Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.
Объектом исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является общество с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ ТОРГ» (ООО «ОПТ ТОРГ») учрежденного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации № 14- ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными нормативами.

Файлы: 1 файл

диплом- ОПТТОРГ+.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

Записи в аналитическом учете производятся только на основании первичных документов. В рассмотренном нами примере бухгалтер сделал первую запись на основании товарной накладной поставщика, которая поступила в бухгалтерию вместе с товарным отчетом материально–ответственного лица. А вторая запись сделана на основании акта приема–передачи векселя.

Для учета поступления товаров в ООО «Опт-торг» используется активный счет 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя». Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в магазин, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

Оприходование поступивших в магазин товаров от поставщика отражается проводкой на сумму стоимости по продажным ценам; при этом НДС не фиксируется отдельно, так как ООО «Опт-торг» находится на уплате ЕНВД и не является плательщиком НДС, поэтому в покупную стоимость, по которой принимаются товары к учету, включается входной НДС:

Дебет 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Начисляется торговая наценка на приобретенный товар в размере 20% от стоимости товара:

Дебет 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

Кредит 42 «Торговая наценка».

При этом транспортные расходы относятся на издержки обращения:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму оплаченной задолженности поставщикам

Кредит 51 «Расчетные счета» – на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кредит 50 «Касса» – на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах 60 тысяч рублей и о применении ККМ);

Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита иди займа учредителя;

Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.

Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дебет 51 «Расчетные счета» (50 «Касса»)

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «По авансам выданным».

Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю – ООО «Опт–торг», который отражает данную операцию записью:

Дебет 44 «Расходы на продажу» – непосредственно на стоимость доставки;

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на общую сумму задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Но чаще всего доставка приобретенных товаров в ООО «Опт-торг» осуществляется за счет продавца, что оговаривается в договоре. Получение товаров через подотчетных лиц в ООО «Опт-торг»не проводится.

Предприятие розничной торговли ООО «Опт-торг» может реализовывать товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа. На практике товары реализуются только за наличный расчет, через кассу предприятия.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом отчете и журнале кассира–операциониста.

Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью:

Дебет 50 «Касса» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Торговая выручка сдается кассиром-операционистом

1) либо подотчетному лицу:

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 50 «Касса».

2) либо в банк (объявлением  на взнос наличными) для зачисления  на расчетный счет:

Дебет 57 «Переводы в пути»

Кредит 50 «Касса».

Эти операции отражаются расходным кассовым ордером.

Далее на основании квитанции и ордера, полученного из банка и подтверждающего зачисление денег на расчетный счет, делают проводку:

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 57 «Переводы в пути».

Организации розничной торговли могут производить также расчеты с покупателями с помощью пластиковых карт. Продажа товаров в таких случаях оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, MasterCard и др.), адрес организации-продавца (магазина). Слип заполняется в трех экземплярах: первый вручается покупателю, второй – сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяет работник организации-продавца. Слипы сдаются инкассатору по реестру с указанием их числа и суммы. Реестр заполняют в двух экземплярах: первый – для инкассатора, второй – с распиской инкассатора остается у организации–продавца. Реестры со слипами сдаются в банк. Банк зачисляет на расчетный счет организации-продавца причитающиеся ей денежные средства за проданные товары. В документах на зачисление денег банк указывает даты реестров слипов и суммы денежных средств.

При продаже товаров по дате выписки слипа делается запись (на продажную стоимость):

Дебет  57 «Переводы в пути» Кредит 90/1 «Выручка».

При списании реализованных товаров (по учетным ценам):

Дебет 90/2 «Себестоимость продаж» Кредит 41 «Товары».

При поступлении денежных средств на расчетный счет организации:

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 57 «Переводы в пути».

В практике учета организаций розничной торговли продуктами питания зачастую имеет место возврат некачественных товаров покупателями в случаях, предусмотренных законодательством. При учете операций по возврату товара необходимо оприходовать полученные от покупателей товары, откорректировать ранее сделанные записи по учету их продажи и отразить претензионные расчеты с поставщиками некачественного товара.. Организации розничной торговли учет расчетов с покупателями по возврату товаров, как правило, осуществляют на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в следующей последовательности:

Дебет 90, субсчет 1 «Выручка» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражается возникновение задолженности перед покупателями на сумму выручки;

Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 41 «Товары» – корректируется методом красное сторно ранее сделанная запись по цене реализации товаров с НДС на сумму возвращенных покупателями товаров;

Дебет 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки» – корректируется методом красное сторно сумма прибыли от продажи в части, относящейся к возвращенным покупателями товарам;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50 «Касса» – отражается фактическая выплата покупателям денежных средств;

Дебет 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кредит 41 «Товары» – учитывается возврат некачественного товара поставщику по цене приобретения;

В ООО «Опт–торг» возврат товара осуществляется на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям», проводки составляются аналогично вышеописанным.

При продаже товаров, организации могут предоставлять покупателям торговые скидки. Торговая скидка – это сумма, на которую снижается цена продажи товаров, реализуемых покупателю, исполнившему установленные договором условия. Таким образом, порядок предоставления скидки и ее размер определяются на основании условий договора (сроки оплаты, поставки, объемы закупки и т.п.). В практике учета наибольшее распространение получили скидки, предоставляемые при приобретении товаров в определенном количестве или на установленную сумму, скидки за ускоренную оплату проданных товаров, бонусные скидки, предпраздничные и праздничные скидки. Бухгалтерский учет скидок зависит от момента предоставления скидки и цены товара, по которой он отражен в бухгалтерском учете (покупной или продажной ценам). Согласно п.6.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», если покупатель единовременно приобретает товар в количестве или сумме, необходимой для получения скидки, то продавец фиксирует реализацию товаров и определяет выручку по цене со скидкой.

Традиционно основой оценки товаров, отражаемой на счете 41 «Товары», является цена их приобретения у поставщиков. Все прочие расходы, связанные с приобретением товаров (транспортно-заготовительные), учитываются отдельно и списываются в уменьшение финансового результата от продажи товаров в полной сумме как относящиеся к текущему отчетному периоду либо пропорционально стоимости проданных товаров и их остатка на складе.

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения таких затрат предусмотрен синтетический счет 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» отражают следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы и др. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. По кредиту эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании расходов на транспортировку они подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

В конце месяца в ООО «Опт-торг» делают следующие проводки:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».

Записи по счетам 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж» и т. д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Полученный положительный финансовый результат в ООО «Опт-торг» отражается следующей записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит 99 «Прибыли и убытки».

Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с субсчетом 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

 

2.4 Инвентаризация товаров на ООО «Опт–торг»

 

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в каждой организации необходимо проводить инвентаризацию имущества, и в том числе товаров. В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается фактическое наличие товаров (их количество, состояние и оценка). Сведения, полученные при инвентаризации, сравниваются с данными бухгалтерского учета.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

– при смене материально–ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В ООО «Опт-торг» инвентаризация проводится два раза в год перед составлением полугодовой и годовой отчетности: 30 июня и 20 декабря. Основными задачами инвентаризации товаров являются:

– выявление фактического наличия товаров;

– контроль сохранности товаров, путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

– выявление товаров, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;

– проверка соблюдения правил и условий хранения товаров;

– проверка полноты отражения в учете;

– проверка правильности установления цены на товары.

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Материально-ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)». Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

2. Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие товаров. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной – акт инвентаризации. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены 6 типовых форм описи и 8 типовых форм акта.

Информация о работе Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле