Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Соблюдение требования о проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и своевременном отражении в бухгалтерском учете инвентаризационных разниц является одним из оснований для вынесения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта проверяющими органами.

Содержание работы

1. Введение.
2. Порядок проведения инвентаризации.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Вещественная и документальная проверка.
2.3. Таксировочный этап.
2.4. Сравнительно-аналитический этап.
2.5. Заключительный этап.
3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
3.1. Отражение в учете излишков материальных ценностей.
3.2. Отражение в учете недостачи материальных ценностей.
3.2.1. Списание недостачи материальных ценностей на издержки производства или обращения.
3.2.2. Возмещение недостачи материальных ценностей за счет виновного лица.
3.2.3. Списание недостачи материальных ценностей на финансовые результаты.
3.3. Отражение в учете пересортицы материальных ценностей.
3.4. Отражение в учете кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности на основании данных проведенной инвентаризации.
3.5. Невозможность точного определения результатов проведенной инвентаризации.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат БУ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)


 

Институт сокращенных программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дисциплина: Макроэкономическое планирование и прогнозирование

 

Тема: «Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ИСП (группа 11(10)-ЗФК-3/5-04)

Бодрова Л.Ж.

 

Проверил:

 Черненькая И.Г.

 

 

 

 

Москва

2012 год

 

Содержание

1. Введение.

2. Порядок проведения  инвентаризации.

2.1. Подготовительный  этап.

2.2. Вещественная и  документальная проверка.

2.3. Таксировочный этап.

2.4. Сравнительно-аналитический  этап.

2.5. Заключительный этап.

3.  Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

3.1. Отражение в учете излишков материальных ценностей.

3.2. Отражение в учете недостачи материальных ценностей.

3.2.1. Списание недостачи материальных ценностей на издержки производства или обращения.

3.2.2. Возмещение недостачи материальных ценностей за счет виновного лица.

3.2.3. Списание недостачи материальных ценностей на финансовые результаты.

3.3. Отражение в учете пересортицы материальных ценностей.

3.4. Отражение в учете кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности на основании данных проведенной инвентаризации.

3.5. Невозможность точного определения результатов проведенной инвентаризации.

4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

В сфере управления и делового сотрудничества важную роль играет информация о деятельности организации содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Погрешности и допущения в ней существенно влияют на эффективность принимаемых решений.

Проблема достоверности бухгалтерской  отчетности была актуальна еще во времена существования двойной записи и балансоведения. В 1926 г. профессор И.Ф. Шерр в книге «Бухгалтерия и баланс» в главе «Вуалирование баланса» отмечал необходимость «…бросить свет на тайны балансовых мастеров, ставящих себе задачей, конечно, в силу самых различных мотивов, представить в лучшем или худшем свете положение, состояние и размеры имущества предприятия и доходность последнего».

В условиях жесткой конкурентной борьбы субъектов предпринимательской  деятельности за рыночное пространство крупные компании, имеющие котировки на признанных фондовых биржах, а также акционерные общества открытого типа, кредитные и страховые организации, инвестиционные и иные фонды, исполняющие требование о публичности бухгалтерской отчетности, часто искажают информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении; причем, несовершенство методологии бухгалтерского учета и противоречия в законодательстве нередко позволяют искажениям оставаться незамеченными.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.10.96 г. № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) «организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств».

Инвентаризация представляет собой  проверку имущества и источников его формирования, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка. Инвентаризация есть метод контроля за сохранностью имущества собственника и способ уточнения показателей бухгалтерского учета. Предприятия, организации и учреждения обязаны проводить инвентаризацию основных средств в соответствии с Положением о бухгалтерские отчеты и балансы не меньше чем один раз в год перед составлением годового бухгалтерского отчета и баланса. Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер.

Соблюдение требования о проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и своевременном отражении в бухгалтерском учете инвентаризационных разниц является одним из оснований для вынесения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта проверяющими органами.

 

 

 

 

 

2.Порядок проведения инвентаризации

Процедуры проведения инвентаризации изложены в приказе Министерства финансов РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств» от 13.06.95 г. № 49 (далее – приказ № 49). Это основной нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов.

 

2.1. Подготовительный этап

Инвентаризации предшествует издание приказа о ее проведении и его регистрация в журнале учета и контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений).

В качестве приложения к приказу  о проведении инвентаризации могут  выступать внутренние документы (правила, инструкции, распоряжения), регламентирующие деятельность инвентаризационных комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации.

В указанных внутренних организационно-распорядительных документах целесообразно отразить конкретную методику проведения инвентаризации с учетом специфики и масштабов деятельности данной организации; правила поведения инвентаризационной комиссии, подробно описывающие действия ее членов и разграничивающие их полномочия; порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий.

Также необходимо разработать формы  первичных учетных документов по оформлению результатов инвентаризации – при проведении инвентаризации по международным стандартам учета; первичные документы, не предусмотренные  постановлением Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.98 г. № 88 (далее – постановление Госкомстата № 88) – при проведении инвентаризации по российскому законодательству.

Приказ о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 и Журнал учета и контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-23 являются унифицированными учетными документами, утвержденными постановлением Госкомстата № 88. При проведении инвентаризации по международным стандартам компании следует разработать такие формы самостоятельно.

В приказе о проведении инвентаризации руководителем организации определяются даты начала и окончания инвентаризации, утверждается персональный состав инвентаризационной комиссии и назначается ее председатель, устанавливаются объекты проведения инвентаризационных процедур.

Планируя проведение инвентаризации по российскому законодательству, необходимо учитывать, что в действующих нормативно-правовых документах по бухгалтерскому учету (в том числе в Законе РФ № 129-ФЗ и приказе № 49) под объектами инвентаризационных процедур принято понимать имущество и финансовые обязательства организации.

По Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) объекты инвентаризационных процедур носят в большинстве случаев обозначения, аналогичные принятым в российском законодательстве, поскольку объект инвентаризации как объект бухгалтерского учета един для всех учетных систем.

Вместе с тем сама сущность объектов бухгалтерского учета и критерии их признания в отчетности российских компаний в некоторых случаях  вступают в существенные противоречия с требованиями МСФО.

Вследствие этого, во-первых, возникает  необходимость проводить инвентаризацию имущества, отсутствующего в отчетности, сформированной по российскому законодательству, и наоборот, не проводить инвентаризацию таких активов, которые в соответствии с МСФО утрачивают критерии их признания. Во-вторых, по причине необходимости реклассификации ряда активов инвентаризационные процедуры направлены на объекты, принятые при формировании отчетности, составленной как по международным, так и по отечественным стандартам учета, но интерпретируемые различным образом.

Остановимся на влиянии МСФО на проведение инвентаризации.

Согласно Принципам подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО активы представляют собой  экономические ресурсы, контролируемые данной компанией в результате прошлых  сделок и событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Основное различие в терминологии между российским и международным  законодательством, которое оказывает  существенное влияние на признание  актива в отчетности, претендующей на соответствие МСФО, связано со способностью ограничивать использование актива, то есть контролировать его. В свою очередь, российское законодательство говорит о признании актива в бухгалтерской отчетности российских компаний только после решения юридического вопроса – перехода права собственности на актив.

Это обстоятельство вызывает необходимость  исключения ряда объектов из состава  активов компании-поставщика и (или) дополнительного их признания компанией-покупателем  для достоверного формирования отчетности по МСФО и проведения инвентаризации в полном объеме.

С точки зрения компании-покупателя, осуществляющей учет по правилам российского  законодательства, полученные от поставщика активы, право собственности на которые  к покупателю не перешло, являются объектом забалансового учета и, следовательно, не признаются в отчетности. Согласно МСФО 2 «Запасы», МСФО 16 «Основные средства» и МСФО 17 «Аренда» активы, по которым перешли все значительные риски и преимущества владения ими, должны быть признаны в отчетности, составленной по МСФО. Признание актива при трансформации отчетности повлечет за собой не только увеличение активов компании и в дальнейшем – необходимость проведения инвентаризации по ним, но также:

  • увеличение кредиторской задолженности – при условии, что актив оплачен не покупателем (за исключением случая, когда активом выступает лизинговое имущество);
  • уменьшение дебиторской задолженности (авансов выданных) – при условии, что актив покупателем оплачен (кроме случаев, когда активом служит лизинговое имущество);
  • увеличение капитала (прибыли) и кредиторской задолженности – если активом выступает лизинговое имущество, учтенное по российскому законодательству на балансе лизингодателя, и задолженность по лизинговым платежам относится к расходам отчетного периода.

С точки зрения компании-продавца, ведущей учет по российскому законодательству, актив, отданный покупателю без передачи права собственности на него, независимо от перехода всех существенных рисков и преимуществ владения включается в отчетность продавца. То есть объекты лизинга продолжают числиться в составе внеоборотных активов (в случае учета лизингового имущества на балансе лизингодателя), а материалы, товары, готовая продукция – в составе оборотных активов в качестве товаров отгруженных.

По международным стандартам активы, по которым компания не несет рисков и не имеет преимущества владения ими (то есть не контролируемые компанией), не должны приниматься при формировании данных отчетности. Их списание с баланса компании приведет к:

  • увеличению дебиторской задолженности, признанию выручки и себестоимости – при условии, что оплата актива не производилась покупателем;
  • уменьшению кредиторской задолженности (авансов полученных), признанию выручки и себестоимости – если актив покупателем оплачен.

Таким образом, при установлении объектов инвентаризационных процедур по МСФО необходимо учесть не только изменения в имуществе компании, произошедшие при трансформации отчетности по МСФО, но и принять во внимание те статьи, на которые оказало влияние данное изменение (как правило, это статьи источников формирования имущества).

Другое влияние требований международных  стандартов на порядок проведения инвентаризации заключается в том, что активы включаются как в отчетность, составленную по российскому законодательству, так  и в отчетность, сформированную по МСФО (следовательно, в том и другом случае активы подлежат инвентаризации). Однако эти активы по-разному признаются в учете и отчетности компании.

Например, в качестве объектов основных средств в бухгалтерской отчетности, сформированной по российскому законодательству, рассматриваются такие активы как земля, предназначенная для получения выгод от повышения стоимости капитала в долгосрочной перспективе, но не для реализации в ближайшем будущем в ходе обычной хозяйственной деятельности; земля, дальнейшее предназначение которой в настоящее время не определено; сооружение, находящееся в собственности отчитывающейся компании или в распоряжении по договору финансовой аренды и предоставленное в аренду по договору операционной аренды; сооружение, не занятое в настоящее время, но предназначенное для сдачи в аренду и т.п. По требованиям МСФО 40 «Инвестиционная собственность» имущество, находящееся в распоряжении владельца или арендатора по договору финансовой аренды для получения дохода от аренды (ренты) или выгод в связи с повышением стоимости капитала, не является собственностью, занимаемой владельцем (основными средствами). По этой причине все вышеперечисленные активы по МСФО признаются инвестиционной собственностью.

Операционные системы персональных компьютеров, выступающие неотъемлемой частью аппаратного обеспечения (DOS, Windows), а также программное обеспечение, не являющееся неотъемлемой частью аппаратного обеспечения (QuarkXРress), и лицензии в соответствии с российским законодательством признаются расходами будущих периодов, а согласно МСФО 16 «Основные средства» и МСФО 38 «Нематериальные активы» учитываются в составе основных средств и нематериальных активов соответственно. Главная причина та же – различный подход к определению объекта.

Информация о работе Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов