Формирование, оформление, раскрытие и оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

При изучении учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» в дипломной работе была проведена оценка полноты ее формирования, соответствия действующему законодательству. При оценке эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» учитывалось, что способы бухгалтерского и налогового учета должны как можно меньше отличаться друг от друга. Такой подход минимизирует затраты бухгалтерии на ведение учетного процесса. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных условиях учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики 7
1.1 Сущность учетной политики и необходимость ее формирования 7
1.2 Порядок формирования и изменения учетной политики организации 13
1.3 Содержание учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета 23
Глава 2. Учетная политика ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Раскрытие учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 56
2.3. Оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 61
2.4. Предложения по формированию учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»
Заключение 77
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

дипломная-короткий вариант.doc

— 553.50 Кб (Скачать файл)

2) требование своевременности: отражение фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности  в момент их возникновения;

3) требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) требование приоритета  содержания перед формой: отражение  в бухгалтерском учете факторов  хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

5) требование непротиворечивости: тождество (равенство) данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого месяца;

6) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации.

При формировании учетной политики утверждаются:

- рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

- порядок контроля за  хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации исходя из требований п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и на основе норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, и одобряется руководителем организации.

Следовательно, к полномочиям главного бухгалтера относится непосредственное формирование, создание учетной политики предприятия. Руководитель организации утверждает учетную политику. То есть на предприятии должен быть принят специальный организационно-распорядительный документ (приказ об учетной политике).

Выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. на всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.

Таким образом, отдельные цеха, подразделения, филиалы должны придерживаться установленной предприятием учетной политики.

Поэтому соответствующим образом оформленный приказ об учетной политике должен быть доведен до сведения всех обособленных и структурных подразделений предприятия вовремя (т.е. до начала нового года).

При этом необходимо отметить, что учреждения, финансируемые собственником (ст.120 Гражданского кодекса РФ), являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником.

Организация должна последовательно придерживаться принятой учетной политики из года в год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Необходимость обязательного формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета всеми предприятиями и организациями независимо от организационно - правовой формы обусловлена требованиями п.3 ст.5 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и п.3 ПБУ 1/98.

Разработка и утверждение учетной политики для целей налогообложения предусмотрена нормами п.12 ст.167 и ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Термин "учетная политика" не имеет законодательного определения применительно к налогообложению. В Налоговом кодексе закреплен только порядок формирования учетной политики, да и то только в гл.21 и 25. Следовательно, для определения понятия учетной политики нужно обратиться к бухгалтерскому учету.

В Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. А именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Таким образом, исходя из положений гл.21 и 25 Кодекса, понятие "учетная политика" для целей налогообложения следует понимать в том же смысле, что и в бухгалтерском учете. То есть как порядок (совокупность способов) ведения учета, только уже налогового.

В настоящее время существует необходимость раскрытия в законодательстве понятия учетной политики для целей налогообложения, а также включения в качестве общего принципа налоговый учет в часть первую НК РФ. В связи с отсутствием данных положений имеется некоторая неопределенность в точном понимании и использовании термина "учетная политика" для целей исчисления иных налогов, чем НДС или налог на прибыль организаций.

Учетная политика для целей налогообложения - это обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу. Эти правила закрепляются в предусмотренных Кодексом случаях в приказе (распоряжении) руководителя.

При формировании учетной политики для целей налогообложения следует помнить, о том, что в случае, когда методы бухгалтерского учета определяют и величины налогооблагаемых баз, предприятия, формируя учетную политику, всегда должны выбирать:

- либо платить минимум налогов, но тогда выбираются такие  методы учета, которые позволяют дать минимальную оценку активам, прибыли и доходам;

- либо показать пользователям  бухгалтерской отчетности (акционерам, кредиторам, потенциальным инвесторам) фантастические успехи своей  деятельности, и тогда предприятия, наоборот, должны стремиться максимизировать оценку активов, прибыли и доходов.

Однако всегда хочется и поменьше платить налогов, и привлекательно выглядеть перед инвесторами и кредиторами. Но если бухгалтерский и налоговый учет объединены, то это становится невозможным.

Если отдельно формировать учетную политику и налоговую политику как совершенно независимые друг от друга (первая - для бухгалтерского учета, вторая - для налогового), то осуществление этих целей становится возможным.

Таким образом, именно с учетом возможности влияния на различные показатели бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия и должны рассматривать учетную политику в целях налогообложения и составлять приказ об учетной политике организации, полагаясь не на интуицию или общераспространенное мнение по поводу того или иного элемента учетной политики, а основывая свой выбор на налоговом анализе и четком расчете, на оценке всех "за" и "против", учитывая перспективы развития собственного предприятия.

При проведении налоговой проверки (в том числе камеральной) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Этот порядок установлен ст.93 НК РФ. Получив требование о представлении приказа об учетной политике (в виде заверенной должным образом копии), организация-налогоплательщик обязана направить или выдать его налоговому органу в пятидневный срок. В противном случае налогоплательщик рискует быть привлеченным к ответственности, предусмотренной ст.126 НК РФ. Это штраф в сумме 50 руб. за документ.

Уклонение организации от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.

За уклонение от обязанности формирования учетной политики организация может нести как налоговую, так и административную ответственность

 

1.2 Порядок формирования и изменения учетной политики организации

 

Формирование учетной политики осуществляется на базе следующих допущений:

а) допущение имущественной обособленности - имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации;

б) допущение непрерывности деятельности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

в) допущение последовательности применения учетной политики - выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

г) временная определенность фактов хозяйственной деятельности - факты хозяйственной деятельности компании относятся к тому отчетному периоду (соответственно отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Расходы, которые не могут быть определены в отчетном периоде, относятся на затраты по факту их возникновения или оплаты.

Учетная политика обеспечивается благодаря выполнению следующих требований:

а) полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

б) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

в) осмотрительность, выражающаяся в большей готовности отражения в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов;

г) приоритет содержания перед формой, выражающийся в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете исходя из не только их правовой формы, но и из экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли;

д) непротиворечивость, выражающаяся в тождестве информации аналитического и синтетического учета, а также эквивалентности показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

е) рациональность, выражающаяся в ведении бухгалтерского учета сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководитель организации;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер организации.

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью начислений и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета создается исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

При установлении порядка ведения налогового учета организация руководствуется такими основными документами, как НК РФ и приказы руководителя о порядке применения налоговых регистров.

Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение законодательства несет генеральный директор организации.

Вышеуказанным приказом в своей деятельности должны руководствоваться все лица организации, связанные с решением вопросов, относящихся к учетной политике:

  • руководители и работники всех структурных подразделений, служб и отделов организации, отвечающие за своевременное представление первичных документов и иной учетной информации в бухгалтерию;
  • работники бухгалтерии, отвечающие за своевременное и качественное выполнение всех видов учетных работ и составление достоверной отчетности всех видов.

Иные распорядительные документы организации не должны противоречить настоящему приказу.

Содержание данной учетной политики является неисчерпывающим и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений может дополняться отдельными приказами по организации с извещением налоговых органов о внесенных изменениях. Содержание учетной политики может дополняться в случае начала осуществления новых видов деятельности, не предусмотренных учетной политикой.

Информация о работе Формирование, оформление, раскрытие и оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»