Бухгалтерскийо учет, анализ расчетов с поставщиками и покупателями (дебиторами и кредиторами)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие вопроса бухгалтерского учета, анализа расчетов с поставщиками и покупателями (дебиторами и кредиторами), как в общем, так и на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью необходимо решать следующие задачи:
1. изучить методы учета расчетов с поставщиками и покупателями;
2. представить типичные хозяйственные и финансовые ситуации при расчетах с дебиторами и кредиторами;
З. провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
4. проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
5. выявить недостатки и разработать пути улучшения состояния расчетов.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК-КСЮХА.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

     Учет расчетов с  поставщиками и подрядчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно. Под группой взаимосвязанных организацией понимается объединение дочерних и зависимых обществ.

         На практике случается, что поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) вашей организации. В этом случае можно произвести взаимозачет задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в статье 410 ГК РФ. В ней сказано, что взаимозачетная операция - это способ полного или частичного погашения обязательства путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

     В бухгалтерском учете  взаимозачет отражается проводкой:

     Дебет 60 Кредит 62 (76) - произведен взаимозачет задолженностей.

     Аналитический учет  по счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» ведется по  каждому предъявленному счету,  а расчетов в порядке плановых  платежей - по каждому поставщику и подрядчику.

     При этом построение  аналитического учета должно  обеспечивать возможность получения  данных о задолженности по:

- поставщикам по акцептованным  и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

-поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- поставщикам по неотфактурованным  поставкам;

- авансам выданным;

- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по просроченным  оплатой векселям;

- поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

 

1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

     Для обобщения информации  о расчетах с покупателями  и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками».

     На этом счете отражается  дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за реализованные (отгруженные) им, но еще не оплаченные товары, продукцию (работы, услуги), основные средства, материалы и прочее имущество организации.

     Дебиторская задолженность  образуется в результате несовпадения момента отгрузки и оплаты продукции, оказания услуги, выполнения работы.

     При отгрузке товаров,  продукции, выполнении работ,  оказании услуг покупателям и  заказчикам организация выставляет  им расчетные документы на  суммы оплаты и счета 40 фактуры с выделением в них отдельной строкой суммы НДС, причитающейся к получению от них. Счета-фактуры, выставляемые покупателям и заказчикам, должны регистрироваться в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором у организации возникает обязательство по уплате НДС.

       Выручка от  продажи продукции и товаров,  а также поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг (далее - выручка) представляют  собой доходы организации от  обычных видов деятельности.

     Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и/или величине дебиторской задолженности.

     Если величина поступления  покрывает лишь часть выручки,  то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

     Величина поступления  и/или дебиторской задолженности  определяется исходя из цены, установленной договором между  организацией и покупателем (заказчиком).

     Поступления от продажи  основных средств, материалов  и иных активов, отличных от  денежных средств (кроме иностранной  валюты), продукции, товаров, относятся  к операционным доходам организации.

     Выручка за отгруженные  товары, продукцию работы, услуги отражается в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи».

    Поступления за отгруженные  основные средства, материалы и  иные активы отражается в учете  по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Погашение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, т.е. поступление выручки, отражается в учете по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

     В случаях, когда  оплата производится в рублях  в сумме, эквивалентной сумме  в иностранной валюте (условных  денежных единицах), величина выручки  определяется с учетом (увеличивается  или уменьшается) возникающей суммовой разницы.

     В соответствии с  ПБУ 9/99 возникающие в таких  случаях суммовые разницы теперь  признаются доходами от обычных  видов деятельности и должны  учитываться в составе величины  поступления.

     Положительные суммовые разницы отражаются в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи».

     Отрицательные суммовые  разницы отражаются по этим  же счетам сторнировочной проводкой.

     Для целей налогового  учета суммовая разница признается доходом.

- у организации - продавца - на  дату погашения дебиторской задолженности  за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а  в случае предварительной оплаты  на дату реализации товаров  (работ, услуг), имущественных прав;

- у организации - покупателя - на  дату погашения кредиторской  задолженности за приобретенные  товары (работы, услуги), имущество,  имущественные или иные права,  а в случае предварительной  оплаты - на дату приобретения  товара (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

     Для целей налогового  учета суммовая разница признается  расходом:

у организации-продавца - на дату погашения  дебиторской задолженности за реализованные  товары (работы, услуги), имущественные  права, а в случае предварительной платы - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- у организации-покупателя - на  дату погашения кредиторской  задолженности за приобретенные  товары (работы, услуги), имущество,  имущественные или иные права,  а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товаров (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

     Организации, определяющие  доходы и расходы по кассовому  методу (по моменту оплаты) не  имеют права учитывать в целях  налогообложения в составе доходов  и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

     Курсовые разницы,  возникающие при реализации товаров,  продукции (работ, услуг), учитываются  на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные курсовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам и учитываются при налогообложении прибыли.

     Невостребованная в  срок дебиторская задолженность  относится либо на счет резервов по сомнительным долгам (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам») либо на финансовые результаты, при отсутствии резервов по сомнительным долгам.

    Суммы дебиторской задолженности,  нереальные для взыскания, при  отсутствии резервов по сомнительным долгам отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Случаются ситуации, когда  у покупателя нет или не  хватает денежных средств 1-га  покупку продукции, В этом случае  в договоре купли-продажи ваша  организация может предусмотреть,  что покупателю предоставляется  рассрочка или отсрочка платежа  за преданные ему товары, то есть покупателю предоставляется коммерческий кредит.

     Обычно при таких  условиях договора покупатель  должен оплатить как стоимость  самого товара, так и проценты  за отсрочку его оплаты. Сумма  процентов, которую получит ваша  организация, увеличивает сему выручки от продажи.

     В данной ситуации  необходимо:

а) отразить выручку в день перехода права собственности на товары к  покупателю - проводка дебет 62 Кредит 90-1;

б) увеличить выручку на сумму  процентов, которые покупатель заплатит за отсрочку платежа -проводка

Дебет 62 кредит 90-1.

     Также, достаточно  широко получила распространение  такая не денежная форма расчетов, как уступка права требования. В статье 382 Гражданского кодекса  РФ сказано, что право (требование), принадлежащее кредитору, может быть предано им другому лицу по сделке (уступка требования).

     Значит, дебиторскую  задолженность вашего покупателя (заказчика) можно передать (продать)  другой организации. То есть  переуступить право требования. Задолженность покупателей и  заказчиков перед вашей организацией отражается по дебету счета 62. Уступка права требования отразится проводкой:

     Дебет 91-2 Кредит 62 - списана  задолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации.

     Денежные средства, полученные  от другой организации за проданную ей задолженность, учитывается так:

     Дебет 50 (51, 52, 55, ...) Кредит 91-1 - поступили денежные средства  от других организаций за преданную  им задолженность.

     Если получение доходов  от операций по уступке требований  является предметом деятельности вашей организации, доход по этим операциям должен учитываться на счете 90 «Продажи».

 

     Учет авансов  полученных. Организация в случаях, предусмотренных заключенными договорами, может получать от покупателей и заказчиков предварительную оплату или авансы под поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг), включая суммы НДС.

     Суммы полученных  авансов учитываются на счете  62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» обособленно, на  отдельном субсчете (например, субсчет «Расчеты по авансам полученным»).

     В бухгалтерском учете  суммы полученных авансов отражаются  по кредиту счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам  полученным») в корреспонденции  с дебетом счетов учета денежных средств.

     Эти суммы числятся  на данном субсчете до тех  пор, пока покупателям не будут  отгружены материальные ценности (работ, услуги).

     С полученных сумм  авансов организация обязана  начислить и уплатить в бюджет  налог на добавленную стоимость.  Начисление НДС с сумм полученных авансов отражается в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам полученным») в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

     После поставки материальных  ценностей (выполнения работ,  оказания услуг) и предъявления  покупателям расчетных документов  полученные авансы подлежат зачету.

     Зачет полученных  авансов отражается по дебету  счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам полученным») корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (например, субсчет «Расчеты с покупателями»).

     Одновременно с зачетом  аванса сумма НДС, ранее начисленная с полученного аванса и перечисленная в бюджет, подлежит вычету при расчетах с бюджетом. Вычет НДС отражается восстановительной проводкой - по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам полученным») и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

     Если организация  не выполнила обязательства, обусловленные  в договоре, или использовала  полученные авансы частично, то  они полностью или частично  подлежат возврату покупателям (заказчикам).

     Возврат неиспользованных  сумм полученных авансов отражается  в учете по кредиту счетов  учета денежных средств и дебету  счета 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками» (субсчет «Расчеты  по авансам полученным»).

     Невостребованные авансы, ранее полученные от покупателей, считаются прибылью организации и списываются с дебета счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам полученным») в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Учет расчетов с использованием векселей. Суммы задолженности покупателей и заказчиков, обеспеченные выданными ими векселями, не списываются со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а учитываются обособленно, на отдельном субсчете (например, на субсчете «Векселя полученные»),

     Получение организацией  векселя от покупателя (заказчика)  отражается по дебету счета  62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» (субсчет «Векселя  полученные») в корреспонденции  со счетом 90 «Продажи» или счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (при продаже имущества, отличного от товаров, продукции, работ, услуг).

     Суммы задолженности  покупателей и заказчиков, обеспеченные  выданными ими векселями, не  списываются со счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками»  и числятся на субсчете «Векселя полученные» до момента погашения ими задолженности.

     Погашение задолженности  по полученным векселям отражается  по кредиту счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» (субсчет «Векселя полученные»)  и дебету счетов учета денежных  средств.

Информация о работе Бухгалтерскийо учет, анализ расчетов с поставщиками и покупателями (дебиторами и кредиторами)