Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, реферат

Описание работы

В условиях перехода страны на рельсы рыночных отношений бухгалтерский учет является основным звеном формирования экономической политики, инструментом бизнеса, одним из главных механизмов управления производственным процессом и продажей продукции (работ, услуг), способствует совершенствованию организации производства, оперативного долгосрочного планирования и анализа хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Бухгалтерский учет.doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

В дебет счета 10 «Материалы» заносим стоимость материалов на начало месяца (С н). Далее разносим в дебет и кредит операции, связанные с движением материалов. Записываем номер операции и сумму в дебет счета 10, если операция отражает поступление материалов, или в кредит счета, если в операции происходит выбытие материалов. Затем подсчитываем оборот по дебету как сумму всех операций по поступлению материалов и оборот по кредиту как сумму операций, связанных с выбытием материалов. Далее вычисляем сальдо конечное (табл. 2).

 

Таблица 2

 

3.3. Пассивные бухгалтерские  счета

 

На пассивных бухгалтерских счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств. По аналогии с активными счетами можно сказать, что на пассивных счетах ведется учет движения пассивов предприятия. К основным пассивам или источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыли и обязательств предприятия (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Можно дать следующую характеристику пассивному счету:

на пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств (задолженности) предприятия;

сальдо начальное всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие обязательств предприятия на начало отчетного периода;

обороты по дебету показывают уменьшение капитала или обязательств предприятия;

обороты по кредиту показывают увеличение капитала или обязательств предприятия;

сальдо конечное всегда кредитовое и показывает величину капитала или обязательств предприятия на конец отчетного периода.

Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

Ск = Сн + Ок - Од .

К основным пассивным счетам относятся:

80 — «Уставный капитал»;

82 — «Резервный капитал»;

83 — «Добавочный капитал»;

99 — «Прибыли и убытки»;

66 — «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам»;

67 — «Расчеты по долгосрочным  кредитам и займам»;

60 — «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»;

68 — «Расчеты по налогам и  сборам»;

69 — «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению»;

70 — «Расчеты с персоналом  по оплате труда». Рассмотрим, как  ведется учет на пассивных  счетах, на следующем примере.

 

Пример 3.2

 

Ведение учета на пассивных счетах

 

На начало месяца предприятие имеет задолженность банку за кредит 80000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с кредитованием предприятия (табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

 

Задание. Оформить пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам», рассчитать обороты и сальдо (табл. 2).

Таблица 2

 

3.4. Учет расчетов по  обязательствам

 

Обязательства — это привлеченные средства в виде задолженности предприятия, которые возникают в процессе расчетов с другими юридическими и физическими лицами и временно находятся в распоряжении предприятия. Чаще всего предприятие имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, поставщиками за полученные, но еще не оплаченные средства, работниками предприятия по выплате заработной платы и т.д.

Каждое предприятие покупает различные материалы и средства, продает свою продукцию. Тех, с кем имеет дело предприятие, покупая и продавая средства, принято делить на поставщиков и покупателей. Расчеты с поставщиками ведут на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поставщиками считают не только тех, кто поставляет товарно-материальные ценности, но и тех, кто выполняет работы, оказывает предприятию услуги, например, услуги связи и т.д.

Расчеты с поставщиками в основном проводятся безналичным путем. Безналичные расчеты — это перевод денег с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого предприятия. Эту операцию выполняют банки, и она, как правило, занимает несколько дней. Поэтому операции приобретения средств у поставщиков обычно проходят в два этапа:

1) получены средства от поставщиков  и предъявлен счет на их  оплату — в этом случае появляется  задолженность перед поставщиками  по оплате полученных средств, которую отражают на кредите счета 60;

2) оплачен счет за полученные  средства — после того как  деньги поступят на расчетный  счет поставщика, будет погашена  задолженность, что отражают на  дебете счета 60.

При этом возможно, что сначала производится оплата, а затем получение средств. Рассмотрим на примере, как отражаются на счете 60 расчеты с поставщиками.

 

Пример 3.3.

 

Ведение учета расчетов с поставщиками

 

На начало месяца предприятие имеет задолженность поставщикам 16000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции (табл. 1)

 

Таблица 1

 

Задание. Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», рассчитать обороты и сальдо (табл. 2).

 

 

Таблица 2

 

Начисление заработной платы, т.е. ее расчет, производится за отработанное время. С того момента как начислены заработная плата, аванс, отпускные, больничный лист и до момента их выплаты, появляется задолженность предприятия перед работниками по оплате труда, которую отражают на кредите счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Выплата перечисленного выше показывает, что задолженность по оплате труда погашена.

Выплату заработной платы производят, как правило, из кассы наличными деньгами, что отражают по дебету счета 70. Наличные деньги поступают в кассу предприятия с расчетного счета и хранятся там в течение нескольких дней. Из кассы деньги выдают на заработную плату, командировочные расходы и для наличной оплаты счетов на небольшие суммы.

Рассмотрим на примере, как ведется учет обязательств по оплате труда.

 

Пример 3.4

 

Ведение учета обязательств по оплате труда

 

На начало месяца предприятие имеет задолженность по оплате труда 26000 р. (начислена премия). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Задание. Оформить пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», рассчитать обороты и сальдо (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2

 

3.5. Активно-пассивные бухгалтерские счета

 

На активно-пассивных бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т.е. учет дебиторской и кредиторской задолженности (табл. 3.4).

Таблица 3.4

 

Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.

Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию — дебиторской.

Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».

К основным активно-пассивным счетам относятся:

71 — «Расчеты с подотчетными  лицами»;

75 — «Расчеты с учредителями»;

76 — «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»;

99 — «Прибыли и убытки».

 

На счете 71 ведутся расчеты с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым из кассы выдаются деньги на командировочные расходы или хозяйственные нужды, т.е. для покупки товаров на небольшие суммы. После того как работник израсходовал полученные деньги, он должен отчитаться, т.е. предоставить счета о покупке товаров, железнодорожные или авиабилеты, счета за гостиницу и т.п. Все это утверждается в авансовом отчете, который сдает подотчетное лицо. Эти расходы обычно списывают как производственные затраты.

Рассмотрим на примерах, как ведется учет на активно-пассивных счетах.

 

Пример 3.5

 

Ведение учета расчетов с подотчетными лицами

 

На начало месяца подотчетное лицо Петров А.М. имеет задолженность предприятию 500 р. (дебиторская задолженность). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с подотчетными лицами (табл. 1).

 

Таблица 1

Задание. Оформить активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», рассчитать обороты и сальдо.

 

Для того, чтобы определить сальдо конечное на активно-пассивном счете, нужно подсчитать все суммы по дебету, включая начальное сальдо, таким же образом следует подсчитать итоговую сумму по кредиту. Сальдо конечное на активно-пассивном счете будет находиться там, где сумма больше, и будет равно разности сумм по дебету и кредиту (табл. 2).

Таблица 2

Относительно счета 99, который ранее рассматривался как пассивный, следует сказать следующее: все предприятия работают, имея основную цель — получение прибыли, но если по каким-либо причинам они несут убытки, то в этом случае счет 99 становится активно-пассивным. Рассмотрим на примере, как ведется учет на счете 99 «Прибыли и убытки».

 

Пример 3.6

 

Ведение учета прибылей и убытков

 

На начало месяца предприятие имеет убыток 4000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции (табл. 1).

Таблица 1

 

Задание. Оформить активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки», рассчитать обороты и сальдо (табл. 2).

 

Таблица 2

3.6. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

 

Для ведения бухгалтерского учета на счетах используется правило двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного и кредите другого счета.

Например, списаны материалы в производство на сумму 6000 р. В данной операции участвуют два активных счета: 10 «Материалы» и 20 «Основное производство». Так как материалы выбыли со склада, то сумма 6000 р. отражается на кредите счета 10. Эти материалы поступили в основное производство, поэтому та же сумма будет проходить по дебету счета 20.

Бухгалтерская проводка для данной операции следующая:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы»

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские проводки.

 

Пример 3.7

 

Составление простых бухгалтерских проводок

 

Задание 1. Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяйственных операций.

Погашен краткосрочный кредит банка с расчетного счета:

а) определим, какие счета участвуют в операции, в нашем случае это активный счет 51 «Расчетный счет» и пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам»;

б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать активный или пассивный счет (а не активно-пассивный), потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила. Лучше всего, если это будет активный денежный счет, как в нашем примере.

Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за краткосрочный кредит, значит пассивный счет 66 дебетуется. Проводка для этой хозяйственной операции будет следующая:

Дебет 66 «Расчет по краткосрочным кредитам»

Кредит 51 «Расчетный счет»

Получены нематериальные активы от учредителей:

а) в данной операции участвуют активный счет 04 «Нематериальные активы» и активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями»;

б) определимся с активным счетом 04. Нематериальные активы получены (увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 04 дебетуется, в результате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75.

Проводка для данной операции следующая:

Дебет 04 «Нематериальные активы»

Кредит 75 «Расчеты с учредителями»

Информация о работе Бухгалтерский учет