Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа
Предметом исследования является бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками.
Целью данной работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
проанализировать организационно–экономическую характеристику ООО «Орион»;
изучить нормативно–правовую базу и задачи учета;
Для документного оформления операций по реализации продукции предназначены соответствующие первичные документы, разработанные с учетом современных стандартов построения документации и приспособление к компьютерному учету. Первичный учет с покупателями и заказчиками включают следующие документы:[33]
1.Основанием для сделок является договор. Договора бывают на поставку продукции, договор купли–продажи, договор мены. Ст. 506 ГК РФ гласит, что по договору поставки продавец– поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок товары для использования в предпринимательской деятельности не связанных с личным, домашним использованием и иным подобным использованием.
Реализация товаров производится на основе договоров поставки, купли– продажи, регулирующих соответствующими статьями ГК РФ (Таблица 1):
Таблица 1 – Характеристика договоров
Договор поставки |
Договор купли– продажи | |
Регламентируется |
Ст.506 ГК РФ |
Ст. 454 ГК РФ |
Содержание договора |
Поставщик обязуется передать в определенный срок в собственность покупателю продукцию, а тот принять и оплатить ее по установленной цене |
Продавец, обязуется передать имущество в собственность покупателю, а тот принять и уплатить за него определенную сумму |
Момент перехода права собственности на товары |
С момента вручения вещей приобретателю, а равно и сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдачи на почту для пересылки приобретателю вещей, без обязательной доставки | |
Форма заключения договора |
В письменной форме |
В устной форме |
Вид товарооборота |
Оптовый |
Розничный |
2. Учет движения и отпуска
товаров со склада
3. Документы по возникновению расчетных взаимоотношений с покупателями является счет–фактура. Счет–фактура определена как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС и используется ими для встречных проверок налогоплательщиков с целью выявления фактов уклонения необоснованного предъявления к зачету (возмещению) сумм входного налога покупателями.
Счет–фактура – документ, предназначенный для движения товара и оплаты, поэтому его заполняют в двух экземпляров: один остается у поставщик, другой у покупателя.
Общие требования к порядку заполнение и предоставление счетов– фактур изложены в главе 21 «НДС» НК РФ и в постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов– фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС».
Согласно п.3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет–фактуру, вести журналы учета по полученных и выставленных счет–фактур, книги продаж и книги и покупок:
– при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса.
– в иных случаях, определенных в установленном порядке.
В соответствии с п.3 ст.168 НК РФ счет–фактура выставляется организациями при реализации товаров (работ, услуг) не позднее 5 дней считая со дня отгрузки товара (выполнение работ, оказании услуг).
В п.5 ст.169 НК РФ приводится обязательные реквизиты, которые должны бать указаны в счет–фактуре. Все эти реквизиты присутствуют в форме счет–фактур, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.12 2000 г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счет–фактур, книгу покупок и книгу продаж при расчете НДС». Согласно п.6 ст. 169 НК РФ счет–фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Если готовая продукция отпускается покупателю непосредственно со склада поставщика или другого места хранения ГП, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза [].
4. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным ТМЦ, в течение срока, которые определены в договоре. Если покупатели не могут заплатить в срок, они получают отсрочку. Кроме того, они могут погасить свои долги путем встречных поставок товара. Если выполнение работ, переуступив другой организации, т.е. взаимозачеты между организациями в которых участвуют 3 или более партнеров. Это обговаривается в договоре. Для взаимного погашения задолженности они составляют акты сверки взаиморасчетов с подтверждением задолженности и порядком описания их погашения, которые должны соответствовать сумме анализа счета.
6. Для отражения расчетов
с заготовительными
3.4 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Как только у продавца возникает дебиторская задолженность, он дебетует счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, открывают следующие счета второго порядка:
62–1 «Расчеты в порядке инкассо»;
62–2 «Расчеты плановыми платежами»;
62–3 «Векселя полученные»;
62–4 «Расчеты по авансам полученным».
Общие правила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками заключаются в следующем:
1. Счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 «Продажи», 91 на суммы отгруженной продукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг на дату признания доходов (принцип начисления).
2. Счет 62 следует кредитовать в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчетах неденежными средствами).
3. Суммовые разницы (в учете используются у. е.), возникающие при определении доходов от обычных видов деятельности, т. е. предусмотренных уставом организации; положительные (курс рубля возрос) увеличивают долг покупателя и сумму продаж (Дебет 62 Кредит 90), отрицательные суммовые разницы требуют сторнировочной записи.
4. Положительные курсовые разницы
(в расчетных документах
5. Дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет резерва (Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), а при его недостаточности или отсутствии — за счет финансовых результатов (Дебет 91). И в первом и во втором случаях кредитуют счет 62. Списание долгов на убыток вследствие неплатежеспособности дебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Последний должен учитываться за балансом (Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов») без кредитования какого–либо другого забалансового счета: при записях хозяйственных событий на забалансовых счетах принцип двойной записи не применяется) в течение пяти лет. Такой порядок установлен с целью контроля за изменением имущественного положения должника. В случае выхода дебитора из кризисной ситуации и погашения им долга оформляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет 50 (51, 52) Кредит 91. Кредитуют также забалансовый счет 007.
6. На суммы возврата бракованной продукции (излишне поставленных товаров) корректируется методом (сторно) выручка организации и НДС, подлежащий уплате в бюджет:
Дебет 62 Кредит 90;
Дебет 90, субсчет «Налог добавленную стоимость»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и на сборам» (76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами»).
7. Возврат покупателям (заказчикам) излишне полученных с них сумм по причине брака продукции или поставки товаров сверх заказов отражают по дебету счета 62 с кредитованием счетов 50, 51, 52 или 55 «Специальные счета в банках» и по дебету счета с кредитованием счета 62.
8. Отражение разницы между
Дебет 62 Кредит 91.
Отгруженная продукция (товары), выполненные работы и оказанные услуги должны своевременно оплачиваться. Контроль над соблюдением сроков и полноты платежей покупателями — один из приоритетных участков деятельности финансовой службы (бухгалтерии) организации. Типовые операции (приложение А).
Аналитический учет по счету 62 ведется раздельно по:
При расчетах плановыми платежами в аналитическом учете выделяют конкретных покупателей и заказчиков.
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации, т. е. от условий договора, в котором определен момент перехода права собственности на продукцию и условия оплаты. Согласно Гражданскому кодексу РФ переход права собственности по договору купли–продажи происходит в момент отгрузки со склада поставщика, что является общепринятым моментом перехода права собственности на реализуемую продукцию. Однако Кодексом допускается возможность устанавливать отличный от общепринятого порядок перехода права собственности на реализуемую продукцию.
На практике широко применяются два способа:
1. В момент доставки товара до франко–места (франко–место отправления; франко–место назначения).
2. В момент оплаты денежных средств.
Франко–место — место по условиям договора, до которого все расходы по отгрузке продукции, транспортные расходы по ее доставке и риск потери продукции несет поставщик. Франко–местом может быть станция отправления, станция назначения, склад поставщика и т. п. В этих случаях переход права собственности происходит в момент доставки товара до Франко–места.
В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Если договором предусмотрен переход права собственности на продаваемый товар в момент отгрузки продукции, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции. Оплата производится после получения продукции.
Если при реализации продукции переход права собственности на продаваемую продукцию происходит в момент зачисления денежных средств на расчетный счет продавца, то при этом составляют следующую бухгалтерские проводки:
1. Отражается отгрузка продукции по цене продажи (включ. НДС):
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90, субсчет 1 «Выручка».
2. Списывается производственная
себестоимость отгруженной
Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция».
Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то для учета такой отгруженной продукции используется счет 45 «Товары отгруженные».
Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Отгруженные товары на данном счете учитываются по фактической себестоимости, включая расходы по их отгрузке. При данном методе задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем.
Итак, в данной главе мы рассмотрели нормативные документы регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятиях, определили цели и задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками; выяснили, что для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активно–пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», рассмотрели счета, с которыми корреспондирует данный счет, рзобрали сновные формы расчетов с покупателями и заказчиками; определили какие первичные документы предназначены для документного оформления операций по реализации продукции, изучили общие правила синтетического учета и аналитического учетов [11,29].
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками