Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 21:18, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ теоретических основ и практических аспектов бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.
Объектом исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, является общество с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ ТОРГ» (ООО «ОПТ ТОРГ») учрежденного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации № 14- ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными нормативами.

Файлы: 1 файл

диплом- ОПТТОРГ+.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

В настоящее время розничные торговые предприятия стали приоритетными субъектами каналов распределения. От них во многом зависит продвижение товаров определенных торговых марок на рынке. Поэтому не случайно, что в дополнение к известным методам формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, PR и т.п.) начинают широко применяться средства и методы мерчендайзинга, позволяющие интенсифицировать продажу товаров с учетом психических и физиологических особенностей внутренней среды посетителя торгового зала и перепрофилирования его в приобретателя.

За последние 10-15 лет в России существенным образом изменилась и структура розничной торговли. В ней появились предприятия современных форматов (гипер- и супермаркеты, дискаунтеры) наряду с традиционными магазинами и мелкорозничной торговлей, в том числе «пешеходной зоны доступности».

Одной из характерных черт населения Российской Федерации является значительная дифференциация населения по уровню доходов. По официальным данным, разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет 14 раз, а по данным независимых экспертов и того более (в 26 раз). Это естественно обуславливает появление магазинов с разной стратегией ценообразования.

В зависимости от этого признака и сегмента покупателей магазины подразделяются на элитные и эконом-класса (магазины-дискаунтеры). Для элитных магазинов преобладающим направлением ценовой политики является стратегия высоких цен, а в качестве дополнительного направления - дифференциация цен на разные товары в зависимости от их престижности и значимости для потребителя. Так, даже в элитных супермаркетах, цены на хлебобулочные изделия, за исключением собственной продукции, плоды и овощи, молоко достаточно низкие, порой не выше, чем в магазинах эконом- класса. Кроме того, и в элитных магазинах и дискаунтерах дифференциация цен и стратегия пониженных цен применяется, как экономический метод стимулирования сбыта и создания потребительских предпочтений, для ускорения продажи определенных товаров. Например, этот метод применяется для товаров, срок годности или хранения которых близок к концу, либо отмечается падение спроса и снижение товарооборачиваемости товаров. У магазинов эконом-класса преобладает стратегия низких и умеренных цен с применением скидок в качестве дополнительного направления.

В структуре товарооборота РФ преобладают в денежном выражении непродовольственные товары (52%), а по физической массе и широте ассортимента - продовольственные товары.

Доля импортных товаров в целом по стране составляет 40%, но по отдельным группам товаров, особенно непродовольственным (сложнотехническим, одежно-обувным, посудо-хозяйственным, игрушкам) до 80%. Это объясняется тем, что в Россию много поступает дешевых импортных товаров, в том числе контрабандных и контрафактных. Особенно много таких товаров приходит из стран Юго-Восточной Азии, среди которых лидирующее положение занимает Китай.

Несмотря на быстрые темпы роста товарооборота, в том числе и розничного, имеет место отставание России по товарообороту розничной торговли на душу населения в год (примерно 1,6 тыс. дол.). В этом отношении есть перспективы роста товарооборота, учитывая, что увеличение реальных доходов и заработной платы населения превышает инфляцию.

Структура розничных торговых предприятий представлена в таблице 1.2

 

Таблица 1.2 – Структура розничных торговых предприятий, %

 

Тип предприятий розничной торговли

года

2010

2015

(прогноз)

Рынки (открытые), павильоны

54

46

в т. ч. рынки

21

 

Традиционные магазины

24

13

Дискаунтеры

10

21

Супермаркеты

7

12

Гипермаркеты

5

8


 

Анализ данных показывает, что доля торговых предприятий современных форматов (дискаунтеров, супермаркетов, гипермаркетов) составляет всего 22%. Для современных форматов магазинов характерна их консолидация в форме торговых сетей. В России на их долю приходится 8-10% рынка, причем три крупных торговых сети («Магнит», «Седьмой континент») контролируют почти 5% рынка.

В развитых странах доля крупнейших розничных сетей составляет 50- 95%, в странах Восточной Европы - 10-30%.

Всего на российском рынке функционирует 750 розничных сетей и около 200 тыс. предприятий малого бизнеса, в которых занято более 10 млн. работающих, то есть более 10% трудоспособного населения страны.

Подводя итоги анализу состояния розничной торговли, следует отметить следующие аспекты:

  • рост розничного товарооборота, который в совокупности с оптовым товарооборотом дает почти четвертую часть ВВП;
  • высокая насыщенность рынка потребительских товаров, что обусловлено превышением предложения над спросом;
  • изменение приоритета интересов и переориентации их с производства товаров на сбыт, следствием чего явились изменения маркетинга отношений между производителями (поставщиками) и розничными продавцами - последними посредниками в каналах распределения товаров;
  • дифференциация розничных торговых предприятий по сегментам потребителей в зависимости от их платежеспособности, престижных потребностей и других признаков;
  • создание сильной конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли, что заставляет розничных продавцов применять методы обеспечения своей конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
  • интенсивное развитие высокорентабельных торговых сетей с их гибкой товарной политикой, ориентацией на запросы разных потребителей и стратегий диверсификации.
  • розничные торговые организации занимают лидирующее положение по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, а также мигрантов из стран СНГ и других стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, в сфере торговли функционирует примерно 3 млн. крупных, средних и мелких предприятий, на которых работает около 10 млн. человек, что составляет примерно 15% всего трудоспособного населения страны.

