Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Соблюдение требования о проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и своевременном отражении в бухгалтерском учете инвентаризационных разниц является одним из оснований для вынесения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта проверяющими органами.

Содержание работы

1. Введение.
2. Порядок проведения инвентаризации.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Вещественная и документальная проверка.
2.3. Таксировочный этап.
2.4. Сравнительно-аналитический этап.
2.5. Заключительный этап.
3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
3.1. Отражение в учете излишков материальных ценностей.
3.2. Отражение в учете недостачи материальных ценностей.
3.2.1. Списание недостачи материальных ценностей на издержки производства или обращения.
3.2.2. Возмещение недостачи материальных ценностей за счет виновного лица.
3.2.3. Списание недостачи материальных ценностей на финансовые результаты.
3.3. Отражение в учете пересортицы материальных ценностей.
3.4. Отражение в учете кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности на основании данных проведенной инвентаризации.
3.5. Невозможность точного определения результатов проведенной инвентаризации.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат БУ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, действующим налоговым  законодательством РФ возможность  списания обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами по причине истечения срока исковой давности не предусмотрена.

Не предусмотрено списание обязательств по налогам (сборам) после истечения  срока исковой давности также  и бухгалтерским законодательством. В частности, в Комментариях к  счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» приказа № 94н сказано: «по дебету счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”; по дебету счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование». Иные основания, служащие причиной движения сумм по дебету счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в этом приказе отражения не находят.

Таким образом, списание по результатам инвентаризации задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по причине истечения срока исковой давности не является правомерным с точки зрения действующего налогового и бухгалтерского законодательства.

3.5. Невозможность точного определения результатов проведенной инвентаризации

В своей практической деятельности организации часто сталкиваются с обстоятельствами, когда определить точный результат инвентаризации не представляется возможным.

Типичный пример – установленная в добавочном капитале организации сумма дооценки списанных с баланса объектов основных средств, которые подвергались переоценке в 1997 г. и ранее, согласно постановлениям Правительства РФ, в том случае, если по данным бухгалтерского учета не удается определить точную сумму дооценки этих основных средств.

В соответствии с п. 15 приказа Минфина № 26н «при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации». Аналогичное требование изложено и в МСФО 16 «Основные средства».

Исходя из требований действующих  нормативных документов, регулирующих порядок бухгалтерского учета наличия  и движения основных средств, изменение  первоначальной стоимости объектов в результате проведенной переоценки отражается в регистрах синтетического и аналитического учета по счету 01 «Основные средства» и в унифицированной форме первичной учетной документации № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» от 21.01.03 г. № 7 (далее – постановление Госкомстата № 7). Прирост стоимости основных средств по счету 83 «Добавочный капитал» показывается в регистрах аналитического учета, который в соответствии с приказом Минфина РФ № 94н должен организовываться таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств добавочного капитала.

Применительно к рассматриваемой  ситуации следует иметь в виду, что указанные выше нормативные  документы в период приобретения основных средств и отражения  результатов проведенной переоценки в действие введены не были: в 1997 г. и ранее применялись другие нормативные акты и несколько иначе организовывался первичный, синтетический и аналитический учет. Более того, приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97» от 03.09.97 г. № 65н, действовавшим ранее, вообще не предусматривалось списание с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль суммы дооценки выбывающих объектов основных средств. Возможно, именно поэтому законодательством не уделялось должное внимание порядку формирования информации о дооценке объектов основных средств в первичном и аналитическом учете.

Если списываемые основные средства были введены в эксплуатацию до 1997 г., то в открытых на этот объект инвентарных карточках учета основных средств по формам № ОС-6, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241, не было предусмотрено отражение результатов произведенной переоценки, в отличие от действующей в настоящее время формы ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата № 7. И аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал», согласно приказу Министерства финансов РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению» от 01.11.91 г. № 56, действовавшему ранее, организовывался таким образом, чтобы обеспечить формирование информации лишь по направлениям использования средств добавочного капитала, а формирование информации по источникам образования средств добавочного капитала не предполагалось.

Таким образом, при проведении инвентаризации у организаций действительно  может возникнуть ситуация, при  которой на основании данных бухгалтерского учета не представляется возможным определить точную сумму дооценки списанных с баланса объектов основных средств и, следовательно, скорректировать величину добавочного капитала по результатам проведенной инвентаризации.

В этом случае информацию о переоценке можно почерпнуть из сведений, представляемых организациями в органы статистики по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», утвержденной постановлением Госкомстата «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов и инструкции по ее заполнению» от 14.07.95 г. № 101. Для удобства заполнения данной формы Госкомстат письмом «О порядке заполнения разработочной таблицы для подготовки отчетных данных о наличии основных фондов, оборудования на складах и незавершенного строительства по итогам их переоценки на 01.01.1995» рекомендовал к использованию специальную разработочную таблицу с накопительной ведомостью к ней. Данные о переоценке можно взять из этих накопительных ведомостей.

Если же документы, достоверно подтверждающие сумму дооценки списанных с баланса  основных средств, в организации  не сохранились, то определить долю добавочного капитала, приходящуюся на конкретный объект основных средств, технически не возможно.

Можно было бы, основываясь на субъективном суждении, списать с учета приблизительную  сумму дооценки выбывающего объекта  основных средств. Однако п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ требует оформления каждой хозяйственной операции только на основании оправдательных документов.

В случае отсутствия подобных документов при составлении отчетности по российскому  законодательству у организации  нет оснований корректировать добавочный капитал по результатам проведенной инвентаризации на предполагаемую сумму дооценки ранее переоцененных основных средств.

В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» принятый уровень  точности корректируется на основе принципов существенности и агрегирования информации.

Согласно принципу существенности конкретные требования МСФО к раскрытию  информации могут не соблюдаться, если операция несущественна. И наоборот, при существенности информации должно быть обеспечено ее обязательное раскрытие. В этом случае допускается ее агрегирование, например, выражение информации в миллионах долларов.

Стало быть, выполнение исходных требований МСФО означает корректировку добавочного  капитала на предполагаемую сумму дооценки выбывающих объектов основных средств при условии, что отражение данной информации отвечает критериям существенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

 

Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение инветаризации даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям — для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной  литературы.

 

  1. О.В. Кондовина «Порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов по отечественным и международным стандартам учета»
  2. http://bugaltery.ru
  3. http://бизнес-учебники.рф
  4. http://www.diplomilirist.ru
  5. http://www.google.ru
  6. http://www.consensus-audit.ru

 


Информация о работе Инвентаризация, способы проведения и отражение в учете ее результатов