Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками.
Целью данной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
проанализировать организационно–экономическую характеристику ООО «Орион»;
изучить нормативно–правовую базу и задачи учета;

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 342.61 Кб (Скачать файл)

2–й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов Российской Федерации. К ним относятся:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н. (с изменениями и дополнениями от 24.12.2010 №186н). Положение регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота.

3–й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином Российской Федерации и различными ведомствами. К ним относятся:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 18.09.2006 № 115н;
  • Положения Банка России от 12 октября 2011 года N 373–П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

4–й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Таким образом, регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии регулируется множественными нормативно–правовыми законами, актами.

Самые важные изменения произошли в 2013 году при принятии Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402–ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете устанавливает самые общие требования к нему. Эти требования конкретизируются в подзаконных нормативных актах. Такими документами являются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Они вводятся федеральными органами исполнительной власти. К ним относится Минфин России.

Закон от 6 декабря 2011 г. № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 402–ФЗ) вступил в силу с 1 января 2013 года. Одновременно утратил силу Закон от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 129–ФЗ). Подзаконные акты к Закону 129–ФЗ – положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ. Они применяются для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета, или ФСБУ (п. 1 ст. 30 Закона 402–ФЗ). Поэтому избежать сравнений нового, действующего закона со старым, ему предшествовавшим, невозможно [32].

Бухгалтерский учет обеспечивает формирование информации о специальных объектах. Они перечислены в статье 5 Закона 402–ФЗ. А субъекты закона – это лица, на которых распространяется его действие. Они перечислены в статье 2 Закона 402–ФЗ. Объекты бухучета возникают в процессе экономической деятельности субъектов.

На основе информации об объектах бухгалтерского учета субъекты составляют свою бухгалтерскую отчетность. В Законе 402–ФЗ фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Поэтому термины «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность» можно считать синонимами.

Информация об объектах бухгалтерского учета сосредоточена в первичных учетных документах и систематизируется по определенным правилам.

Современный бухгалтерский учет – это информационная технология (п. 2 ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Бухгалтерский учет подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчетности [36].

На основе данных бухгалтерского учета ведутся:

  • налоговый учет;
  • управленческий (оперативный) учет;
  • статистический учет.

Каждый из этих видов учета включает свою отчетность, которая имеет определенных пользователей.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность компании характеризует:

  • ее финансовое положение на отчетную дату;
  • финансовый результат ее деятельности за отчетный период;
  • движение через нее денежных средств за отчетный период.

Эта информация предназначена для принятия экономических решений и должна быть достоверной.

Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов, изложенными в подзаконных актах (п. 15 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Закон 402–ФЗ не требует составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Но указывает, что она составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

В частности, промежуточная бухгалтерская отчетность необходима хозяйственным обществам (на основании Федеральных законов от 8 февраля 1996 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах»):

  • при установлении размера выплат участнику, выходящему из общества;
  • для определения промежуточных дивидендов и возможности их выплаты;
  • для выявления крупных сделок.

Во избежание разногласий отчетный период для подобных целей целесообразно определить в уставе (см. п. 5 ст. 13 Закона 402–ФЗ).

Необходимо отметить, что пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Феде рации обязывает все организации составлять отчетность помесячно и поквартально. Но эта позиция вообще–то противоречит Закону 402–ФЗ. Ведь в нем говорится не о всеобщей обязанности, а об обязанности в отдельных, специально оговоренных случаях. Так, ежеквартальную отчетность должны формировать эмитенты ценных бумаг (п. 5.1 и 7.2 приложения № 3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11–46/пз–н). Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Эта формулировка позволяет сделать два вывода [28]:

1) допустимо представлять пользователям отчетность, не утвержденную собственниками компании.

Но в случае, если утвержденная отчетность существенно отличается от ранее представленной, последняя подлежит замене на пересмотренный вариант (п. 7 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

2) наличие бумажного экземпляра отчетности обязательно.

Согласно Закону 402–ФЗ опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Но срок опубликования не относится к порядку (см. п. 3 ст. 11 Закона 402–ФЗ). Правда, указание о сроке содержит пункт 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Но из пункта 1 статьи 30 Закона 402–ФЗ не следует, что правила Положения сохраняют силу в этой части.

Теперь закон прямо запрещает вводить режим коммерческой тайны для бухгалтерской отчетности на любую отчетную дату. В период действия Закона 129–ФЗ такого ограничения не существовало и промежуточную отчетность разрешалось «засекретить». Годовая отчетность была и остается публичной ввиду ее представления в органы государственной статистики.

Изменен состав годовой отчетности.

Во–первых, в нем не фигурируют пояснительная записка и аудиторское заключение.

Во–вторых – появились две новые формы: отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.

Отчет о финансовых результатах заменил отчет о прибылях и убытках. А отчет о целевом использовании средств обязаны составлять все без исключения некоммерческие организации.

Состав приложений к двум обязательным формам будут устанавливать федеральные стандарты (подп. 6 п. 3 ст. 21 Закона 402–ФЗ).

В то же время роль отчета о движении денежных средств увеличилась. Ведь активы определены как объекты, обеспечивающие приток денежных средств, а обязательства – как объекты, порождающие их отток.

Эти правила не распространяются на отчетные даты до 1 января 2013 года. В том числе они не применяются к бухгалтерской отчетности за 2012 год.

Промежуточная отчетность может быть составлена на любую дату. Продолжительность отчетного периода для промежуточной отчетности законодатель не регламентировал.

В частности, хозяйственные общества обязаны составить промежуточный бухгалтерский баланс на день выплаты дивидендов. Соответственно на эту дату необходимо закрыть все те счета бухгалтерского учета, которые традиционно закрывают на конец календарного месяца. К ним относятся счета 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет расчетов с покупателями и заказчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными задачами этого учета является:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками за товарно–материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
  • контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
  • своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
  • контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с покупателями и заказчиками за поступившие и оприходованные товары.

Цели бухгалтерского учета предусмотренные на предприятии:

  • соблюдение в течение отчётного года принятой учётной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества, определённой исходя из правил, приведённых в Законе о бухгалтерском учёте и отчётности. Изменения учётной политики по сравнению с предыдущим годом должны быть объяснены в годовой бухгалтерской отчётности;
  • полнота отражения в учёте за отчётный период имущества и всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам;
  • разграничение в учёте текущих затрат и капитальных вложений;
  • тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца;
  • предприятие, осуществляя организацию бухгалтерского учёта, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования;
  • определяет форму и методы бухгалтерского учёта, основываясь на действующих или вновь разработанных Министерством финансов или министерствами и ведомствами формах и методах, при соблюдении общих методических принципов, установленных Законом о бухгалтерском учёте и отчётности;
  • разрабатывает систему внутрихозяйственного учёта, отчётности и контроля.

Для бесперебойного удовлетворения спроса населения большое значение имеет наличие соответствующих товарных запасов. Учёт должен контролировать размер и состояние товарных запасов (в целом и по ассортименту), соответствие их конъектурным требованием рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

3.2 Содержание объекта  учета и основные форма расчетов

 

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активно–пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (рисунок 1).

Рисунок 1 – Счета, с которыми корреспондирует счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Счет 62 дебетуется со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками