Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - это изучение системы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Рассмотреть экономико-финансовую характеристику «Калинковичского районного потребительского общества».
Изучить первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.docx

— 133.39 Кб (Скачать файл)

     По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потери кормильца, за  выслугу лет;

2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

3) пособиями

- по болезни и временной  нетрудоспособности;

- беременности и родам;

- безработице;

- в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до    достижения им предусмотренного законодательством возраста;

- на погребение

4) выплатами, связанными  с санаторно- курортным лечением и оздоровлением[4].

     В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь от фонда заработной платы, начисленного за отчетный месяц, юридические лица ежемесячно производят отчисления в фонд социальной защиты населения. [5]

     Отчисления  от фонда заработной платы  являются расходами организации  независимо от источников выплат, с которых они начисляются. Суммы  отчислений относятся на счета  по учету затрат по видам  деятельности, на которых учтены  основные выплаты каждой категории работников организации.  Отчисления в фонд социальной защиты населения коммерческие организации производят по ставке 34% от фонда заработной платы.

     Расчеты  с  фондом социальной защиты населения  по начисленным платежам и  израсходованным средствам учитываются  на счете 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению». Сумма  произведенных фонду отчислений отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию», 97 «Расходы будущих периодов», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению».

     По кредиту  счета 69 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» подлежат отражению суммы отчислений, производимых за счет организаций и удержаний из заработка работников, а также штрафов и пени по расчетам по этому виду страхования. По дебету счета 69 организации отражают суммы, перечисляемые в ФСЗН, и суммы, выплачиваемые за счет средств этого фонда.[6]

    

 

Таблица 1.1 Порядок отражения записей в учете.

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отчисления от сумм оплаты труда работников

Произведены отчисления в ФСЗН в размере, установленном частями первой и второй ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII “об обязательных страховых взносах в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь” (далее – Закон № 138-III)

20, 23, 25, 26, 28, 29, 44

69

На сумму отчислений от оплаты труда работников по инвестиционной, финансовой и прочей деятельности, не связанной с текущей деятельностью организации (например, при выбытии основных средств и др.)

91-4

69

Начислены страховые взносы в ФСЗН от сумм заработной платы работников по выполненным работам, связанным с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, монтажом и установкой, а также модернизацией, реконструкцией, дооборудованием, доставкой, техническим диагностированием и соответствующим освидетельствованием объектов основных средств

08

69

Отчисления от иных выплат, в т.ч. социального характера

Отражены отчисления в ФСЗН, начисленные на сумму расходов по добровольному страхованию медицинских расходов, относимых за счет средств организации, остающихся после налогообложения

90-8

69

Произведены отчисления от сумм расходов на оплату труда в случаях, связанных с чрезвычайными ситуациями, в зависимости от принятой учетной политики (стихийные бедствия, пожар, авария и др.)

90-8

69

Произведены отчисления от сумм материальной помощи, вознаграждений по итогам года

90-8

69

Оплата дней отпуска

На сумму отчислений в ФСЗН, производимых за счет создаваемого резерва на  предстоящую оплату отпусков работников

96

69

Произведены отчисления в ФСЗН от сумм среднего заработка за дни отпуска, приходящегося на текущий месяц (при отсутствии резерва на предстоящую оплату отпусков работников)

20, 23, 25 и др.

69

Отчисления в ФСЗН от сумм компенсаций за неиспользованный отпуск

20, 23, 25, и др.

69

Начисление пени

Начислены пени за несвоевременный взнос платежей в ФСЗН

90-8

69

Отражена пеня,  подлежащая взысканию с виновного лица за своевременный взнос платежей в ФСЗН

73

69

Возвращены излишне взысканные суммы взносов по результатам проверок

51

69

Начисления за счет средств ФСЗН

Пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности родам; пособия в связи с рождением ребенка; пособия женщинам ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей.

69

70

Начислено пособие на погребение и возмещение расходов на погребение:

- в случае смерти застрахованного  работника (выплата производится  лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего работника)

- в случае смерти детей застрахованного работника (выплата производится по месту работы одного  из родителей)

 

 

69

 

 

69

 

 

76

 

 

73

Отражена сумма алиментов, начисляемых за счет средств ФСЗН, в случае их недоплаты по не зависящим от должника причинам

69

76

Погашение задолженности перед ФСЗН

Перечислены в ФСЗН страховые взносы

69

51, 52

Примечание. Уплату обязательных страховых взносов в ФСЗН плательщики производят единым платежом  в порядке т  на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании ( ст.3 Закона № 138-III ). Причитающиеся к уплате обязательные страховые взносы и иные платежи в ФСЗН при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков взыскиваются ( уплачиваются ) в  валюте в сумме , эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу НБ, действующему на дату взыскания (п. 20 Положения №40).

Взысканы средства в ФСЗН за счет средств дебиторов плательщика

69

62, 76

Примечание. В случае отсутствия средств на счетах плательщиков  подлежащие уплате обязательные страховые взносы и иные платежи в ФСЗН взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов ФСЗН со счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании  бюджетной системы ), для открытия или закрытия которых требуется справка органов ФСЗН. Списание средств производится на основании представленного плательщиком заявления с указанием в нем дебитора и акта сверки задолженности (п. 22 Положения №40).

Отражено взыскание недоимок, пеней в ФСЗН

90-8

69

Примечание. При отсутствии у плательщика  и его  дебиторов  денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (п. 23 Положения № 40).

Выплачены пособия из кассы организации

69

50

Исправление допущенных ошибок в расчетах

Завышение сумм взносов в ФСЗН, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения:

- за текущий год (методом  “красное сторно”)

 

 

- за прошлые года (методом “красное сторно”)

 

 

 

 20, 23, 25 и др

 

90-8

 

 

 

69

 

 

69

Занижение сумм взносов в ФСЗН, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения:

- за текущий год (дополнительная  запись)

 

 

- за прошлые годы (дополнительная  запись)

 

 

 

20, 23, 25 и др

 

90-8

 

 

 

69

 

 

69

Примечание. Порядок исправления допущенных в бухгалтерском учет ошибок предусмотрен Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2055 №83. Названная инструкция написана с учетом старого плана счетов. Тем не менее полагаем, что методику пп. 15 и 23 данного документа можно использовать с учетом норм Инструкции № 102.


[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цель и задачи учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

     Цель социального страхования и обеспечения — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

     С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта. Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

     Работодатели  участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию. А так же финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

     В свою очередь  работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.[7]

     ФСЗН создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

     Управление Фондом социальной защиты населения осуществляется Правительством РБ при участии профсоюзов. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

     В связи с этим важнейшая задача учета в страховых организациях - правильное, своевременное и полное отражение сведений о заключенных договорах страхования, о причитающихся и поступивших страховых премиях (взносах), о формируемых страховых резервах, а также о заявленных убытках и о произведенных страховых выплатах. От успешности решения этой задачи во многом зависят платежеспособность организации, ее финансовая устойчивость и способность своевременно выполнять обязательства по договорам страхования[10].

     Основными  задачами учета расчетов по  социальному страхованию и обеспечению  являются:

  1. Проверка правильности документального оформления и законности операций по страхованию;
  2. Проверка правильности заключения договоров страхования и обоснованности страховых выплат;
  3. Контроль за правильностью ведения журнала заключенных договоров страхования и журнала учета убытков;
  4. Обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по договорам страхования, а также расчетов со страховыми агентами и страховыми брокерами;
  5. Обеспечение правильности формирования страховых резервов;
  6. Изыскание возможностей наиболее рационального инвестирования активов, покрывающих страховые резервы, на условиях ликвидности, прибыльности и надежности;
  7. Контроль за своевременностью и полнотой выполнения обязательств по договорам страхования;
  8. Достоверное отражение в регистрах бухгалтерского учета информации о поступивших страховых взносах, сформированных страховых резервах, а также о произведенных страховых выплатах по каждому виду страхования.

     Кроме того, важной задачей работников бухгалтерии является предоставление необходимых сведений руководству организации и в отделы страхования, а также достоверное и своевременное предоставление сведений органу страхового надзора о страховых взносах, страховых выплатах и т. п.[27]

     Большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСЗН осуществляется из республиканского бюджета[8].

     В целом выплаты социальных пособий и компенсаций можно объединить в две группы: 1 включает выплаты по временной нетрудоспособности работника и оплату санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей в отпускной период, а также санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан и их детей, пострадавших от радиационных катастроф; 2 охватывает различные виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

     Социальное страхование — это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы[14].

 

1.3    Краткая экономическая характеристика Калинковичского районного потребительского общества.

Калинковичское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих или работающих на территории Калинковичского района, создано 18 декабря 1995 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Ведет работу на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

В Калинковичское райпо включены: «Калинковичское» обособленное структурное подразделение, обособленное структурное подразделение Калинковичского райпо «Кооперация», Городское обособленное структурное подразделение и два филиала: «Озаричи» и «Горочичи».

Полное наименование Общества на русском языке: Калинковичское районное потребительское общество.

Сокращенное наименование Общества на русском языке: Калинковичское райпо.

Место нахождения  Общества: 247710 г. Калинковичи ул. Ломоносова, 19. Общество создано на неопределенный срок.

В  своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и настоящим Уставом.

Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Общество делегирует союзам отдельные функции и полномочия, определяемые уставом Общества, уставами и учредительными договорами союзов, членом которых Общество является.

Общество вправе использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ, зарегистрированного в установленном порядке, на печатях, штампах, бланках документов и других носителях информации.

Основными целями создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.

Предметом  деятельности Общества являются:

  • организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • закупка у граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
  • оказание платных услуг населению;
  • организация рынков для торговли товарами;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • укрепление и развитие материально-технической базы;
  • осуществление контроля  за выполнением требований органов государственной власти и управления по вопросам торгового обслуживания населения, обеспечения надзора на объектах промышленности, строительства, заготовительной и других отраслей деятельности, безопасного ведения работ, технического состояния оборудования, соблюдения стандартов и технических условий в организациях потребкооперации;
  • осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

     На балансе Правления Калинковичского райпо находятся: нехозрасчетный стройучасток, нехозрасчетная автоколонна, нехозрасчетный производственно заготовительный участок, участок городской розничной торговли и распределительные склады.

     Обслуживание населения осуществляется в 101 объекте розничной торговли с торговой площадью 9094 м², из них 78 магазинов расположены в сельской местности с торговой площадью 6712 м², кроме того 4 автомагазина. Обслуживание населения так же осуществляется в 45 организациях общественного питания с 2166 посадочных мест.

     Складское хозяйство включает в себе 5 складов общей площадью 5330 м² и 1 склад-холодильник мощностью 100 тонн. [приложение Г]

     Для полной характеристики хозяйственной деятельности Калинковичского райпо необходимо проанализировать экономические показатели организации.

     Одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами, поэтому проанализируем экономические результаты деятельности Калинковичского райпо.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению