История бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6,0 тыс. лет тому назад, его развитию способствовали требования хозяйственной жизни, сам же он, в свою очередь, стимулировал развитие математики и письменности. Первые следы развитых систем учета были найдены в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
В Древнем Египте на папирусных свитках регистрировали факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба, зерна. Среди сохранившихся документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на оплату труда. При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводился остаток.

Файлы: 1 файл

lektsii_po_bukh_uchetu.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

- способность приносить организации  доход;

- наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  самого актива и исключительного  права организации (авторского права) на него.

К нематериальным активам относятся  следующие объекты:

- исключительное право патентообладателя  на изобретение, промышленный  образец или полезную модель;

- исключительное авторское право  на программы ЭВМ и базы  данных;

-имущественные права автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем, товарные знаки.

Кроме того, в составе нематериальных активов также учитываются деловая  репутация организации (гудвил) и  организационные расходы, связанные  с образованием юридического лица.

Нематериальные активы принимаются  к учету по первоначальной стоимости, определяемой как сумма фактических  расходов на приобретение нематериального  актива и доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации с выделением НДС на счет 19:

Д-т 08  К-т 75,60,91,76;

Д-т 19  К-т 60,76.

В момент сдачи нематериального  актива в эксплантацию оформляется  акт приема-сдачи и первоначальная (балансовая) стоимость объекта списываются  со сч.08 в счет 04 корреспонденцией: Д-т 04  К-т 08. Одновременно сумма НДС списываются на возмещение из бюджета: Д-т 68/ндс  К-т19.

Стоимость нематериального актива погашается посредствам начисления амортизации одним из следующих  способов:

    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов  производится в течение всего  срока их использования.

По нематериальным активам, по которым  невозможно определять срок полезного  использования, нормы амортизации устанавливается из расчета на 20 лет полезного использования.

Амортизационные отчисления начисляются  с месяца, следующего за месяцем  ввода объекта в эксплуатацию, до полного погашения стоимости, либо выбытия нематериального актива с учета. Начисление амортизационных отчислений прекращается с 1 месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его выбытия. Амортизация отражается в учете одним из двух нижеуказанных способов:

1) либо путем накопления амортизации  на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов», в этом случае оформляется корреспонденция: Д-т 20,23,25,26  К-т 05;

2) либо путем уменьшения первоначальной  стоимости нематериального актива. В этом случае счет 05 не открывается.  Начисление амортизации оформляется  корреспонденцией: Д-т 20,23,25,26  К-т 04. Остаток по счету 04 показывает остаточную стоимость нематериальных активов.

Переоценка нематериальных активов  не производится.

Выбытие нематериальных активов может  осуществляться по следующим причинам:

  1. Продажа;
  2. Списание по причине морального износа;
  3. Списание по причине полного погашения стоимости объекта через амортизационные отчисления;
  4. Как вклад в уставной капитал другого юридического лица;
  5. В результате безвозмездной передачи.

При выбытии нематериального актива по третьей причине оформляется корреспонденция: Д-т 05  К-т 04 (в том случае, если амортизационные отчисления накапливались по кредиту счета 05). Если же сумма амортизации отражалась по кредиту счета 04, то в момент выбытия дополнительная бухгалтерская проводка не составляется, а оформляется только акт о выбытии нематериального актива.

При выбытии в остальных случаях  финансовый результат от выбытия  определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», который является пассивным, операционно-результатным счетом.

По дебету счета отражается балансовая стоимость корреспонденцией Д-т 91  К-т 04; сумма НДС, начисленная с цены реализации - Д-т 91 К-т 68/ндс; затраты, связанные с реализацией нематериального актива (в основном услуги посредников) - Д-т 91  К-т 76.

По кредиту счета отражается сумма начисленной амортизации за весь период эксплуатации объекта - Д-т 05 К-т 91, а также цена реализации вместе с НДС: Д-т 60,76  К-т 91.

Сопоставлением оборотов по дебету и кредиту счета 91 определяется финансовый результат от выбытия, величина которого уравнивает обороты по активу и пассиву счета 91 и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Прибыль от выбытия записывается корреспонденцией: Д-т 91  К-т 99, убыток - Д-т 99  К-т 91. Счет остатка не имеет.

Сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

 

Д-т

К-т

 

Начислен НДС

К-т 68/ндс

Д-т 60, 76

Цена реализации с НДС

Балансовая ст-сть

К-т 04

Д-т 05

Сумма амортизации

Услуги посредников

К-т 76

   

Прибыль от выбытия

К-т 99

Д-т 99

Убыток от выбытия


Синтетический учет движения нематериальных активов осуществляется на следующих счетах:

1. Счет 04 «Нематериальные активы»  - синтетический, активный.

По дебету счета отражается балансовая стоимость нематериальных активов, введенных в эксплуатацию в отчетном периоде, а по кредиту счета:

- балансовая стоимость нематериальных активов, выбывших в отчетном периоде;

- сумма амортизации, начисленная  в отчетном периоде (в случае  применения второго способа учета  начисления амортизации).

Остаток по дебету показывает (в зависимости  от способа учета начисления амортизации) либо балансовую, либо остаточную стоимость нематериальных активов, находящихся в эксплуатации на начало или конец отчетного периода.

Счет 04 «Нематериальные активы»

 

Д-т

К-т

 
 

Сд н

   

Баланс. ст-сть, введенного в

К-т 08

Д-т 20, 26

Начисление амортизации

эксплуатацию НМА

 

Д-т 91

Списание баланс. ст-ти

 

Сд к

   

 

 

2. Счет 05 «Амортизация нематериальных  активов» - регулирующий, синтетический, пассивный.

По кредиту отражается сумма  начисленных в отчетном периоде  амортизационных отчислений.

По дебету - сумма амортизации по выбывшим в отчетном периоде нематериальным активам.

Остаток по кредиту показывает сумму  начисленной амортизации по находящимся  в эксплуатации нематериальным активам  на начало или конец отчетного  периода.

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов»

 

Д-т

К-т

 
   

Сд н.

 

Списание амортизации

К-т 91

Д-т 20, 26

Начисление амортизации

по выбывшим НМА

 

Сд к.

 

бухгалтерский учет наличия и движения материалов

Материалы – это предметы труда, предназначенные для разового использования, поскольку они за один производственный цикл полностью видоизменяются и полностью переносят свою стоимость на затраты производства и обращения.

Таким образом, материалы входят в  состав оборотных средств организации. Материалы могут быть классифицированы по следующим группам:

  1. Сырье и материалы.
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
  3. Топливо.
  4. Тара.
  5. Запасные части для собственного оборудования.
  6. Строительные материалы.
  7. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Цена материалов, поступающих в  организацию, складывается из фактической себестоимости заготовления, отраженной в сопроводительных документах поставщиков, и включающей в себя: покупную стоимость материала, транспортно-заготовительные расходы, услуги посредника, процент за товарный кредит и прочие затраты, связанные с приобретением и доставкой материалов.

Организация по собственному усмотрению может калькулировать себестоимость  оприходуемых материалов по одному из следующих способов:

1) по фактической себестоимости.В этом случае все фактически произведенные расходы, связанные с заготовлением материалов, отражаются по дебету счета 10 «Материалы», на котором и формируется фактическая себестоимость. Счета 15 и 16 не открываются.

2) по нормативной (плановой  себестоимости). В начале календарного года на каждый вид материалов, исходя из фактических цен прошлого года и прогнозов на динамику цен, устанавливается нормативная себестоимость. При поступлении материалов фактические затраты, связанные с процессом заготовления, отражаются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». После оплаты счетов поставщиков материалы списываются со счета 15 на счет 10 – по нормативной себестоимости и на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»– на сумму отклонения нормативной себестоимости от фактически произведенных затрат. В момент поступления материалов в производство они списываются со счета 10 на счета учета производственных затрат и издержек обращения по нормативной себестоимости. В конце месяца сумма отклонений нормативной себестоимости от фактической, в части использованных на производственно-хозяйственные нужды материалов, списывается со счета 16 на счета учета затрат производства и издержек обращения.

 

Документальное оформление поступления материалов

Поступление материалов в организацию  может быть:

1) от поставщика – юридического  лица. В этом случае оприходование  материалов оформляется корреспонденцией: Д-т 10,15  К-т 60;

2) от физического лица или  индивидуального частного предпринимателя  (ИЧП): Д-т 10,15  К-т 76;

3) от подотчетного лица, являющегося работником самого предприятия: Д-т 10,15  К-т 71.

Все случаи поступления и оприходования  материалов должны быть документально  подтверждены. Если поставщиком является юридическое лицо или ИЧП, то они  выписывает счет-фактуру на оплату стоимости материала и накладную на получение груза по доверенности. В обоих документах выделяется сумма НДС.

При поступление материалов от подотчетного лица составляется авансовый отчет, подкрепленный товарным и кассовым чеками, квитанциями к приходному кассовому ордеру, накладными, счетами-фактурами и т.п.

При поступлении материала от физического  лица оформляется акт купли-продажи  произвольной формы с обязательным указанием ФИО, адреса, паспортных данных продавца, даты подписания акта, наименования, единицы измерения, цены за одну единицу товара и общей стоимости покупки. НДС не выделяется, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС.

При поступлении материалов на склад  организации оформляется приходный  ордер по форме М 4 в одном экземпляре, который хранится в бухгалтерии вместе с накладной. Оприходование оформляется корреспонденцией: Д-т 10,15  К-т 60,71,76 и Д-т 19  К-т 60,76.

Кроме того, первичными документами  по учету движения материалов являются:

- карточка учета материалов  по форме М 17 - для учета движения  материалов на складе по каждому виду, сорту или размеру отдельно;

- требование-накладная по форме  М11 - с ее помощью оформляется  операции по передаче материалов  со складов в подразделения,  со склада на склад, из подразделения  в подразделение, из подразделения на склад в случае возврата неиспользованного материала, а также возврата отходов и брака. Выдача материалов со склада в производство оформляется корреспонденцией: Д-т 20,23,25,26,44  К-т 10.

В момент списания материала в подразделения  списывается сумма НДС на возмещение из бюджета: Д-т 68/ндс К-т 19.

Списание материала со склада на склад: Д-т10/1  К-т10/2;

- накладная на отпуск материалов  на сторону по форме М15. По  заполнению сразу же передается  в бухгалтерию для оформления  документа на оплату и отражения в учете. Списание материала на сторону: Д-т 91  К-т 10.

Аналитическими регистрами по учету  материалов являются:

- «Книга покупок», в которой  фиксируются все расходы организации,  связанные с приобретением материалов. Она также является основанием  для учета сумм НДС, уплаченных поставщикам. Записи в «Книге покупок» производятся на основании поступивших счетов-фактур;

Информация о работе История бухгалтерского учета