Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.
Объектом исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является общество с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ ТОРГ» (ООО «ОПТ ТОРГ») учрежденного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации № 14- ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными нормативами.

Файлы: 1 файл

диплом- ОПТТОРГ+.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности, так как занята реализацией товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и продажи товаров, которые можно охарактеризовать как товарные операции. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей.

Основным объектом бухгалтерского учёта в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия торговой организации обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием. Главной целью бухгалтерского учёта в торговле являются: контроль сохранности товаров; своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом товарных операций предприятия торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание предоставления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Таким образом, актуальный бухгалтерский учет товарных операций являются жизненно необходимым для каждой организации розничной торговли, и именно этим обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.

Рыночные отношения способствовали развитию в торговле новых фактов хозяйственной жизни, таких как скидки, возвраты товаров. Совершенствование гражданского законодательства позволило торговым организациям использовать разные формы договорных отношений, а также расчетов, выраженных в иностранной валюте и условных денежных единицах. Решению проблем учета этих экономических явлений уделяется большое внимание в работах Баканова М.И., Брыковой Н.В., Геворкян Е.А., Кожинова В.Я., Микицей М.В., Мильруд Е.Д., Николаевой Г.А., Сергеевой Т.С., Патрова В.В.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.

Объектом исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является общество с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ ТОРГ» (ООО «ОПТ ТОРГ») учрежденного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации № 14- ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными нормативами.

Предметом исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является действующая система бухгалтерского учёта товарных операций в исследуемой организации розничной торговли.

Для достижения поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы розничной торговли: понятие, состояние, перспективы развития, объекты бухгалтерского учета;
  • проанализировать порядок учета поступления товаров в розничной торговле;
  • проанализировать порядок учета продаж товаров в розничной торговле.

В качестве теоретической и методологической основой поведения исследования явились нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле. При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, а также использованы фактические материалы по учету товарных операций и отчетность исследуемой организации розничной торговли.

Поставленные в работе задачи определили структуру данной выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цель и задачи, обозначены предмет и объект исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты розничной торговли: понятие, состояние, перспективы развития, объекты бухгалтерского учета. Вторая глава посвящена учету поступления товаров в розничной торговле, рассмотрен учет продаж товаров в розничной торговле. В третьей главе работы проведен анализ продаж на исследуемом предприятии торговли. Четвёртая глава посвящена аудиту товарных операций. В пятой главе содержатся рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учёта. В заключении подводятся общие итоги работы.

 

1. Розничная торговля: понятие, состояние и перспективы развития

 

1.1 Розничная торговля её сущность и значение в рыночной экономике

 

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

Розничная торговля осуществляет следующие функции:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Торговля является наиболее динамично развивающимся сегментом рынка сферы услуг. По некоторым оценкам, в области оптовой и розничной торговли занято от одной пятой до четверти всего активного населения. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков и осуществлением деятельности по продаже товаров на них, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

С 2010 г. основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 ст. 2 указанного закона розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В совместном Приказе Минэкономразвития России и Росстата от 12.05.2010 г. №185 сказано: оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) населению со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, проданных в кредит, по почте и по образцам, в оборот розничной торговли включается в размере полной стоимости. Не включается в оборот розничной торговли стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в т. ч. организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания, а также стоимость объектов недвижимости, проездных, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи.

Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа.

Стоимость проданных населению товаров приводится в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Основным видом хозяйственных договоров, на основании которых организации розничной торговли осуществляют предпринимательскую деятельность, являются договоры купли-продажи. Общие требования, предъявляемые к ним, те же, что и для организаций оптовой торговли. Вместе с тем при розничной торговле имеется ряд специфических особенностей, учтенных в гражданском законодательстве. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) им посвящен отдельный § 2 гл. 30 «Договор купли-продажи».

Реализация товаров на условиях розничной купли-продажи осуществляется, как правило, через магазины и другие предприятия розничной торговли - торговые объекты.

Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет торговый объект как здание, строение, сооружение или их часть, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров.

Кроме того, указанный закон отдельно определяет следующие понятия:

  • стационарный торговый объект - здание, строение или их часть, прочно связанные фундаментом с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • нестационарный торговый объект - временное сооружение или конструкция, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения (неприсоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в т. ч. передвижное сооружение;
  • торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, использующихся под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Предприятия розничной торговли по ассортименту реализуемых товаров классифицируют по видам: универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

Сводная классификация объектов розничной торговой сети представлена в следующей таблице 1.1:

 

Таблица 1.1 – Классификация объектов розничной торговой сети

 

Розничная торговая сеть

Стационарные объекты розничной торговли: магазины; павильоны, имеющие торговый зал

Объекты мелкорозничной торговли

Стационарные объекты: палатки; киоски; павильоны; торговые автоматы

Передвижные объекты: тележки; автолавки; фургоны;

лотки; корзины; другие объекты развозной и разносной торговли


 

Розничная торговля осуществляется в различных формах, среди которых можно назвать следующие:

  • продажа товаров по образцам;
  • продажа товаров по заказам и на дому у покупателей;
  • продажа товаров длительного пользования в кредит.

Продажа товаров с обслуживанием покупателей в месте продажи товаров, по заказам и на дому регулируется Правилами продажи отдельных товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55, и правилами работы организаций розничной торговли на территории субъектов Российской Федерации, принятыми исполнительными органами этих субъектов.

Продажа товаров по образцам регламентируется ст. 497 ГК РФ и Правилами продажи по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. №918.

В условиях усиления конкуренции предприятия розничной торговли предлагают потребителю новые товары и услуги. Состояние потребительского рынка на сегодняшний день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли. Современное развитие розничной торговли характеризуется большими изменениями в типах магазинов, методах продаж и формах обслуживания. В связи с этим существующие классификации не полностью отражают тенденции развития розничной торговой сети и требуют доработки.

 

1.2 Современное состояние и перспективы развития розничной торговли

 

Розничная торговля, активно развивающаяся сфера народного хозяйства, по темпам роста обгоняющая многие отрасли народного хозяйства.

Состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития страны. Курс на интенсивное развитие экономики, характерный для современной России, способствовал повышенным темпам роста розничной торговли, благодаря чему эта сфера деятельности стала очень привлекательной для инвестиций отечественных и зарубежных компаний.

Информация о работе Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле