Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Соблюдение требования о проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и своевременном отражении в бухгалтерском учете инвентаризационных разниц является одним из оснований для вынесения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта проверяющими органами.

Содержание работы

1. Введение.
2. Порядок проведения инвентаризации.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Вещественная и документальная проверка.
2.3. Таксировочный этап.
2.4. Сравнительно-аналитический этап.
2.5. Заключительный этап.
3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
3.1. Отражение в учете излишков материальных ценностей.
3.2. Отражение в учете недостачи материальных ценностей.
3.2.1. Списание недостачи материальных ценностей на издержки производства или обращения.
3.2.2. Возмещение недостачи материальных ценностей за счет виновного лица.
3.2.3. Списание недостачи материальных ценностей на финансовые результаты.
3.3. Отражение в учете пересортицы материальных ценностей.
3.4. Отражение в учете кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности на основании данных проведенной инвентаризации.
3.5. Невозможность точного определения результатов проведенной инвентаризации.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат БУ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

На последней странице инвентаризационной описи или акта инвентаризации делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Затем  инвентаризационные описи и акты инвентаризации подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Если инвентаризация имущества происходит в связи со сменой материально ответственных лиц, то работник, принявший имущество, расписывается в инвентаризационной описи в получении, а работник, сдавший это имущество, – в его сдаче.

Кроме того, в конце инвентаризационной описи материально ответственные  лица делают приписку, подтверждающую проверку комиссией объектов инвентаризации в их присутствии запись, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

После внесения в инвентаризационные описи и акты инвентаризации данных, установленных в ходе вещественной и документальной проверки имущества и источников его формирования, инвентаризационные процедуры реализуются на таксировочном этапе инвентаризации.

 

2.3. Таксировочный этап инвентаризации

Таксировочный этап заключается во внесении в инвентаризационные описи (акты) денежных оценок имущества и источников его формирования по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

В российском учете все большее  предпочтение отдается оценке по первоначальной стоимости, и лишь в очень немногих случаях делается отступление от этого правила.

Под первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, понимается сумма  фактических затрат компании на приобретение актива, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных российским законодательством).

Величина обязательства определяется исходя из цены и условий, установленных  договором между компанией и  контрагентом. Если же цена не предусмотрена  в договоре и не может быть установлена  исходя из его условий, то при определении величины обязательства применяется цена, по которой в сравниваемых обстоятельствах компания определяет расходы.

После первоначального признания  российским законодательством:

  • разрешается учитывать объекты основных средств по переоцененной стоимости (п. 15 приказа Министерства финансов РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01» от 30.03.01 г. № 26н, далее – приказ Минфина № 26н), однако историческая стоимость до сих пор преобладает при ведении учета и подготовке отчетности;
  • требуется отражать материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо рыночная стоимость которых снизилась, в балансе на конец отчетного периода за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 приказа Министерства финансов РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01» от 09.06.01 г. № 44н), но при таком подходе учет самих материально-производственных запасов осуществляется по-прежнему по фактической себестоимости.

Серьезным недостатком первоначальной стоимости является то, что она, как  правило, не отражает достоверную текущую  стоимость активов. В результате отчетность, составленная по российскому законодательству, перестает быть надежным индикатором финансового положения компании.

Международная практика составления  отчетности показала, что использование  переоцененной стоимости вместо первоначальной более корректно. Тенденцией развития МСФО стало пренебрежение учетом по исторической стоимости (historical cost) в пользу учета по справедливой стоимости (fair value). В МСФО (IFRS) 1 «Применение впервые» даже предложен переход к переоцененной стоимости в качестве главной базы для формирования отчетных показателей по объектам основных средств, нематериальных активов, инвестиционной собственности при применении МСФО впервые.

Широкое признание в МСФО также  получила приведенная (дисконтированная) стоимость. Для активов это означает текущую дисконтированную стоимость будущих чистых денежных потоков, которые, как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел; для обязательств – текущую дисконтированную стоимость будущего чистого выбытия денежных средств, которые, как предполагается, потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел.

Таким образом, на таксировочном этапе  в инвентаризационные описи необходимо вносить те оценки, которые вытекают из способов учета, принятых учетной  политикой, сформированной в соответствии с российским законодательством и МСФО.

 

2.4. Сравнительно-аналитический этап

На данном этапе инвентаризации сопоставляется фактическое наличие  имущества и источников его формирования с данными бухгалтерского учета. Выявленные расхождения фиксируются в сличительных ведомостях унифицированных и неунифицированных форм при проведении инвентаризации по отечественным и международным стандартам учета соответственно.

Постановлением Госкомстата № 88 утверждены следующие формы сличительных ведомостей: форма № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов» и форма № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей». Они применяются только для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от учетных данных.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Оформив сличительные описи, инвентаризационная комиссия выявляет причины обнаруженных при инвентаризации расхождений  фактического наличия имущества  и источников его формирования с данными бухгалтерского учета и вносит руководителю организации предложения об урегулировании инвентаризационных разниц и совершенствовании механизма внутреннего контроля.

Для этого инвентаризационная комиссия устанавливает лиц, несущих материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности, анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и т.п.). Также инвентаризационная комиссия составляет опись объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода их в эксплуатацию и причин непригодности (порча, физический и (или) моральный износ) и предлагает источники списания этих объектов.

 

2.5. Заключительный этап инвентаризации

Ознакомившись с выводами и предложениями  инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный инвентаризационной комиссией  порядок урегулирования инвентаризационных разниц.

Необходимость издания соответствующего документа обусловлена п. 5.4 приказа  Минфина № 49, где говорится: «предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации». Следовательно, руководитель должен быть ознакомлен с рекомендациями инвентаризационной комиссии о порядке урегулирования инвентаризационных разниц, поэтому целесообразно, чтобы его решение о согласии (несогласии) с предложенным порядком было оформлено распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением).

Приказ руководителя организации  наряду с инвентаризационными описями, актами инвентаризации и сличительными ведомостями служит основанием для внесения в регистры учета соответствующих бухгалтерских записей.

Форма № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» является сводным обобщающим документом, в котором отражаются результаты проведенной инвентаризации.

Материалы инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где  подлежат хранению в специальной  папке не менее пяти лет, а в  случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел, возбужденных по результатам инвентаризации, – до вынесения окончательного решения, что регламентировано Законом № 129-ФЗ и «Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденным Федеральной архивной службой России 06.10.00 г. Исходя из требования п. 3 ст. 17 «Хранение документов бухгалтерского учета» Закона № 129-ФЗ ответственность за организацию хранения материалов инвентаризации возлагается на руководителя организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Согласно п. 5.5 приказа № 49 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете (за исключением случаев, когда, например, судебные разбирательства по искам о взыскании с виновных лиц сумм материального ущерба в месяце проведения инвентаризации или на момент составления годовой бухгалтерской отчетности не завершены). Другими словами, российское законодательство требует перспективного учета результатов инвентаризации, установленных на этапе как документальной, так и вещественной проверки.

В соответствии с российским законодательством результаты документальных проверок, проводимых в рамках инвентаризации, могут быть отражены в бухгалтерском учете корректурным способом, способом дополнительных проводок и (или) методом «красного сторно». При этом доходы и расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, подлежат отражению на счетах 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы» и принимаются при формировании формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» отчетного периода в качестве внереализационных доходов и расходов соответственно.

Результаты вещественных проверок как по отечественным, так  и по международным стандартам учета  отражаются посредством приведения в соответствие показателей бухгалтерского учета с данными фактического наличия имущества и источников его формирования, выявленными при инвентаризации (оприходование (принятие к учету) объектов инвентаризации, оказавшихся в излишке; списание с учета объектов, недостача которых выявлена в ходе инвентаризационных процедур; взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы).

3.1. Отражение в учете излишков материальных ценностей

Выявление излишков имущества (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств и др.), то есть превышение фактического количества имущества над учетными данными, возможно при обнаружении принадлежащего компании ранее не учтенного имущества, либо материальных ценностей, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен, либо материальных ценностей, от права собственности на которые собственник отказался. В последнем случае, когда речь идет о выявленных в ходе инвентаризации бесхозных вещах, требуется знание норм гражданского законодательства. От того, насколько точно соблюден порядок приобретения права собственности с точки зрения законодательства, зависит достоверность бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принятой в России практикой.

При выявлении  бесхозных вещей организациям следует  помнить, что в п. 2 ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» Закона № 129-ФЗ регламентировано требование обособленного учета имущества, являющегося собственностью организации, от имущества других юридических лиц.

Во исполнение данного требования приказом Министерства финансов РФ «Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.00 г. № 94н (далее приказ Минфина № 94н) определены забалансовые счета учета, а приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 г. № 67н утверждена Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, выступающая приложением к форме № 1 «Бухгалтерский баланс».

Забалансовый учет предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении ценностей, временно находящихся  в пользовании или распоряжении организации. Все прочие материальные ценности, принадлежащие организации  на правах собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения, полежат обобщению на балансовых счетах учета и отражению в форме № 1 «Бухгалтерский баланс».

Применительно к рассматриваемой  ситуации это означает, что выявление  в ходе инвентаризации бесхозной  вещи не может служить достаточным основанием для ее постановки на баланс, если организация не исполнила требования, предъявляемые к порядку приобретения права собственности на бесхозные вещи, регламентированному главой 14 «Приобретение права собственности» части первой Гражданского кодекса (ГК) РФ.

В соответствии с ГК РФ права собственности на бесхозные вещи приобретаются:

  • по истечении пятнадцати лет при добросовестном, открытом и непрерывном владении – в отношении недвижимого имущества;
  • в момент совершения действий, свидетельствующих об обращении бесхозных вещей в собственность, – в отношении брошенных вещей по определенному в п. 2 ст. 226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался» части первой ГК РФ перечню;
  • в момент признания судом права собственности на бесхозную вещь – в отношении брошенных вещей, не вошедших в установленный п. 2 ст. 226 перечень;
  • в момент обнаружения клада – в отношении денег или ценных предметов, зарытых в земле или сокрытых иным способом (за исключением вещей, относящихся к памятникам культуры, подлежащих передаче в государственную собственность);
  • по истечении шести месяцев с момента заявления о находке, задержании безнадзорных животных в милицию или орган местного самоуправления, если лицо, правомочное получить бесхозную вещь, не будет установлено или не заявит о своем праве на вещь – в отношении находки и безнадзорных животных;
  • по истечении пяти лет при добросовестном, открытом и непрерывном владении – в отношении иного имущества.

Информация о работе Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов