Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Дана методика анализа и планирования издержек обращения.
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятий торговли
1.1 Экономическая сущность издержек обращения как экономической категории
1.2 Виды издержек обращения и их классификация
1.3 Методика анализа и планирования издержек обращения
2. Анализ издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС"
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Ренессанс"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "Ренессанс"
2.3 Характеристика основных показателей ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия
2.4 Анализ динамики издержек обращения ООО "Ренессанс"
2.5 Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат
3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период
3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
3.2 Планирование оборота розничной торговли ООО "Ренессанс"
3.3 Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и статьям затрат, с учетом рекомендаций по оптимизации
издержек обращения
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (18).docx

— 339.04 Кб (Скачать файл)

 

Эти стратегии основаны на мнениях  работников торгового предприятия, поэтому, анализируя их, можно составить  представления о внутренней среде.

В результате проведенного SWOT анализа  была выявлена стратегия, за счет которой  предприятие сможет реально повысить финансовые результаты, улучшить благосостояние персонала и увеличить свою долю рынка.

Анализируя матрицу выбора оптимальной  стратегии можно сделать вывод, что фирме следует придерживаться трех основных направлений в развитии, причем два из этих направлений проходят примерно в одном русле: необходимо срочно расширять свой ассортимент, добавляя в него не только новые  образцы товаров, но и сопутствующие  им товары и аксессуары.

Это направление предполагает стратегию  развития продукта. Также фирме необходимо срочно заняться поиском новых поставщиков  с более низкими ценами, это  позволит укрепиться на рынке, а главное  серьезно улучшить свое финансовое состояние. В данном случае следует применить  стратегию концентрированного роста. Данная стратегия просто необходима, к тому же она соответствует состоянию  и требованию окружения, потенциалу возможностей фирмы и имеет минимальный  риск провала.

Осуществляя полный и детальный  анализ внутренней среды предприятия  ООО "Ренессанс" необходимо исследовать  экономическое состояние организации.

Комплексный экономический анализ представляет собой сторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия, наиболее существенные стороны его  работы на основе системного подхода.

Анализ осуществляется в основном по данным квартальной и годовой  бухгалтерской отчетности, и в  первую очередь по данным баланса (Форма  №1) и отчета о прибылях и убытках (Форма №2).

Для оценки деятельности ООО "Ренессанс" в таблице 2.13 представлен краткий анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности.

 

Таблица 2.13

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности ООО "Ренессанс" за 2003 - 2004 г.

Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+; -)

Темп изменения,%

А

Б

1

2

3

4

Оборот розничной торговли

тыс. руб.

2421,0

2563,0

+142,0

105,9

Торговая площадь

м2

180

180

-

100,0

Оборот розничной торговли на 1м2

торговой площади

тыс.

руб. /м2

13,45

14,24

+0,79

105,9

Численность работников всего

чел.

12

12

-

100,0

В т. ч. работников торгово - оперативного персонала

чел.

4

4

-

100,0

Производительность труда одного работника

тыс. руб

/чел.

201,75

213,58

+11,83

105,9

Производительность труда одного работника торгово -

оперативного персонала

тыс. руб

/чел.

605,25

640,75

+35,5

105,9

Фонд заработной платы

сумма

уровень

тыс. руб.

%

 

365,8

15,1

 

369,9

14,4

 

+4,1

0,7

 

101,1

Среднемесячная заработная плата  одного работника

тыс. руб.

2,54

2,57

0,03

101,2

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб

443,0

515,5

+72,5

116,4

Фондоотдача руб. /1руб. ОФ

5,5

5,0

-0,5

81,8

Фондовооруженность

труда одного работника

тыс. руб

/чел.

36,9

43,0

+6,1

116,5

Коэффициент эффективности

использования основных фондов

ЧП/ОФ

0,24

0,53

+0,29

220,7

Среднегодовая стоимость оборотных  средств

тыс. руб.

1432,0

1812,5

+380,5

126,6

Время обращения оборотных средств

дни

242,7

297,1

+54,4

122,4

Коэффициент участия оборотных средств  в каждом рубле оборота (обратное Собращ)

%

0,59

0,71

+0,12

-

Коэффициент рентабельности

оборотных средств

ЧП/ОС

0,07

0,15

+0,08

-

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

1745,3

1836,4

+91,1

105,2

Валовая прибыль

сумма

уровень

 

тыс. руб.

%

 

676,0

27,9

 

727,0

28,4

 

+51,0

+0,5

 

107,5

Издержки обращения

сумма

уровень

 

тыс. руб.

%

 

626,0

25,9

 

566,0

22,1

 

60,0

3,8

 

90,4

Прибыль (убыток) от продаж

сумма

- рентабельность продаж

тыс. руб.%

50,0

2,06

161,0

6,28

+111,0

+4,22

322,0

Проценты к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

Проценты к уплате

тыс. руб.

-

-

-

-

Доходы от деятельности других организаций

тыс. руб.

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

тыс. руб.

154,0

219,0

+65,0

142,2

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

60,0

34,0

-26,0

56,7

Внереализационные доходы

тыс. руб.

-

-

-

-

Внереализационные расходы

тыс. руб.

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения - сумма

рентабельность

 

тыс. руб.

%

 

144,0

5,95

 

346,0

13,5

 

+202,0

+7,55

 

240,3

Отложенные налоговые активы

тыс. руб.

-

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

тыс. руб.

-

-

-

-

Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

тыс. руб.

37,0

71,0

+34,0

191,9

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

107,0

275,0

+168,0

163,7

Рентабельность конечной деятельности

%

4,42

10,73

+6,31

-


 

Оценим динамику основных экономических  показателей деятельности по предприятию  ООО "Ренессанс" с целью установления тенденций в развитии его параметров и выявления структурных сдвигов  в составе показателей за исследуемый  период. Анализируя основные показатели хозяйственной деятельности предприятия  можно сделать вывод, что в  ООО "Ренессанс" было продано товаров  на общую сумму 2563,0 тыс. руб., что  больше на 142,0 тыс. руб., при темпе  роста 105,9% аналогичного периода прошлого года. Рост продаж мог явиться следствием действия следующих факторов: роста  цен, активностью покупательского  спроса, грамотной товарной политикой, опирающейся на маркетинговые исследования, хорошо налаженной работой с поставщиками.

Численность работающих на предприятии  за анализируемый период не изменилась (12 человек), как не изменилась и численность  торгово-оперативного персонала (4 человека). Фонд заработной платы в отчетном периоде также увеличился незначительно и составил 369,9 тыс. руб., а уровень заработной платы снизился на 0,7. Среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась на 0,03 тыс. руб.

В то же время производительность труда в отчетном периоде возросла на 11,83 тыс. руб. и составила 213,58 тыс. руб., возросла так же и производительность труда торгово-оперативного персонала  на 35,5 тыс. руб. и составила 640,75 тыс. руб. Такая тенденция для предприятия  является положительным моментом.

По сравнению с прошлым годом  среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 72,5 тыс. руб. и  в отчетном году составила 515,5 тыс. руб. Вследствие опережающих темпов роста  среднегодовой стоимости основных фондов по сравнению с темпом роста  оборота розничной торговли (16,4% и 5,9% соответственно) в отчетном году с каждого рубля основных фондов недополучено 0,5 руб. выручки, что является отрицательным моментом деятельности предприятия.

В отчетном периоде в результате увеличения стоимости основных фондов наблюдается рост фондовооруженности на 6,1 тыс. руб. на одного человека. Исходя из этого стоимость основных фондов приходящихся на одного человека составила 43,0 тыс. руб. Уровень фондовооруженности отчетного года составляет 220,7% к уровню прошлого года.

Наиболее полное использование  основных фондов - способствует повышению  эффективности деятельности предприятия  и обеспечивает высокие темпы  развития. Улучшение их использования  позволяет увеличить оборот розничной  торговли. При этом обеспечивается экономия капитальных вложений и  текущих затрат. Торговое предприятие  в отчетном году недостаточно эффективно использовало свои основные фонды, о  чем свидетельствует рост коэффициента использования основных фондов на 0,29.

Оборотные средства в отчетном году при росте на 26,6% составили 1812,5 тыс. руб., что больше показателя прошлого года на 380,5 тыс. руб. В отчетном году оборачиваемость составила 297,1 день в результате замедления времени  обращения оборотных средств  на 54,4 дня, что является отрицательным  моментом. Замедление оборачиваемости  вызывает увеличение уровня издержек. Соответственно коэффициент участия  оборотных средств в отчетном году увеличился и составил 0,71. Коэффициент  рентабельности использования оборотных  средств за отчетный год составил 0,15, что выше прошлогоднего на 0,08%. В основном оборотные средства предприятия  увеличились в результате роста  остатков товаров на складе, это  связано с тем, что предприятие  значительно расширило ассортимент  реализуемых товаров и вынуждено  держать на складе необходимый запас  по каждой позиции товаров.

Сумма валовой прибыли в торговом предприятии ООО "Ренессанс" за отчетный год составила 727,0 тыс. руб., что больше аналогичного периода предыдущего года на 51,0 тыс. руб., при темпе роста 107,6%.

Сумма издержек обращения предприятия  в отчетном периоде снизилась  на 9,6% или на 60,0 тыс. руб., и при  этом уровень издержек обращения  снизился на 3,8%.

Прибыль от продаж в отчетном периоде  составила 161,0 тыс. руб., что больше аналогичного периода прошлого года на 111,0 тыс. руб., при темпе роста 322,0% уровень прибыли  от продаж увеличился на 4,22%.

Прочие операционные доходы отчетного  года составили 219,0 тыс. руб., что больше аналогичного периода прошлого года на 65,0 тыс. руб., при темпе роста 42,2%. Это доходы полученные предприятием от сдачи в аренду торговых площадей находящихся в собственности  предприятия. Прочие операционные расходы  в отчетном году за анализируемый  период составили 34,0 тыс. руб., что на 26,0 тыс. руб. меньше прошлого аналогичного периода.

В совокупности влияние всех указанных  выше факторов обусловило улучшение  финансового состояния предприятия, что способствовало получению прибыли  до налогообложения в отчетном году в сумме 346,0 тыс. руб., что выше прошлогоднего  на 202,0 тыс. руб. или на 140,3%. Основной причиной этого является получение  прибыли от продажи товаров. Чистая прибыль предприятия в отчетном периоде составила 275,0 тыс. руб., что  на 168,0 тыс. руб. больше прибыли полученной предприятием за аналогичный период прошлого года. Рентабельность конечной деятельности, по отношению к обороту розничной торговли, составила 6,3%, что положительно характеризует деятельность предприятие.

В целом по результатам анализа  можно оценить деятельность ООО "Ренессанс" как удовлетворительное, так как предприятие является прибыльным. Произошло улучшение  финансовых результатов хозяйственной  деятельности предприятия, что выражено в увеличении чистой прибыли на 63,7% по сравнению с прошлым годом, а также в повышении рентабельности деятельности анализируемой организации. Прибыль увеличивается более  высокими темпами, чем объем продаж товаров, что свидетельствует о  повышении рентабельности оборота, то есть увеличение доли прибыли в  цене.

2.3 Характеристика основных показателей  ООО "Ренессанс", определяющих  величину издержек обращения  предприятия

 

Экономический анализ представляет собой  всесторонний анализ хозяйственной  деятельности предприятия на основе системного подхода. Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего  охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных  показателей.

Одной из основных задач экономического анализа является выявление эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуры обслуживания.

Оборот розничной торговли является основным параметром в системе всех экономических показателей предприятия  и характеризует объем реализуемых  товаров покупателем.

Анализ оборота розничной торговли является одним из основных моментов изучения и оценки деятельности предприятия  торговли, служит одной из экономических  предпосылок прогнозирования оборота  розничной торговли и работы предприятия  в целом.

Осуществляя полный и детальный  анализ внутренней среды предприятия  ООО "Ренессанс" необходимо исследовать  экономическое состояние организации. Основным видом деятельности ООО "Ренессанс" розничная торговля.

Анализ проводим за 2004 год по отношению  к 2003 году.

Изучая организацию учета, отчетность по обороту розничной торговли далее  осуществим анализ основных показателей  ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия, который  начнем с анализа динамики оборота  розничной торговли, приведенный  в таблице 2.14 не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.

 

Таблица 2.14

Анализ динамики оборота розничной  торговли ООО "Ренессанс" за анализируемый период, тыс. руб.

Годы

Оборот розничной торговли в действующих  ценах

Индексы цен

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах (к базисному году)

Прирост оборота рознич-ной торговли по сравне-нию с базисным годом в сопоставимых ценах

Прирост оборота розничной торговли по сравнению с предшест-вующим годом в сопоставимых ценах

Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах,%

цепные

базисные

цепные

базисные

2002 год

-

1,0

-

-

-

-

-

-

2003 год

2421,0

1,112

1,0*1,112 = 1,112

2177,2

-

-

-

-

2004 год

2563,0

1,062

1,112*1,062 = 1,33

2413,4

+236,6

+236,2

110,8

110,8


 

Поскольку предприятие в 2002 году работало всего 4 месяца, анализ проведен за 2003 и 2004 года. Проведенное исследование динамики оборота розничной торговли позволяет сформировать следующий  вывод: оборот розничной торговли предприятия  за анализируемый период вырос в  действующих на 142,0 тыс. руб., в сопоставимых ценах на 236,2 тыс. руб.

Темп роста оборота розничной  торговли в 2004 году составил 110,8% - за счет увеличения цены.

Далее в таблице 2.15 рассчитаем влияние  на изменение объема оборота розничной  торговли изменение его физического  объема и роста цен на товары.

Таблица 2.15

Анализ влияния цен на изменение  оборота розничной торговли ООО "Ренессанс"в 2004 году, тыс. руб.

 

Оборот розничной торговли

Абсолютный прирост (снижение) за отчетный период

Темп роста (снижение),%

В действующих ценах

Индекс цен

В сопоставимых ценах

Всего

В том числе за счет изменения

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Физическо го объема оборота розничной торговли

Рост цен

2002 год

-

1,0

-

-

-

-

-

-

2003 год

2421,0

1,112

2177,2

-

-

-

-

-

2004 год

2563,0

1,062

2413,4

142,0

- 7,6

+ 149,6

105,9

110,8


 

Проведенное исследование динамики оборота  розничной торговли за анализируемый  период позволяет сформировать следующий  вывод:

оборот розничной торговли растет наиболее быстрыми темпами в сопоставимых ценах - на 10,8%. Темп прироста по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года составил 4,9%.

абсолютный прирост оборота  розничной торговли в действующих  ценах по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года составил 142,0 тыс. руб. или 5,9%, в том числе за счет роста цен произошло увеличение на 149,6 тыс. руб., за счет физического объема оборота розничной торговли произошло снижение оборота розничной торговли на 7,6 тыс. руб. Рост цен является экстенсивным фактором, в преломлении через оборот розничной торговли это отрицательно характеризует деятельность предприятия.

В таблице 2.16 проанализирован оборот розничной торговли ООО "Ренессанс" по кварталам.

Таблица 2.16

Анализ оборота розничной торговли ООО "Ренессанс" по кварталам анализируемого периода

Квартал

Оборот розничной торговли

Темп роста в% к прошлому году

Удельный вес к итогу,%

2003 год

2004 год

2003 год

2004 год

I

555,0

597,0

107,6

22,9

23,3

II

610,0

659,5

108,1

25,2

25,7

III

675,5

704,5

104,3

27,9

27,5

IV

580,5

602,0

103,7

24,0

23,5

Итого

2421,0

2563,0

105,9

100,0

100,0

Информация о работе Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование