История возникновения и развития бухгалтерского управленческого учета. Классификация затрат по различным признакам в системе управленче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изложить историю возникновения и развития бухгалтерского управленческого учета, показать значение применения экономически обоснованной классификации затрат по определенным признакам для эффективной организации управленческого учета. Для этого необходимо решить ряд задач:
раскрыть направления и признаки классифи¬кации затрат, применяемые в управленческом учете для процессов:
принятия управленческих решений — затраты яв¬ные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эф¬фективные и неэффективные;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. История возникновения и развития бухгалтерского управленческого
учета……………………………………………………………………….7
2. Классификация затрат по различным признакам в системе
управленческого учета……………………………………………………19
2.1 Сущность затрат, классификация затрат, ее значение в
управленческом учете. Методы учета затрат……………………….19
2.2 Классификация затрат по видам деятельности……………………...27
2.2.1 Состав затрат по созданию и хранению материалов……………….27
2.2.2 Состав затрат на производство……………………………………….21
2.2.3 Состав затрат, характеризующий результаты финансово-
сбытовой деятельности………………………………………………37
2.2.4 Состав затрат, связанных с организационной деятельностью…….40
2.3 Классификация затрат по целям учета………………………………..42
2.3.1 Состав затрат для калькулирования и оценки произведенной
продукции……………………………………………………………...42
2.3.2 Состав затрат для принятия управленческих решений и
планирования………………………………………………………….45
2.3.3 Состав затрат в целях осуществления контроля и регулирования...49
3. Практическое задание……………………………………………………..54
Заключение…………………………………………………………………....58
Список использованной литературы………………………………………...62

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Между управленческим и  финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является учет затрат и доходов, необходимый как в финансовом, так и в управленческом учете. Общепринятые принципы финансового учета могут действовать также и в управленческом учете, поскольку руководители предприятий в своей деятельности не могут руководствоваться исключительно непроверяемыми, субъективными оценками и мнениями. Кроме того, информация обеих подсистем используется для принятия необходимых управленческих решений.

Однако, несмотря на наличие  объединяющих признаков, эти два  вида учета существенно отличаются один от другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Классификация затрат по различным признакам в системе управленческого учета

 2.1 Сущность затрат, классификация затрат,

ее значение в управленческом учете

 

Важное место в системе  управленческого учета занимает понятие затрат и их классификация, так как затраты, возникающие в ходе текущей деятельности предприятия, являются одним из основных объектов управленческого учета. Информация о затратах, формируемая е управленческом учете, важна для организации эффективного управления ими.

Слово «затраты» может  иметь различное значение в зависимости от контекста, в котором оно употребляется Данные о затратах, которые необходимы для одной цели могут быть совсем не подходящими для другой. Напри мер, затраты по производству тканей в прошлом году важны для предприятия-производителя при определении прибыли за год. Однако эти данные будут бесполезны при разработке мероприятий по окраске тканей, планируемых предприятием на предстоящий год, если стоимость сырья существенно изменилась или если существенно улучшена технология производства тканей. Важно то, что разные определения и концепции затрат используются для разных целей. Понимание этих концепций позволяет специалистам по управленческому учету обеспечивать руководство соответствующими данными по затратам на производство.

Затраты - это стоимость  ресурсов, которые использованы для конкретных целей.

В этом понятии следует выделить три момента:

первый — затраты  определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);

второй — величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении, так как затраты это средства, израсходованные на приобретение ресурсов и отражаемые в балансе как активы предприятия;

третий — понятие  затрат должно обязательно соотносится с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений. Без указания цели понятие затрат становится неопределенным и ничего не значащим.

От понятия затраты  следует отличать понятие расходы. Различие между этими, казалось бы, близкими понятиями касается фактора времени.

Расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или потрачены в течение определенного периода времени для получения дохода. А затраты — это денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли. Таким образом, расходы — это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.

Производственная деятельность предприятия сопровождается различного вида и значимостью затратами. К основным элементам затрат относят следующее:

затраты на материалы  — сырье и материалы, которые используются производственном процессе;

затраты на заработную плату  — основная заработная плата, дополнительные выплаты и отчисления в фонды социального страхования от заработной платы основных производственных рабочих;

прочие затраты —  косвенные расходы, которые делятся на переменные (энергия, расходы по снабжению) и постоянные (рента, страхование, амортизация). Затраты необходимо распределять. Поэтому отправной точкой в этом процессе является выявление цели (объекты) затрат, т. е. цели такого распределения.

Прежде чем калькулировать, надо уяснить, что и зачем следует калькулировать. В табл. 1. перечислены некоторые общие цели (объекты) затрат, которые разбиты по категориям «что следует калькулировать» и «зачем калькулировать».

Таблица 1

Цели (объекты) затрат

Что калькулировать?

Зачем калькулировать?

Единицы продукта или  услуга (калькуляционные единицы)

Оценка запасов/измерение  прибыли; основа определения цены реализации; бюджетное планирование и контроль; частные решения

Организационные подразделения (отделы, секции)

Затраты по отделам или  отражение рентабельности;

Бюджетное планирование и контроль; Специфические решения (например, прекращение деятельности); Оценка результатов деятельности; Частные решения (например, изъятие инвестиций)

Конкурентные товары, услуги

сокращение затрат, сопоставление  с собственными издержками

Прочие (например, особые предложения)

Частные решения (например, приобретение или ликвидация); Бюджетное планирование и контроль


 

Затраты — это понятие  в управленческом учете, которое употребляется часто, но не имеет однозначного смысла. Значение понятия определяется в зависимости от цели, поставленной пользователями информации, и модели обобщения затрат, которые используются бухгалтерией.

Метод учета затрат характеризует  конкретный объект учета затрат.

Так как себестоимость  представлена собой сумму затрат на производство продукции, то основной принцип «различная себестоимость для различных целей» реализуется в трех типах себестоимости:

полная производственная себестоимость;

прямая производственная (частичная) себестоимость;

себестоимость по центрам  ответственности.

Полная производственная себестоимость включает все израсходованные ресурсы. Она представляет собой сумму прямых затрат на объекты учета затрат и пропорциональной доли косвенных затрат, относимой на объект. Косвенные расходы распределяются по центрам ответственности и готовым изделиям по заранее выбранным базам и рассчитанным коэффициентам. Распределение определяется объемом производства и его делением на законченное и незаконченное. Это двойное распределение и условный расчет расходов, зависящий от величины и оценки незавершенного производства, приводят к фальсификации себестоимости. Такая традиционная оценка затрат не подходит для принятия решений и контроля.

Совершенствованием системы  оценки по полной себестоимости является метод нормальных затрат. Особенность этого метода — использование нормальных цен на ресурсы (сырье, материалы, энергию). Эта система имеет как преимущества, так и недостатки. К недостаткам относятся игнорирование различия между постоянными и переменными затратами; трудности расчета полной себестоимости единицы продукции; использование для оценки затрат усредненных данных, которые не учитывают ежемесячных колебаний объема производства.

Система оценки затрат по нормативам отражает степень использования ресурсов предприятия и облегчает принятие управленческих решений.

Прямая производственная (частичная) себестоимость ориентирована на закрытие прямых затрат. Суть этой системы сводится к следующему: прямые затраты включают в себестоимость готовых изделий, косвенные расходы целиком относятся на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Отличительной чертой данной системы оценки затрат является оценка изделия, которая характеризуется только величиной затрат, зависящих от объемов производства.

Себестоимость по центрам  ответственности используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей.

Центр ответственности  — это обособленные структурные подразделения предприятия, возглавляемые менеджерами, где имеется возможность в одном учетном процессе совместить центр возникновения затрат и ответственность менеджера. Руководители центров ответственности нуждаются в информации о фактических затратах своего подразделения и будущих планируемых затратах. Это предполагает постоянный поток плановой и фактической информации.

Основной характеристикой  такой оценки затрат является то, что объектом оценки служит центр ответственности, но не продукт, не работа и не услуга. Затраты в результате деятельности руководителя центра ответственности измеряются с различных позиций:

место возникновения  данной статьи издержек (где возникла данная статья издержек), что характеризует центр ответственности;

цели возникновения (для  чего она возникла), что характеризует  программу, которую выполняет центр  ответственности;

вид ресурсов использования (какой вид ресурсов), что характеризует элементы затрат центра ответственности.

Система оценки затрат по центрам ответственности основана на разработке программ и составления  бюджета. Процесс разработки программ включает в себя процедуры формулирования долгосрочных планов. Процесс составления бюджета — планирование деятельности на последующий период, обычно на год.

Общая цель классификации  затрат состоит в создании упорядоченной  структуры, без которой невозможны эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Хотя классификация затрат осуществляется и бухгалтерским учетом, но она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства.

Классификация затрат по сути сводится к образованию групп затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат. Объект затрат имеет значение, так как он определяет выбор классификации; изменение объекта затрат может изменить категорию конкретных затрат в заданной классификации.

Таким образом, избранная  классификация должна подходить к задаче, ради выполнения которой она выбрана. Например, для анализа управленческих решений затраты необходимо классифицировать на релевантные и нерелевантные; для облегчения финансового "контроля затраты надо делить на нормативные и фактические.

Выделяют два типа классификаций:

субъективная классификация;

объективная классификация.

Субъективная классификация  — это определение и группировка  отдельных видов затрат в соответствии с конкретными характеристиками (например, прямые/косвенные или постоянные/переменные).

Привязка субъективной классификации к установленному объекту затрат называется объективной классификацией.

Для эффективного управления затратами в управленческом учете разработана соответствующая классификация затрат. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, калькулирования, планирования и контроля затрат.

Затраты можно группировать по ряду признаков: экономическим элементам и назначению; способу отнесения на себестоимость; их составу, отношению к объему производства; по степени охвата планом; месту возникновения и центрам ответственности.

По месту возникновения  затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции, работ, услуг.

Процесс принятия управленческого  решения предполагает сравнение нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего из них. При формировании, оценке и интерпретации альтернативных вариантов возникает проблема представления именно того состава затрат и определения их уровней, которые в наибольшей степени отражают существенные характеристики управленческих решений. По функциональным задачам управления в целях планирования, контроля, регулирования в управленческом учете разрабатываются следующие виды классификации затрат:

затраты, принимаемые  в расчетах при оценках — это  будущие затраты, которые подвержены влиянию принимаемого решения. Процесс принятия решений усложняется, когда рассматривается большое количество вариантов, отличающихся друг от друга по иным показателям. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь те, которые от варианта к варианту не меняются;

безвозвратные затраты или затраты истекающего периода — это стоимость уже приобретенных в результате ранее принятого рения ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии будущих решений;

вмененные затраты (упущенная  выгода) характеризуют возможность, которая потеряна или которую жертвуют, когда выбор какого-то варианта действий требует отказа от другого;

инкрементные (приростные) затраты представляют собой дополнительные затраты, возникающие в результате изготовления дополнительной группы единиц продукции. В такие вида затраты могут включаться или не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как инкрементные затраты;

Информация о работе История возникновения и развития бухгалтерского управленческого учета. Классификация затрат по различным признакам в системе управленче