Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 00:42, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения отечественных и зарубежных разработок, обобщения практики хозяйствования ОАО «Пружанский КСМ» исследовать используемые формы бухгалтерской отчетности и оценить финансовое состояние предприятия.
Для достижения цели в курсовой работе были сформулированы и поставлены следующие задачи:
исследование экономической сущности, содержания и совершенствования бухгалтерской отчетности;
анализ активов и пассивов по данным бухгалтерского баланса;
анализ платежеспособности, финансовой устойчивости;
анализ рентабельности активов предприятия.
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка
Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Она может по усмотрению учредителей или вышестоящей организации включать отчет о движении источников собственных средств. [8].
Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и вместе с записями отдельных хозяйственных оборотов рассматривается как первооснова дальнейших экономических и финансовых вычислений для решения задач управления финансовыми ресурсами организации.
1.2 Принципы, содержание,
сроки составления и
Исходной базой бухгалтерского учета как науки являются его основополагающие принципы. На их основе в каждой организации разрабатывается стратегия хозяйственной деятельности, определяются правила ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств, капитала, хозяйственных операций и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Существуют следующие принципы составления бухгалтерской отчетности:
Несоблюдение указанных принципов рассматривается как неправильное составление отчетности [8, c. 14-17].
Составление бухгалтерской отчетности является логическим завершением учетного процесса. Составление осуществляется по заранее составленному графику. При составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват всех учетных записей за отчетный год, поэтому до составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности проверяется полнота отражения в учетных записях всех документов, относящихся к отчетному периоду.
В отчётности приводятся все предусмотренные в ней показатели. В случае отсутствия значения той или иной статьи бухгалтерской отчётности ввиду отсутствия у предприятия соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочёркивается. Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчётности предприятием выявлена недостаточность данных для формировании полного представления об имущественном, финансовом положении, финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчётность предприятие включает соответствующие дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах отчёта, а также итоговые показатели.
Составление и представление бухгалтерской отчётности субъектами хозяйствования производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков. Предприятия, подлежащие ликвидации или реорганизации, изменившие государственную форму собственности на другую в отчётном году, представляют отчёт по типовым формам годовой бухгалтерской отчётности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации). Вновь созданные предприятия показывают в отчётности средства и их источники со дня его государственной регистрации по 31 декабря отчётного года включительно. Предприятия (хозяйственная организация), передающие и приобретающие (получающие) новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных на начало и конец отчетного года.
В бухгалтерской отчётности предприятия должна быть обеспечена сопоставимость отчётных данных с показателями за соответствующий период прошлого года исходя из изменений учётной политики, законодательных и других актов. Если данные за период предшествующие отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период, то данные прошлого года подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту в Республики Беларусь. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу, отчёту о прибылях и убытках и другим формам отчётности.
При составлении бухгалтерской отчётности выполняют следующие обязательные процедуры:
Немаловажным моментом составления годовой бухгалтерской отчётности является то, что все статьи баланса и других форм отчетности в обязательном порядке подтверждаются данными проведенной инвентаризации. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные по бухгалтерскому учету. Результаты инвентаризации оформляются бухгалтерскими документами, удостоверенные подписями лиц, проводивших инвентаризацию, а также лиц, принявших ценности на ответственное хранение.
Излишки имущества на основании решения руководителя приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на увеличение соответствующих источников финансирования [15, с. 4].
Сроки составления бухгалтерской отчётности регламентированы Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Организации обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность:
В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтовой отправки.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь [14].
Ключевым элементом работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Одной из важнейших проблем оказывающая влияние на качество и количество положений по бухгалтерскому учету – это отсутствие в Республике Беларусь института по разработке документов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Еще одна сложность заключается в том, что международные стандарты время от времени обновляются. Вот поэтому белорусские предприятия не в состоянии постоянно отслеживать изменения в МСФО.
Современная отчётность предприятия должна удовлетворять информационные запросы различных пользователей, интересы которых могут не совпадать. Например, национальные стандарты бухгалтерского учёта США и Великобритании, в экономике которых важнейшую роль играет акционерный капитал, главное место отводят сведениям, удовлетворяющим интересы акционеров. В Германии и Японии основными инвесторами являются банки, поэтому в национальных стандартах здесь на первом месте — интересы кредиторов. Во Франции и Швеции отчётность характеризуется большей унифицированностью и регламентированностью, поскольку в этих странах значительна роль государственного регулирования экономики. Но независимо от национальных особенностей отчётность должна обеспечивать полное и точное описание активов организации, его обязательств, капитала, прибылей и убытков, резервов.
Необходимо понять и рассмотреть природу и характер основных противоречий структуры и содержания отечественной отчётности общепринятым международным стандартам и выявить различия в концептуальных подходах к содержанию бухгалтерской отчётности.
Однако четкого определения понятия "отчётность в соответствии с международными учётными стандартами" не существует. Наиболее доступным способом трансформации является следование требованиям Четвертой Европейской учётной директивы, в которой приводятся два формата баланса и четыре формата отчёта о прибылях и убытках с ориентацией на особенности той страны, представителю которой готовится трансформированная отчётность. Разумеется, что финансовая отчетность стран Запада также не является идеальной, многие ее элементы требуют совершенствования и развития.
По мнению автора, декларирование требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в практической деятельности предприятий в соответствии с МСФО достаточно проблематично:
Во-первых, Международные стандарты представляют собой свод достаточно общих правил и положений, и для их адаптации в белорусской практике необходима система национальных стандартов.
Во-вторых, предстоит сделать выбор, каким стандартам отдать предпочтение при разработке белорусских стандартов. В некоторых странах бухгалтерскую отчетность требуется составлять в соответствии со стандартами отличными от международных. Например, в США отчетность составляется в соответствии с национальными нормами GAAP (General Accepted Accounting Principles).
Требование трансформировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами МСФО в Беларуси уже в настоящее время имеет смысл для крупных предприятий или для акционерных обществ, чьи ценные бумаги обращаются на западных фондовых рынках.
При рассмотрении бухгалтерской отчетности организаций необходимо ориентироваться на ее цели и назначения, для кого предназначена эта отчетность (кто пользователи отчетности) и какие цели преследуют эти пользователи при изучении отчетности, так как от этого зависят требования, предъявляемые к ее составлению.
Совершенствование отчетности и приближение ее к международным стандартам является одной из основополагающих проблем создания качественной информационной базы для финансового анализа. От ее содержания зависит полнота и объективность оценки финансового состояния предприятия, стабильность хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. [2].
1.3 Нормативно-законодательная база по финансовой отчетности
В зависимости от вида отчетности и органа, которому она представляется, отчетность может иметь многоуровневую структуру регламентации (формы, сроки, порядок). Общегосударственная отчетность регламентируется органами, на которые правительством возложены такие функции. Например, годовая бухгалтерская отчетность регламентируется Министерством финансов Республики Беларусь; статистическая отчетность — Министерством статистики и анализа и т.д. Субъект хозяйствования, отчитывающийся вышестоящему министерству или ведомству, представляет отчетность с учетом особенностей, предъявляемых этим органом. Собственник, например, иностранный инвестор, также может устанавливать для учрежденного им субъекта хозяйствования особые формы и сроки отчетности. Кроме того, внутрихозяйственная оперативная отчетность может регламентироваться администрацией субъекта хозяйствования.
Так основными документами, регламентирующими требования по порядку составления и представления отчетности, являются:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. №3321-XII с изменениями и дополнениями говорит о государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности, о составе, предоставлении, публикации и хранении документов бухгалтерской отчетности [6].
Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и дополнениями. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь [12].
Необходимо также упомянуть о наличии нормативных актов Президента, Правительства Республики Беларусь и других правовых органов, которые вправе устанавливать обязательные нормативы в пределах своей компетенции. Здесь нужно отметить следующие нормативные акты: