Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа
Деятельность любого предприятия – это производственный процесс, т.е. взаимосвязь средств труда, предметов труда и рабочей силы. Под средствами труда подразумеваются машины, оборудование, используемые работниками, а под предметами труда подразумеваются производственные запасы предприятия (материалы, сырье, топливо, запасные части и др.), однократно используемые в процессе производства и переносящие всю свою стоимость на создаваемую продукцию (работу, услугу). В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготавливаемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной и химической промышленности – до 85%. Так как материалы составляют основу себестоимости как единицы, так и всей продукции, учету использования материальных ресурсов в производственном процессе всегда придавалось и придается особое значение.
Введение
1. Организация бухгалтерского учета материалов
1.1.Понятие, классификация, оценка материалов
1.1. Учет материалов на складе и в бухгалтерии
1.2. Синтетический и аналитический учет материалов
2. Методология учета материалов в бухгалтерском финансовом учете
2.1. Методы оценки материалов при отпуске в производство
2.2. Методы учета расхода материалов
2.3. Анализ использования материалов
3. Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования на ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.2. Организация учета материалов на предприятии ЗАО швейная фабрика «Аэлита»
3.3. Анализ использования материалов на предприятии ЗАО швейная фаб-рика «Аэлита»
Заключение
Список литературы
Приложения
Сальдовый метод учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.
При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово – сличительные ведомости) составляют на машинах.
можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных
ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражениях)
по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.
Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово – сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства.
аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:
о способах оценки материально – производственных запасов по их группам (видам);
о последствиях изменений способов оценки материально – производственных запасов;
о стоимости материально – производственных запасов, переданных в залог;
о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
1.3. Синтетический и аналитический учет материалов
В связи с тем, что анализируемое предприятие ЗАО швейная фабрика «Аэлита» не перешло на Новый план счетов, рассмотрим учет производственных запасов по Плану счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов СССР от 1ноября 1991г. № 56. Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», 14 «Переоценка материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов». К счету 10 могут быть открыты соответствующие субсчета. Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур, и др.
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальные счета 10 «Материалы» или 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и кредитуют:
счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами,
включаемыми в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;
счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
счет 23 «Вспомогательные производства» – на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
счет 20 «Основное производство» – на стоимость возвратных отходов;
другие счета.
На предприятиях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также на строительных предприятиях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по заготовке и доставке указанных сырья и материалов на предприятие (стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения или заготовления сырья и материалов учитывают на активном счете 44 «Издержки обращения» (при наличии на предприятиях специального заготовительного аппарата).
Накопленные суммы списывают с кредита счета 44 «Издержки обращения» в дебет счетов:
15 «Заготовление и приобретение материалов» – на расходы по заготовке сырья на перерабатывающих предприятиях;
11 «Животные на выращивании и откорме» – на расходы по заготовке скота и птицы;
счетов производственных запасов строительных предприятий, где присоединяют к другим расходам;
Со счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» фактическую себестоимость сырья на перерабатывающих предприятиях списывают в дебет счета 10 «Материалы».
Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).
Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуются по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактуррованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода на предприятие (материалы в пути), по окончании месяца отражают по дебету счетов 10 «Материалы» или 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.
При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению
с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам предприятия или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.
Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 63 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.
Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».
Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);
Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Стоимость материалов по твердым учетным ценам между различными счетами издержек производства распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.
По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) – способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами.
Для определения сумм транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное и вспомогательное производство, находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное отношение умножают на стоимость израсходованных материалов по средним покупным ценам.
Если синтетический учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, то помимо материальных счетов 10 и 12 на всех предприятиях используют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов, а также счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, животные на выращивании и откорме). В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» относят покупную стои-
мость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей на предприятие.
Материальные ценности, фактически поступившие на предприятие, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 10 «Материалы» и 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Сумму разниц в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.
Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету 15. В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или невывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15. Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 списывают на счет 16, и счет 15 сальдо не имеет.
Израсходованные или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.
Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в
Информация о работе Бухгалтерский учет расхода материалов и анализ их использования