Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками.
Целью данной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
проанализировать организационно–экономическую характеристику ООО «Орион»;
изучить нормативно–правовую базу и задачи учета;

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 342.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Гарантом устойчивого роста и финансовой стабильности экономики организаций и страны в целом в рыночных условиях хозяйствования является налаженная система расчетов. В результате реформационных изменений, происходящих в экономике, наряду с традиционными, появились ранее почти не используемые формы расчетов между организациями, вытекающими из договоров купли–продажи, мены, из операций по зачету взаимных требований и т.д. Эти финансово–расчетные отношения предполагают, с одной стороны наличие четкого нормативного регулирования, а с другой – полную взаимосвязь в комплексе правовых и учетно–налоговых аспектов. Хорошо отлаженная, не дающая сбоев, устойчиво работающая система расчетов между организациями и покупателями и заказчиками является основой прочного положения организации.

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за проданные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги  и выполненные работы.

Актуальность выбранной темы данной работы состоит в том, что состояние текущих обязательств и расчетов отражает уровень организации хозяйственной деятельности, а так же уровень бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, напрямую зависящий от качества и маневренности механизма контроля за состоянием расчетов организации.

В течение всего периода развития бухгалтерского учета, как практики и учетной мысли, как науки, бухгалтерами всегда уделялось центральное внимание учету операций, возникающих из взаимоотношений организации и ее контрагентов, как операциям, оказывающим непосредственное воздействие на финансовую стабильность организации.

Особая роль в условиях рыночной экономики отводится управлению дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков. Этим непосредственно занимается аппарат бухгалтерии и финансовая служба предприятия. Здесь важно не допускать необоснованного увеличения числа дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты, при необходимости оформлять задолженность простым или переводным векселем, без существенных потерь продавать ее или взыскивать через суд. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Следовательно, тема данной работы, посвященная бухгалтерскому учету расчетов с покупателями и заказчиками, весьма актуальна в настоящее время и имеет высокую практическую значимость.

Объектом данной работы является предприятие ООО «Орион».

Предметом исследования является бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками.

Целью данной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

  • раскрыть теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
  • проанализировать организационно–экономическую характеристику ООО «Орион»;
  • изучить нормативно–правовую базу и задачи учета;
  • разобрать содержание объекта учета и основные формы расчетов;
  • рассмотреть первичный, синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Теоретической и методологической основой для работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и работы таких авторов, как Лубяная В.С., Кондраков Н.П., Мизиковский И.Е., Алборов Р.А., Целоусова Л. А., Стражев В. И. и др.

Кроме перечисленных, одним из источников при написании данной работы стали документы бухгалтерской отчетности ООО «Орион».

При написании работы были использованы различные методы исследования: изучение и анализ нормативных документов, обобщение научных исследований и практического материала, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

 

Прежде чем проводить учёт расчётов с покупателями и заказчиками необходимо рассмотреть некоторые основные понятия, касающиеся данной темы.

Для более чёткого и точного определения таких понятий в работе были использованы требования нормативных актов, законодательства Российской Федерации, а также рекомендации ведущих специалистов в области бухгалтерского учёта и налогообложения. Необходимая информация была получена из основных периодических изданий в данной области, а также из учебных пособий.   

В учебной и методической литературе довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Так, например, Лубяная В.С. [34] утверждает, что основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно–материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах, как правило, оговариваются:

  • вид поставляемой продукции;
  • коммерческие условия поставки;
  • количественные и стоимостные показатели поставок;
  • сроки отгрузки поставляемой продукции;
  • порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками) и другие условия.

Согласно Кондракову Н.П. [18] к покупателям и заказчикам относят организации, приобретающие сырьё и другие товарно–материальные ценности, а также потребляющие различные виды услуг (потребление электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и осуществляющие заказ на выполнение различных работ (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчёты с покупателями и заказчиками осуществляются после отгрузки им товарно–материальных ценностей, принятия выполненных работ или оказанных услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по её поручению.

Следовательно, в процессе финансово–хозяйственной деятельности у организации возникают расчётные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическими и физическим лицам и при осуществлении расчётов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность.

Кондраков Н.П. [19] даёт следующее определение дебиторской задолженности: под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.) . Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Мизиковский И.Е. [22] считает, что: дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) данной организации, отражение которой в учёте выражено как имущество организации, то есть право на получение определённой денежной суммы (товара, услуги и т.п.) с должника, и аргументирует это статьей 128 Гражданского Кодекса РФ [1].

При покупке организацией товаров, работ или услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчётов с ними возникают обязательства представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами.   

На практике очень часто возникают ситуации, когда задолженность предприятий погашается несвоевременно либо не погашается совсем. В этом случае ст. 196 ГК РФ устанавливается общий срок исковой давности в три года. Но следует иметь в виду, что законодательством в статьях 797 и 966 ГК РФ предусмотрены и специальные сроки исковой давности, как сокращённые, так и более длительные по сравнению с общим сроком [1].

Если же срок поставки, момент оплаты и аналогичные условия не определены сторонами договора, то срок исковой давности согласно Гражданскому кодексу России исчисляется после семи дней  с момента предъявления претензий должнику.

Согласно Положению по ведению бухгалтерскому учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации [4] любое предприятие для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности проводит инвентаризацию обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. По мнению Смирновой Н. [35] порядок и проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности регламентируется учётной политикой предприятия. В целях избежания просроченной задолженности, а, следовательно, начисления пеней и штрафов, целесообразно проводить инвентаризацию задолженности ежеквартально. 

Многие авторы, в том числе и Алборов Р.А.[9, 10], определяют покупателей и заказчиков как организации, физические лица, которые покупают сырье, продукцию и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли, как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Чтобы снизить риск появления на предприятии сомнительной дебиторской задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной или полной предоплаты в счет будущих поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия–продавца.

Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [24, 25] предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Целоусова Л. А. [30] предлагает оценивать качество задолженности по следующим показателям:

  • доля сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
  • доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
  • доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности;
  • доля просроченных кредитов и займов (кредиты и займы не погашенные в срок) в общей сумме кредитов.

Оценку состава и структуры задолженности производить по конкретным покупателям. При этом Стражев В. И. [27] рекомендует изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Оценку состава и структуры задолженности, по мнению Целоусова Л. А. [30], желательно производить по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1–го – до 3–х месяцев, от 3–6 месяцев, от 6–12 месяцев, более 12 месяцев.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками