текущий год (дополнительная запись)
- за прошлые годы (дополнительная запись) |
20, 23, 25 и др
90-8 |
69
69 |
Примечание. Порядок исправления допущенных в бухгалтерском учет ошибок предусмотрен Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2055 №83. Названная инструкция написана с учетом старого плана счетов. Тем не менее полагаем, что методику пп. 15 и 23 данного документа можно использовать с учетом норм Инструкции № 102. |
[1]
1.2 Цель и задачи учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Цель социального страхования и обеспечения — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта. Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Работодатели участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию. А так же финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
В свою очередь работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.[7]
ФСЗН создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Управление Фондом социальной защиты населения осуществляется Правительством РБ при участии профсоюзов. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В связи с этим важнейшая задача учета в страховых организациях - правильное, своевременное и полное отражение сведений о заключенных договорах страхования, о причитающихся и поступивших страховых премиях (взносах), о формируемых страховых резервах, а также о заявленных убытках и о произведенных страховых выплатах. От успешности решения этой задачи во многом зависят платежеспособность организации, ее финансовая устойчивость и способность своевременно выполнять обязательства по договорам страхования[10].
Основными
задачами учета расчетов по
социальному страхованию и
Кроме того, важной задачей работников бухгалтерии является предоставление необходимых сведений руководству организации и в отделы страхования, а также достоверное и своевременное предоставление сведений органу страхового надзора о страховых взносах, страховых выплатах и т. п.[27]
Большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСЗН осуществляется из республиканского бюджета[8].
В целом выплаты социальных пособий и компенсаций можно объединить в две группы: 1 включает выплаты по временной нетрудоспособности работника и оплату санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей в отпускной период, а также санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан и их детей, пострадавших от радиационных катастроф; 2 охватывает различные виды социальной помощи семьям, имеющим детей.
Социальное страхование — это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы[14].
1.3 Краткая экономическая характеристика Калинковичского районного потребительского общества.
Калинковичское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих или работающих на территории Калинковичского района, создано 18 декабря 1995 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
Ведет работу на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
В Калинковичское райпо включены: «Калинковичское» обособленное структурное подразделение, обособленное структурное подразделение Калинковичского райпо «Кооперация», Городское обособленное структурное подразделение и два филиала: «Озаричи» и «Горочичи».
Полное наименование Общества на русском языке: Калинковичское районное потребительское общество.
Сокращенное наименование Общества на русском языке: Калинковичское райпо.
Место нахождения Общества: 247710 г. Калинковичи ул. Ломоносова, 19. Общество создано на неопределенный срок.
В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и настоящим Уставом.
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Общество делегирует союзам отдельные функции и полномочия, определяемые уставом Общества, уставами и учредительными договорами союзов, членом которых Общество является.
Общество вправе использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ, зарегистрированного в установленном порядке, на печатях, штампах, бланках документов и других носителях информации.
Основными целями создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
Предметом деятельности Общества являются:
На балансе Правления Калинковичского райпо находятся: нехозрасчетный стройучасток, нехозрасчетная автоколонна, нехозрасчетный производственно заготовительный участок, участок городской розничной торговли и распределительные склады.
Обслуживание населения осуществляется в 101 объекте розничной торговли с торговой площадью 9094 м², из них 78 магазинов расположены в сельской местности с торговой площадью 6712 м², кроме того 4 автомагазина. Обслуживание населения так же осуществляется в 45 организациях общественного питания с 2166 посадочных мест.
Складское хозяйство включает в себе 5 складов общей площадью 5330 м² и 1 склад-холодильник мощностью 100 тонн. [приложение Г]
Для полной характеристики хозяйственной деятельности Калинковичского райпо необходимо проанализировать экономические показатели организации.
Одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами, поэтому проанализируем экономические результаты деятельности Калинковичского райпо.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению