Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:10, дипломная работа
При изучении учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» в дипломной работе была проведена оценка полноты ее формирования, соответствия действующему законодательству. При оценке эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» учитывалось, что способы бухгалтерского и налогового учета должны как можно меньше отличаться друг от друга. Такой подход минимизирует затраты бухгалтерии на ведение учетного процесса. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных условиях учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики 7
1.1 Сущность учетной политики и необходимость ее формирования 7
1.2 Порядок формирования и изменения учетной политики организации 13
1.3 Содержание учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета 23
Глава 2. Учетная политика ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Раскрытие учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 56
2.3. Оценка эффективности учетной политики ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская» 61
2.4. Предложения по формированию учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАО «Шпагатная фабрика «Майкопская»
Заключение 77
Список использованной литературы 79
В соответствии с п.8 ПБУ 1/98 "при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету". Желательно по каждому такому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать, на основании какого нормативного документа тот или иной способ принят. При этом при выборе и обосновании этих способов должно применяться только бухгалтерское законодательство, так как учетная политика есть "совокупность способов ведения бухгалтерского учета" (п.2 ПБУ 1/98).
Документами по бухгалтерскому учету предусмотрена вариантность отражения в бухгалтерском учете:
- процесса приобретения и изготовления материалов;
- оценки материально - производственных
запасов и расчета фактической
себестоимости отпущенных в
- установления границы между основными средствами и средствами труда в обороте;
- порядка начисления износа (амортизации) по основным средствам и нематериальным активам;
- порядка отражения в
учете погашения стоимости
Выбору вариантных по законодательству способов бухгалтерского учета должно предшествовать обоснование этого выбора.
Кроме общеизвестных перечисленных в нормативных документах вариантных способов ведения бухгалтерского учета действующее бухгалтерское законодательство содержит такие словосочетания и слова, как "может использовать", "могут быть", "разрешается" и т.д. Предоставленные таким образом бухгалтеру возможности также являются областью его профессионального суждения. В этой связи возникает вопрос: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету и являющаяся предметом профессионального суждения, является, в свою очередь, элементом учетной политики?
В соответствии с п.3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного Приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, "организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств...".
Таким образом, переоценка основных средств в настоящее время является не обязанностью организации, а ее правом, другими словами, у организации есть возможность как проводить ее, так и не проводить. Должна ли организация в этом случае отражать в приказе по учетной политике проведение переоценки основных средств как элемент учетной политики или она может действовать "по факту", т.е. когда необходимо, тогда и проводить переоценку с соответствующим раскрытием информации об этом в отчетности?
При выборе элементов учетной политики руководство и бухгалтерская служба организации должны четко себе представлять "границы" учетной политики. Практика показывает, что в приказах по учетной политике часто приводятся способы бухгалтерского учета по всем возможным элементам учетной политики, независимо от того, был опыт применения того или иного способа в бухгалтерском учете предыдущего отчетного периода или нет.
Целесообразно выбрать способы ведения бухгалтерского учета только по тем аспектам отражения хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего отчетного периода. Поэтому не стоит включать в приказ по учетной политике способы списания стоимости и начисления амортизации по тем объектам бухгалтерского учета, которых нет на балансе.
Таким образом, профессиональные суждения можно по принадлежности к отчетным периодам, в отношении которых они формируются, условно разделить на две группы:
1) профессиональные суждения
в отношении интерпретации
2) профессиональные суждения
в отношении возникающих
В первом случае профессиональное суждение оформляется как приказ по учетной политике, утверждаемый на начало года; во втором - либо как изменение, либо как дополнение к учетной политике в течение года.
Способы ведения бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в законодательстве
Разработанный организацией способ ведения бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования на момент принятия учетной политики, должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы.
Законодательной основой профессионального суждения в данном случае являются следующие положения российских нормативных актов по бухгалтерскому учету:
- при обосновании той
или иной записи в
- в соответствии с п.8
ПБУ 1/98, "если по конкретному
вопросу в нормативных
Способы ведения бухгалтерского учета, принципы которых определены законодательством, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования
При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и др. или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и др., что также может квалифицироваться как вид профессионального суждения при формировании достоверной информации:
- принципы квалификации
основных средств являются
- экономическая сущность такого финансового показателя как себестоимость одинакова для всех организаций, целью деятельности которых является извлечение дохода. Однако каждый вид деятельности или отрасль имеет свой специфический состав затрат, систематически повторяющихся в хозяйственной деятельности данного способа извлечения дохода.
Эти особенности и необходимые статьи калькуляции для целей учета, анализа и управления должны устанавливаться через механизм учетной политики, обосновываемый с помощью профессионального суждения.
Способы ведения бухгалтерского учета, установленные законодательством, но не позволяющие организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты
Как уже было отмечено, применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано. Например, в учетной политике организации выбран способ признания выручки, отвечающий главным образом целям налогообложения (определения объекта налогообложения) и требованиям налоговых органов к формированию информации и тем самым позволяющий избежать постоянных противоречий в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Обосновать данное решение, по нашему мнению, можно следующим образом.
Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учете и налоговых расчетах в организациях малого и среднего бизнеса неизбежно приводит к чрезмерному "утяжелению" учета, повышению его трудоемкости.
В соответствии с п.7 ПБУ 1/98 учетная политика организации должна, в частности, обеспечивать "рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности)".
В соответствии с ранее рассмотренным п.16 ПБУ 1/98 применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление информации. В условиях кризиса неплатежей может быть более достоверна информация о доходах организации, если их учитывать по реальному поступлению денежных средств.
В пояснительной записке, соответственно, должны быть раскрыты обстоятельства, заставившие руководителя и бухгалтерскую службу организации принять те или иные решения.
Кроме того, в соответствии с п.25 ПБУ 4/99 "существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности".
В случае невозможности приведения веских аргументов в пользу выбранного способа учета "неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете" (п.4 ст.13 Закона).
Способы ведения бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством законодательства, и представляется достаточно сложным определить приоритеты того или иного способа
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета должна давать возможность вполне однозначной трактовки отдельных своих положений исходя из принципов и структуры ее построения. Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа ведения бухгалтерского учета, и при этом невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки нормативного акта, то организации рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики. Примером может служить проблема оценки дохода (расхода) при выполнении договоров, предусматривающих исполнение обязательств неденежными средствами.
При формировании учетной политики организации для целей бухгалтерского учета необходимо указать следующие способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Таблица 1.1
Способы ведения бухгалтерского учета, указываемые в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета
Способы ведения бухгалтерского учета |
Нормативный акт, определяющий допустимые способы ведения учета |
Организационная форма ведения
учета: |
ФЗ № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 6 |
Утверждение |
|
Применяемая форма бухгалтерского
учета: |
Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 10 |
Разработан и утвержден рабочий
план счетов |
Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 6 |
Правила документооборота и технологии обработки учетной информации:
|
ФЗ № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 6, 9, 10 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 8
|
Состав, сроки, периодичность, адреса, формы представления внутренней бухгалтерской отчетности |
Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 6 |
Объем, сроки и адреса представления отчетности (помимо адресов, предусмотренных законодательством) |
Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 15 |
Точность представления данных в отчетности |
Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н, п. 7 |
Порядок проведения инвентаризации:
|
Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996, ст. 6 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 26 |
Перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 33 |
Порядок контроля за хозяйственными операциями |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 8 |
Определение единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов |
ПБУ 5/01, п. 2 |
Способ начисления амортизации по основным средствам:
Каким образом производить амортизационные отчисления в течение отчетного года:
|
ПБУ 6/01, п. 18
Федеральный закон от 14.06.1995, ст. 10 |
Порядок учета ремонта основных средств:
|
ПБУ 10/99, п. 7 Постановление СМ СССР от 22.10.1990 № 1072, п. 6 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета |
Проведение переоценки основных средств (переоценивать или не переоценивать). При переоценке:
|
ПБУ 6/01, п. 15 |
Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: 1) Какие объекты нематериальных активов подлежат амортизации исходя из:
2) Какие объекты нематериальных активов не подлежат амортизации 3) Способ определения
амортизационных отчислений по
группам однородных
4) Способ отражения
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 56
ПБУ 14/2000, п. 15
ПБУ 14/2000, п. 21 |
Порядок отражения в учете заготовления материалов:
|
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ 31.10.2000 № 94н |
Порядок учета операции приобретения оборудования к установке:
|
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ 31.10.2000 № 94н |
Порядок учета операций приобретения товаров:
|
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ 31.10.2000 № 94н |
Способ списания отпущенных в производство материалов:
|
ПБУ 5/01, п. 16 |
Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 28.12.2001 № 119н, п. 49 |
Способ учета транспортно-заготовительных расходов |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 28.12.2001 № 119н, п. 83 |
Учет расходов по заготовке и доставке товаров на склад:
|
ПБУ 5/01, п 13 |
Оценка товаров, приобретенных для продажи по:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 60 |
Оценка товаров при продаже:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 60 |
Способ оценки готовой продукции:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 59 |
Оценка незавершенного производства:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 64 |
|
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ 31.10.2000 № 94н |
Порядок распределения косвенных затрат на производство (пропорционально заработной плате производственных рабочих, прямым затратам и т.п.) |
|
Порядок списания расходов будущих периодов:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 65 |
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов:
|
ПБУ 10/99, п. 9 |
Порядок списания несписанных ранее коммерческих расходов (издержек обращения) в части расходов на упаковку и транспортировку при переходе к включению этих расходов в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в полной сумме:
|
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (утв. Приказом Минфина РФ 28.06.2000 № 60н) |
Порядок создания резерва предстоящих расходов и платежей:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 72 |
Периодичность создания резервов по сомнительным долгам (на какие отчетные даты создаются):
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 70 |
Способ определения величины резервов по сомнительным долгам:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 70 |
Порядок выделения информации по сегментам |
ПБУ 12/2000, п. 6 |
Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств по сегментам |
ПБУ 12/2000, п. 13 |
Способ признания выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления:
|
ПБУ 9/99, п. 13 |
Способ определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности |
ПБУ 9/99, п. 13, 17 |
Метод определения дохода по долгосрочным договорам на капитальное строительство:
|
ПБУ 2/94, п. 16-19 |
Метод отнесения расходов по договорам на строительство до их заключения, по которым существует уверенность, что они будут заключены:
|
ПБУ 2/94, п. 12 |
Метод учета процентов к уплате по векселям, выданным за выполненные работы и оказанные услуги:
|
Письмо Минфина РФ от 31.10.94 № 142, п. 4 |
Единица учета финансовых вложений |
ПБУ 19/02, п. 5 |
Метод оценки финансовых вложений при их выбытии (для которых не определяется текущая рыночная стоимость):
|
ПБУ 19/02, п. 26 |
Метод учета разницы между фактическими затратами на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью:
|
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, п. 44 |
Метод учета долгосрочной (в соответствии с договором) задолженности по полученным займам и кредитам, до погашения которой остается 365 дней |
ПБУ 15/01, п. 6 |
Метод учета процентов, дисконта организацией-заемщиком процентов, дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациям:
|
ПБУ 15/01, п. 18 |