Перспективы развития торговли будут связаны со следующими основными направлениями:

  • государственное регулирование деятельности торговых организаций;
  • углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций;
  • расширение сетевых торговых организаций новых форматов;
  • добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой;
  • разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок;
  • усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции, в том числе и путем проведения товароведной экспертизы независимыми экспертными организациями;
  • формирование товарной политики торговых организаций с учетом особенностей конкретного сегмента рынка;
  • повышения конкурентоспособности торговых организаций путем формирования рационального ассортимента, обеспечения надлежащего качества товаров и разумных цен.

Углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций - обусловлено дифференциацией общества и ростом престижных потребностей у определенной части населения - будет продолжаться и в дальнейшем, так как это неизбежное последствие господствующих в России рыночных отношений. Тенденция роста в стране среднего класса, снижение доли неимущих (лиц, доход которых ниже прожиточного минимума), а также безработных должна привести к увеличению количества предприятий розничной торговли, в основе товарной политики которых будут заложены достаточно широкий ассортимент, хорошее качество товаров и обслуживания по умеренным ценам. Наряду с этим, по-прежнему, будут востребованы и магазины эконом-класса, а также элитные магазины с высоким качеством обслуживания.

Специализация розничных предприятий торговли будет происходить и по формам обслуживания. В частности, будет возрастать удельная доля продаж дистанционной торговли по образцам, каталогам, прайс-листам, рассылаемым через Интернет или по почте (директ-маркет), так как постоянно увеличивается контингент приобретателей товаров, не имеющих возможности в силу большой загруженности на работе ходить по магазинам и тратить на это время. Поэтому уже появившиеся Интернет-магазины, торговые сети, специализирующиеся на доставке заказанных товаров на дом (например, сеть Утконос) имеют хорошие перспективы для развития.

Расширение сетевых торговых организаций новых форматов (гипер- и супермаркетов, дискаунтов и т.п.) прогнозируется почти в 2 раза. При этом увеличение сетевой торговли будет происходить как за счет инвестиций в строительство новых зданий, так и аренды торговых площадей, а также франчайзинга. Кроме того, расширение торговых сетей будет происходить и путем выхода их на новые региональные рынки. Этот процесс, начавшийся в течение последнего десятилетия, в дальнейшем будет набирать темпы роста, причем наиболее интенсивно для сетей эконом-класса, так как уровень доходов населения в регионах ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок (СТМ) - перспективное направление, позволяющее предупредить реализацию фальсифицированной и контрафактной продукции. Уже сегодня многие крупные торговые сети реализуют значительную часть своего ассортимента под собственными торговыми марками («МЕТРО» - около 360 наименований, «АШАН» - около 650 наименований), применяя одноименные и разноименные торговые марки (например, сеть «Перекресток» имеет две СТМ: «Перекресток» и «Наша Марка»).

СТМ имеют ряд неоспоримых преимуществ перед собственными производственными марками: пониженные цены по сравнению с товарами- аналогами за счет прямых контактов с производителями, укрепление собственного брэнда (в случае одноименных СТМ), обеспечение заданного уровня качества и за счет этого создание и поддержание потребительских предпочтений.

Усиление внутрифирменного контроля качества поставляемой продукции должно осуществляться в первую очередь силами собственного персонала (товароведов, приемщиков товаров и т.п.). Для этого в торговых организациях должны быть высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями по оценке качества товаров, приемке по количеству и качеству, управлению ассортиментом, в том числе и товарными категориями. Наряду с этим, торговые организации могут проводить периодически или при возникновении конфликтных ситуаций товарную экспертизу силами сторонних экспертных организаций.

 

1.3 Товарные операции как объект бухгалтерского учета в торговле

 

Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются:

а) учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование;

б) учет источников формирования имущества организации (обязательств организации);

в) описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации. Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок;

г) учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда. Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оценивается в денежном выражении;

д) формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации.

Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Руководитель, который своевременно получает такую информацию, может проанализировать текущую деятельность торговой организации и принять правильное управленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительных финансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческой деятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечения финансовой устойчивости организации.

Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и др. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к товарным операциям.

Товарные операции - это факты хозяйственной жизни организаций, связанные с поступлением и выбытием товаров. Определение товаров дано в нескольких нормативных документах.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (п. 1 ст. 454) под товаром понимает предмет договора купли-продажи. При этом в соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ.

В налоговом законодательстве (п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) «товаром... признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации».

Нормативные документы по бухгалтерскому учету дают более узкую трактовку понятия «товар». В п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н сказано: «Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи».

Информация о работе Бухгалтерский учет товарных операций в розничной торговле