История бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией около 6,0 тыс. лет тому назад, его развитию способствовали требования хозяйственной жизни, сам же он, в свою очередь, стимулировал развитие математики и письменности. Первые следы развитых систем учета были найдены в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил.
В Древнем Египте на папирусных свитках регистрировали факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба, зерна. Среди сохранившихся документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на оплату труда. При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводился остаток.

Файлы: 1 файл

lektsii_po_bukh_uchetu.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

По дебету счета фиксируется  операции, связанные с поступлениями  денежных средств на расчетный счет в отчетном периоде, а по кредиту  – наоборот, по списанию их с расчетного счета.

Счет  51 «Расчетные счета»

 

Д-т 

К-т 

 
 

Сд н  

   

Деньги из кассы

К-т 50

Д-т 50

Деньги в кассу

Выручка от реализации

К-т 90, 62

Д-т 60,76

Оплата счетов поставщиков

Ошибочное зачисление денег

К-т 76

Д-т 76

Списание ошибочно зачисленных  сумм

Поступление штрафов, пеней

К-т 91

Д-т70

Перечисление зарплаты

   

Д-т 68,69

Перечисление налогов

   

Д-т 91,99

Перечисление штрафов, пеней

 

Сд к

   
       

 

УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ

Ведется на основании Постановления  Государственного банка СССР №18 от 4 октября 1993 года «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Для осуществления расчетов наличными  каждая организация должна иметь  кассу (одну или несколько). Все операции с наличными деньгами осуществляет кассир, с которым заключается  письменный договор о материальной ответственности. Организация может иметь в кассах наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководством организации. Хранить деньги сверх установленного лимита можно только для выдачи зарплаты и пособия по социальному страхованию не свыше 3-х дней, включая день получения денег в банке.

Первичными документами по учету  кассовых операций являются приходные  и расходные кассовые ордера, они  оформляются на все операции по кассе. Исключение составляет расчетно–платежная ведомость. Если на всю организацию составляется одна ведомость и нет депонированной (неполученной) зарплаты, расходным первичным документом по кассе в этом случае будет являться сама ведомость.

 Приём наличных денег производится  по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером и кассиром. Лицу, сдавшему деньги в кассу, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за теми же подписями, заверенная печатью организации или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам за подписями руководителя и главного бухгалтера. При выдаче денег кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный ордер документ составлен на выдачу денег несколькими лицами, то получатель также предъявляет документ, удостоверяющий личность, и расписывается в соответствующей графе, но в этом случае данные документа в платежном документе не указываются.

Расписка о получение денег  может быть сделана получателем  только собственноручно с указанием  суммы прописью. Приходные и расходные  кассовые ордера заполняются бухгалтером  вручную или с применением  ЭВМ. Исправления в них не допускаются. Выдача кассовых ордеров на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. При получении кассовых ордеров кассир проверяет правильность их заполнения, подписывает, выдает или получает деньги и ставит на ордере отметку «ПОГАШЕНО» или «ОПЛАЧЕНО».

Регистрами аналитического учета  являются:

1. Кассовая книга предприятия.  Ведется в одном экземпляре  независимо от количества касс. Кассовая книга имеет унифицированную  форму, она пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. На каждый операционный день заполняется отдельный лист, записи делаются под копирку в 2-х экземплярах, подчистки и неоговоренности в книге не допускаются. Исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Записи в книге производятся сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги хозяйственных операций за день, выводит остаток денежных средств в кассе и передает в бухгалтерию в качестве «отчета кассира» второй отрывной лист с первичными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Бухгалтер проверяет «отчет кассира» и регистрирует хозяйственные операции в «Журнале учета хозяйственных операций» и Главной книге.

2. Журнал ордер №1 – «Касса».

Регистром синтетического учета является активный балансовый счет 50 «Касса». Дебетовый  остаток показывает наличие денежных средств в кассе на начало или конец отчетного периода. По дебиту отражается поступление денежных средств в кассу в отчетном периоде, а по кредиту – их выдача.

Сч 50 «Касса»

 

Д-т

К-т

 
 

Сд н 

   

С р/счета

К-т 51

Д-т 51

На р/счет

Выручка от реализации

К-т 90,62

Д-т 71

Выдача денег подотчет

Возврат ссуды и возмещ. матер. ущерба

К-т 73

Д-т 76

Выплата депон. зарплаты

Возврат неиспольз. аванса

К-т 71

Д-т 70

Выплата зарплаты

Оприходование излишка денег в 

К-т 91

Д-т  75

Вклад учредителя

кассе

 

Д-т 73

Выдача ссуды

   

Д-т 94

Учет недостачи

 

Сд к

   

 

Ревизия кассы и контроль за соблюдением  кассовой дисциплины

Ревизия кассы проводится в сроки, установленные руководителем организации, но не реже 1 раза в год, а также  при смене кассиров. Производится полная сверка денежной наличности и  проверка других ценностей, находящихся  на хранении в кассе. Составляется комиссия (не менее3 человек), состав которой утверждается руководителем организации. Перед началом ревизии с кассира берется расписка о том, что все приходные и расходные кассовые ордера, полученные им из бухгалтерии, зарегистрированы в кассовой книге и возвращены обратно вместе с «отчетом кассира». Остаток по кассе выведен в соответствии с документами. Комиссия сопоставляет фактическое количество денег и ценностей с остатком, указанным в кассовой книге, и описью.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная росписью получателя на расходном кассовом ордере, а также без оформления последнего, в оправдании остатка наличных денег не принимается. Эта сумма считается недостачей, которая взыскивается с кассира.

Д-т 94  К-т 50 – учет недостачи;

Д-т 73  К-т 94 – недостача относится к возмещению материально-ответственным лицом (кассиром);

Д-т 50  К-т 73 – недостача вносится в кассу.

Наличные деньги, не подтвержденные приходным кассовым ордером, считаются  излишком кассы и зачисляются  в доход предприятия. Поскольку в кассе запрещено хранение денег и других ценностей, не принадлежащих предприятию, то оправдание кассира о том, что это собственность работников, оставленная ей на временное хранение, не принимается во внимание, Оприходуется излишек корреспонденцией Д-т 50 К-т 91 (излишек включается в состав внереализационных доходов предприятия)..

Если с кассиром при приеме на работу не заключен договор о материальной ответственности, то оснований для  привлечения его к ответственности  за выявленную недостачу нет. Если ревизией установлено, что причиной недостачи является отсутствие необходимых условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, то материальная ответственность возлагается на руководителя организации.

На каждую ревизию составляется акт произвольной формы в 2-х экземплярах: 1 экземпляр хранится в бухгалтерии, 2-й - вручается кассиру под расписку.

Кроме внутренней проверки, внешнюю  проверку ведения операций по кассе  осуществляет банк, в котором открыт расчетный счет организации. По результатам  проверки составляется акт с указанием всех выявленных нарушений, который направляется в налоговый орган по месту регистрации. На основании акта налоговая инспекция определяет суммы штрафов, налагающихся на руководителя, главного бухгалтера и кассира предприятия.

 

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

Подотчетными лицами (ПДЛ) являются работники предприятия, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие административно  – хозяйственные или командировочные  расходы или же потратившие на перечисленные расходы свои личные денежные средства, которые должны быть возмещены им предприятием.

Список лиц, имеющих право получать в кассе денег на хозяйственные  нужды, утверждается руководителем  предприятия. Основанием для выдачи денег является письменное распоряжение руководителя предприятия. Список лиц, которым выдаются деньги под аванс на командировочные расходы, не устанавливается, т.к. в командировку может быть послан любой работник предприятия. В этом случае издается приказ с указанием места, срока и цели командировки, а также дата выбытия.

Использование подотчетных средств  имеет строго целевое назначение и контролируется бухгалтерией. Размер аванса на административно - хозяйственные  расходы не лимитируется и определяется насущной необходимостью.

 Размер аванса на командировочные расходы зависит от срока командировки и места назначения. Сотруднику, командируемому в связи с производственной необходимостью, выписывается командировочное удостоверение.

Выдача наличных денег из кассы  в подотчет оформляется расходным кассовым ордером. Лица, получившие деньги в подотчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечению срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет.

Выдача наличных денег в подотчет производится при условии полного  отчета работником по ранее выданному  ему авансу. Передача выданных сумм одним лицом другому воспрещается.

По возвращению из командировки подотчетное лицо составляет авансовый отчет с приложением всех документов, подтверждающих произведенные расходы. Не нуждаются в документировании лишь суточные расходы.

Командировочные расходы нормируются  инструктивным письмом Минфина  РФ в следующих размерах:

- стоимость проезда и оплата  постельных принадлежностей - по фактически документально подтвержденным суммам;

- оплата найма жилого помещения  - по фактическим суммам, но не  более 550 руб. в сутки. При  отсутствии документов – 12 руб.  в сутки. Оплата найма жилого  помещения осуществляется за каждую ночь, проведенную в командировке без учета нахождения в транспорте;

- оплата суточных рассчитывается  исходя из 100 руб. за каждый  день, проведенный в командировке. Причем, день отъезда и приезда  считаются за отдельные целые  дни.

Так как командировочные расходы включаются в себестоимость выпускаемой продукции, услуг, работ, поэтому их превышение лимита увеличивает общепроизводственные расходы предприятия, вследствие чего они принимается к возмещению только с письменного распоряжения руководителя предприятия. С суммы, превышения фактических расходов над нормируемыми, исчисляются налог на доходы  физических лиц и ЕСН. В случае, если расходы по найму жилого помещения документально подкреплены, то сверх лимитный расход не считается доходом подотчетного лица и с него не удерживается налог на доходы физических лиц.

Расход денег, выданных на административно  – хозяйственные расходы, также  должен иметь оправдательные документы  в виде товарных, кассовых чеков  и квитанций приходных кассовых ордеров. Если подтверждающих документов нет, то все расходы оформляются актом, составленным подотчетным лицом и утвержденным руководителем предприятия, который прикладывается к авансовому отчету.

Затраты по административно – хозяйственным  расходам отражаются на счетах учета  товарно–материальных ценностей.

При  получении утвержденных руководством авансовых отчетов бухгалтер  проверяет достоверность прилагаемых  документов, правильность расчета и  определяет перерасход, который должен быть возмещен работнику из кассы  по расходному кассовому ордеру, или остаток неиспользованного аванса, который возвращается в кассу по приходному кассовому ордеру. Если возврата неиспользованного аванса не происходит, бухгалтер имеет право без предупреждения погашать долг за счет удержания из заработной платы работника.

Регистрами первичного учета являются:

- авансовый отчет;

- командировочное удостоверение;

- распоряжение на выдачу денег на административно – хозяйственные расходы.

Регистром аналитического учета является журнал – ордер № 7 «Расчеты с  подотчетными лицами». Регистр открывается ежемесячно и ведется по каждому подотчетному лицу отдельно. Основанием для записи операций в журнале - ордере является «отчеты кассира», авансовые отчеты работников и справки бухгалтеров, если погашение не использованного аванса производится из заработной платы.

После чего хозяйственные операции регистрируются сначала в «Журнале учета хозяйственных операций», а затем разносятся по синтетическим  счетам Главной книги. Для учета  хоз. операций по расчетам с подотчетными лицами открываются активно-пассивный, синтетический, балансовый счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Сч 71 активный (с выдачей аванса в подотчет)

Информация о работе История бухгалтерского учета