Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель курсовой работы изложить историю возникновения и развития бухгалтерского управленческого учета, показать значение применения экономически обоснованной классификации затрат по определенным признакам для эффективной организации управленческого учета. Для этого необходимо решить ряд задач:
раскрыть направления и признаки классифи¬кации затрат, применяемые в управленческом учете для процессов:
принятия управленческих решений — затраты яв¬ные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эф¬фективные и неэффективные;
Введение………………………………………………………………………3
1. История возникновения и развития бухгалтерского управленческого
учета……………………………………………………………………….7
2. Классификация затрат по различным признакам в системе
управленческого учета……………………………………………………19
2.1 Сущность затрат, классификация затрат, ее значение в
управленческом учете. Методы учета затрат……………………….19
2.2 Классификация затрат по видам деятельности……………………...27
2.2.1 Состав затрат по созданию и хранению материалов……………….27
2.2.2 Состав затрат на производство……………………………………….21
2.2.3 Состав затрат, характеризующий результаты финансово-
сбытовой деятельности………………………………………………37
2.2.4 Состав затрат, связанных с организационной деятельностью…….40
2.3 Классификация затрат по целям учета………………………………..42
2.3.1 Состав затрат для калькулирования и оценки произведенной
продукции……………………………………………………………...42
2.3.2 Состав затрат для принятия управленческих решений и
планирования………………………………………………………….45
2.3.3 Состав затрат в целях осуществления контроля и регулирования...49
3. Практическое задание……………………………………………………..54
Заключение…………………………………………………………………....58
Список использованной литературы………………………………………...62
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные и общехозяйственные расходы; часть расходов на продажу.
По характеру затраты можно их разделить на производственные и внепроизводственные.
Производственные затраты
непосредственно связаны с
Внепроизводственные затраты непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг и не включаются в производственную себестоимость. К расходам такого характера относят расходы по продажи продукции (коммерческие расходы).
По степени охвата планом или по отражению в бизнес-плане затраты бывают планируемыми, т. е. производственные затраты планируются и непланируемыми, которые как правило не планируются.
По эффективности различают затраты производительные и непроизводительные.
Производительные затраты считают затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.
Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ).
По возможности нормирования затраты делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые затраты — это затраты, поддающиеся нормированию и включаются в нормативную базу организации — материальные затраты, заработная плата производственных рабочих.
Ненормируемые - это затраты, по которым нормы не уставлены (потери от простоев, оплата сверхурочных работ).
Кроме рассмотренных выше видов затрат, в западном финансовом учете различают следующие виды затрат.
Смешанные затраты — это затраты, которые возникают в результате учета на одном счете более одного вида затрат, как переменных, так и постоянных. Примером такого вида затрат может служить счет затрат на ремонт и эксплуатацию оборудования.
Альтернативные затраты - величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченности ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. Альтернативные затраты не отражаются в финансовых документах.
Необратимые затраты — это затраты, которые уже были произведены и не могут быть изменены, какое бы в настоящее время решение ни было принято (например, балансовая стоимость оборудования или сумма накопленного износа).
2.2.3 Состав затрат, характеризующий результаты финансово-сбытовой деятельности
Финансово-сбытовая деятельность
как часть общей системы
затраты, связанные со сбытом продукции;
комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовыми и другими посредническими предприятиями;
затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации;
затраты по маркетинговым исследованиям;
оплата маркетинговых услуг сторонних фирм;
рекламные расходы;
представительские расходы;
другие расходы, связанные с финансово-сбытовой деятельностью.
Затраты, связанные со сбытом продукции, включают в себя:
услуги вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковки; стоимости тары, приобретенной на стороне; расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимости упаковки изделий сторонними организациями в случаях, когда стоимости тары и упаковки не оплачивается дополнительно покупателем;
содержание складов готовой продукции, амортизации складских помещений, погрузо-разгрузочных машин и оборудовании;
транспортные расходы по доставке продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны, контейнера, суда; оплаты услуг специализированных транспортно-экспедиционных услуг.
Комиссионные сборы (отчисления) уплачиваются оптовым сбытовым или другим посредническим предприятиям в соответствии с заключенными договорами с целью расширения рынков сбыта и объема продаж.
Затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации — услуги сторонних организаций по сбору внешней информации; расходы на содержание дистрибьюторов, розничных торговцев и других лиц, занимающихся сбором информации о конкурентах; время, затраченное на чтение книг, журналов и других специализированных изданий, на беседы с клиентами, поставщиками.
Затраты по маркетинговым исследованиям состоят из затрат по исследованию потребительских предпочтений и мотиваций, рекламных текстов, эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определение каналов сбыта готовой продукции. Эти услуги могут быть выполнены специализированными фирмами или отделом предприятия.
Расходы по рекламе — это затраты на рекламную деятельность, стоимость рекламных обращений, включая расходы по частоте появления объявлений; стоимость конкретных носителей рекламы; стоимость средств стимулирования сбыта — образцы, купоны; участие в выставках, ярмарках, демонстрациях товаров.
Представительские расходы, которые связаны с коммерческой деятельностью, состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий и организаций, прибывших на переговоры по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием выгодного двустороннего сотрудничества; буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; транспортные расходы во время проводимых мероприятий.
В состав других расходов входят затраты на содержание финансово-сбытового отдела (заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, расходы телефонной связи.); содержание торговых представительств (заработная плата с начислениями, аренда помещений, телефонные и другие расходы на услуги связи); расходы по сертификации продукции; амортизация нематериальных активов (торговых знаков, марок).
Специфика финансово-сбытовой деятельности в качестве основного признака классификации затрат определяет классификацию затрат для принятия управленческих решений и планирования. Затраты в этом случае делятся на релевантные и иррелевантные. Такое деление затрат необходимо для принятия решений о цене реализации, расформирования сегментов рынка, об увеличении объемов продаж.
Релевантные затраты — это будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения, т. е. релевантные затраты — это будущие издержки, которые изменяются в зависимости от выбранного варианта решения.
2.2.4 Состав затрат, связанных с организационной деятельностью
Содержание отделов управления, аппарата управления влечет за собой возникновение определенных затрат. Они неизбежны, как и производственные расходы. Расходы по управлению в силу специфичности функции управления позволяет выделить их из состава накладных расходов и классифицировать их.
По местам возникновения расходы подразделяются на общепроизводственные и общехозяйственные.
В состав расходов по организационной деятельности, которая носит производственный характер, входят:
расходы по производственному управлению;
затраты, связанные с подготовкой и организацией производства, на содержание аппарата управления производственными подразделениями; амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание и стоимость ремонта зданий, сооружений, инвентаря;
затраты на обеспечение нормальных условий работы;
затраты на профориентацию и подготовку кадров.
Расходы организационной деятельности общехозяйственного характера делятся на:
затраты административно-
затраты по техническому управлению, по снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью;
затраты на оплату услуг, оказываемых внешними организациями;
расходы на рабочую силу — набор, отбор, обучение, переподготовка, повышение квалификации руководителей;
затраты на оплату обязательных сборов, налогов, платежей, отчислений, процентов в соответствии с установленным законодательством.
Такая группировка используется для нормирования расходов, составления смет, контроля по исполнению смет, распределения расходов по объектам учета и калькулирования. Тем не менее эта классификация не обеспечивает полного раскрытия содержания затрат, и как следствие, текущего контроля за их формированием и экономической целесообразностью. Поэтому в составе расходов по организационной деятельности предлагается выделить следующие группы:
расходы организационной деятельности, связанные с выполнением целевых функций;
расходы по обеспечению функционирования служб и отделов предприятия;
расходы общеорганизационной и общеуправленческой деятельности.
Такая группировка затрат позволяет проследить за процессом формирования затрат, связанных с управленческой деятельностью предприятия.
Все службы предприятия и каждая в отдельности направляют свою работу на решение стоящих перед ним задач: увеличение объема производства и реализации продукции, улучшение ее качества, роста прибыли и повышения рентабельности производства. В этой связи можно считать классификацию затрат на организационную деятельность по направлениям с разбивкой внутри направлений по статьям: административно-управленческие расходы, по техническому управлению, управлению производством, материально-техническому обеспечению, маркетингу и сбыту продукции, обязательные налоги, сборы и отчисления, прочие расходы.
Такая группировка затрат по направлениям расхода показывает содержание расходов и особенности организационной структуры предприятия.
2.3.Классификация затрат по целям учета
2.3.1
Состав затрат для
В табл. 4. приведена классификация затрат по целям учета.
Таблица 4
Классификация затрат по целям учета
№ п/п |
Классификация |
Признаки классификации |
Виды затрат |
1. |
Состав затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции |
по составу и назначению; по способу отнесения на себестоимость; для калькулирования по времени регистрации и способу |
основные и накладные; прямые и косвенные; входящие и истекшие; производственные; непроизводственные |
2. |
Состав затрат для принятия управленческих решений и планирования |
по отношению к затраты, не принимаемые и принимаемые в расчет; для принятия управленческих решений |
переменные; полупеременные; постоянные. релевантные; нерелевантные. явные; альтернативные; безвозвратные; инкрементные; маргинальные. |
3. |
Состав затрат в целях осуществления процесса контроля и регулирования |
по возможности по возможности контроля; для оценки управленческой деятельности |
регулируемые; нерегулируемые. контролируемые; неконтролируемые. эффективные; неэффективные. |
Состав затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции можно представить следующим образом:
по составу и назначению затрат (основные и накладные);
по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);
для калькулирования и оценки продукции (входящие и истекшие);
по времени регистрации и способу списания на финансовые результаты (производственные и непроизводственные) .
Группировки по составу и назначению затрат содержат сокращенную номенклатуру калькуляционных статей, что позволяет обратить внимание руководителей предприятия на основные и накладные затраты. Основными затратами называются затраты, которые непосредственно связанны с технологическим процессом (расход сырья, материалов на технические нужды, оплата труда основных производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования). К накладным расходам относятся расходы по обслуживанию и управлению производством, управления предприятием.
В зависимости от способов отнесения на себестоимость отдельных видов продуктов затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты, которые связаны с производством конкретных видов продуктов и могут быть прямо включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимаются затраты, которые носят общий для производства нескольких видов продукции характер и включаются в их себестоимость косвенным путем с помощью методов распределения (ставок, коэффициентов, процентов и баз распределения). К таким затратам относят общепроизводственные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческие расходы.