Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия – это производственный процесс, т.е. взаимосвязь средств труда, предметов труда и рабочей силы. Под средствами труда подразумеваются машины, оборудование, используемые работниками, а под предметами труда подразумеваются производственные запасы предприятия (материалы, сырье, топливо, запасные части и др.), однократно используемые в процессе производства и переносящие всю свою стоимость на создаваемую продукцию (работу, услугу). В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготавливаемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной и химической промышленности – до 85%. Так как материалы составляют основу себестоимости как единицы, так и всей продукции, учету использования материальных ресурсов в производственном процессе всегда придавалось и придается особое значение.

Содержание работы

Введение
1. Организация бухгалтерского учета материалов
1.1.Понятие, классификация, оценка материалов
1.1. Учет материалов на складе и в бухгалтерии
1.2. Синтетический и аналитический учет материалов
2. Методология учета материалов в бухгалтерском финансовом учете
2.1. Методы оценки материалов при отпуске в производство
2.2. Методы учета расхода материалов
2.3. Анализ использования материалов
3. Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования на ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.2. Организация учета материалов на предприятии ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.3. Анализ использования материалов на предприятии ЗАО швейная фаб-рика «Аэлита»
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

-  суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно – консультатив­ные услуги, связанные с приобретением запасов;

-  таможенные пошлины и иные платежи; невозмещенные налоги, уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (например, налог с продаж);

-  вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

-  затраты по заготовлению и доставке материально – производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов;

-  иные затраты на приобретение материально – производственных запасов.

П.7 ПБУ 598 устанавливает, что при изготовлении различных видов материальных запасов собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в сумме факти­ческих затрат на производство соответст-

 

вующего вида продукции согласно действующему порядку формирования себестоимости.

В соответствии с п.8 ПБУ 598, фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями.

П.9 ПБУ 598 определяет, что при безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения фак­тическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату при­нятия на учет организацией – получателем. При приобретении материалов в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) их фактическая се­бестоимость определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества по   балансу организации на момент обмена.

Согласно п.11 ПБУ 598, фактическая себестоимость материальных ресурсов организации не под­лежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и Положением ПБУ 5/98.

Материальные ресурсы, не принадлежащие данной организации, но вре­менно находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником (нап­ример,  давальческое сырье), показывают на забалансовых счетах в оценке по договору.  

Согласно п. 14 ПБУ 598, при приобретении запасов за иностранную валюту производится пере­счет их стоимости в рубли по курсу ЦБР на дату принятия ценностей к бух­гал­терскому учету организацией – получателем в соответствии с договором.

Определить фактическую себестоимость приобретаемых запасов от

различных поставщиков сразу возможно только при ограниченной номенкла­туре потребляемых запасов и по их основным видам. Поэтому текущий учет за­пасов ведут по учетной стоимости, т.е. по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестои­мость приобретения (заготовления), которая определяется самой орга­низацией по

 

сложившимуся уровню покупных цен с добавлением  расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п.

В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные покупные цены,  определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдель­ным видам запасов. В том и другом случае разница между фактической се­бестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отра­жается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.              Учет материалов на складе и в бухгалтерии

 

Для обеспечения производственной программы соответствующими ма­териальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные  склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, за­пасных частей , малоценных и быстроизнашивающихся предметов и дру­гих материалов. Кроме центральных заводских складов в различных струк­турных подразделениях предприятия могут быть кладовые , выполняющие функции промежуточных складов . Каждому складу приказом по предприя­тию присваивается постоянный номер , который впоследствии указывается на всех документах , относящихся к операциям данного склада . Склады дол­жны быть обеспечены исправными весами , измерительными приборами  и мерной тарой . 

На складах (кладовых ) материальные ценности размещают по секци­ям,  а внутри них – по группам,  типо - и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках,  ячейках, поддонах,  что обеспечива­ет быструю их приемку,  отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кла­довщик),  являющийся материально ответственным лицом,  которого при­нимают на работу,  как правило,  по согласованию с главным бухгалтером предприятия.  С кладовщиком заключается типовой договор по установлен­ной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании предприятия отсутствует должность заве­дующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого ра­ботника предприятия с его согласия и с обязательным заключением догово­ра об индивидуальной материальной ответственности.  От занимаемой до­­­лжности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвен­таризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвер­ж­денному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов,  номенклатурный номер, единицу измерения, це­ну и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют уче­та материалов в карточках. На каждый номенклатурный номер открывают отдель­ную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в ней номер склада,

наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измере­ния, номенклатурный номер , учетную цену и срок  годности . После этого карточки передают на склад , и кладовщик заполняет колонки прихода , рас­хода и остатка материалов .

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных доку­ментов (приходных ордеров, требований – накладных и др.) в день сове­р­­шения операций.  После каждой записи выводят остаток материалов. Благо­даря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запа­сов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов,  то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материа­лов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов. В условиях функционирования АСУП и автоматизированного склад­ского хозяйства вместо карточек учета применяют систематически состав­ляемые машинограммы – ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета,  однако  в отличие от них машинограммы – ве­домости составляют лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за  движением и состоянием ма­териалов на складе и оперативного управления производством.

 

Первичные документы после записи их данных в карточки учета пе­редают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно – заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го  числа следующего месяца.

Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименова­ние и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгал­терию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало ме­сяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мас­теров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их рас­ход по норме. Нормативный  расход материалов исчисляют в бухгалте­рии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость

в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет

материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического уче­та используются отчеты материально ответственных лиц.

Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бух­галтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складс­кого учета и их остатков в сальдовой книге.

Для обеспечения достоверности данных учета и отчетности, соответ­ствия учетной оценки материалов их реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию материальных ценнос­тей.

При инвентаризации решаются следующие задачи:

-  выявляется фактическое наличие материально-производственных за­пасов в целях обеспечения их сохранности;

 

- определяется фактическое количество использованных на произ­водство материально-производственных ресурсов;

- появляется возможность оценить материально – производственные

запасы с учетом их рыночной стоимости и фактического физического сос­тояния;

- проверяется соблюдение правил и условий хранения материально –производственных запасов.

При инвентаризации проверяется соответствие данных фактического

наличия производственных запасов данным складского учета, данных складского учета данным бухгалтерского учета, а также данных фактическо­го наличия производственных запасов данным бухгалтерского учета.

Все первичные документы по движе­нию материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бух­галтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем  на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществ­лять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правиль­ностью документального оформления операции по движению материалов.

После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умноже­нием количества материалов на цену).

Первичные документы по движению материалов могут передаваться

сразу на ВУ, минуя бухгалтерию. В этом случае контроль первичных доку­ментов осуществляется работниками ВУ.

Существуют несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии[1].

При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт ма­териалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основа­нии первичных документов операции по поступлению и расходу материа­лов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет мате-

 

риалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выра­жении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составля­ют сортовые количественно- суммовые оборотные ведомости аналитическо­го учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синте­тических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группи­руют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по доку­ментам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денеж­ном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синте­тическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку

отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако

учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведо­мость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных но­меров материалов.

Более прогрессивным является оперативно – бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета, ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже

одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных  кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

 

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным    контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Информация о работе Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования