Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Дана методика анализа и планирования издержек обращения.
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятий торговли
1.1 Экономическая сущность издержек обращения как экономической категории
1.2 Виды издержек обращения и их классификация
1.3 Методика анализа и планирования издержек обращения
2. Анализ издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС"
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Ренессанс"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "Ренессанс"
2.3 Характеристика основных показателей ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия
2.4 Анализ динамики издержек обращения ООО "Ренессанс"
2.5 Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат
3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период
3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
3.2 Планирование оборота розничной торговли ООО "Ренессанс"
3.3 Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и статьям затрат, с учетом рекомендаций по оптимизации
издержек обращения
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (18).docx

— 339.04 Кб (Скачать файл)

Следовательно, основным отличием издержек обращения от себестоимости является то, что в издержках торгового  предприятия не учитывается стоимость закупаемых товаров.

Таким образом, понятие "расходы" - более емкое, чем понятия "себестоимость" и "издержки обращения", и включает в себя следующие составные элементы [47. с.5-10].

Коллектив авторов под руководством Ю.Л. Александров в своём учебном  пособии "Экономика торгового  предприятия", под издержками обращения  как экономической категорией понимают "денежное выражение затрат, необходимых  для доведения товаров от производителей до потребителей" [29. с.220].

В учебнике Л.И. Кравченко "Анализ хозяйственной  деятельности в торговле" дано следующее  определение, что "расходы на продажу  организаций, занятых торговой и  иной посреднической деятельностью, возникающие  в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой  издержки обращения" [39. с.285].

Расходы по оплате транспортирования  грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда  работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций  по доведению материальных ценностей  от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть обще-хозяйственных издержек обращения.

В организациях, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, учет издержек обращения рекомендуется  вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2, с учетом норм, установленных  Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций.

При этом издержки обращения учитываются  по следующей номенклатуре статей затрат:

1) транспортные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, помещений, оборудования  и инвентаря;

5) амортизация основных средств;

6) расходы на ремонт основных  средств;

7) расходы на топливо, газ,  электроэнергию для производственных  нужд;

8) расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

9) расходы на рекламу;

10) потери товаров и технологические  расходы;

11) расходы на тару;

12) прочие расходы.

Торговые организации, с учетом специфики своего производства, могут  использовать сокращенную или увеличенную  номенклатуру статей издержек обращения [22. с.35].

Например, разделить статью "Транспортные расходы" на две самостоятельные  статьи: "Транспортные расходы по приобретению товаров" и "Транспортные расходы по отгрузке товаров". Последняя  статья особенно необходима для крупных  оптовых торговых организаций.

Организация в соответствии с учетной  политикой может списывать издержки обращения на себестоимость проданных  товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается  с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи".

При частичном списании издержек обращения  в торговых и иных посреднических организациях их сумма распределяется:

в части расходов на транспортировку - между проданным товаром и  остатком товара на конец каждого  месяца;

в остальной части - ежемесячно списывается  организацией на себестоимость проданных  товаров в дебет счета 90 "Продажи".

Организация ежемесячно определяет сумму  издержек обращения, приходящуюся на проданные  товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных  товаров [39. с.286].

Значение расходов торгового предприятия  определяется их ролью в формировании и распределении прибыли: различные  виды расходов предприятия прямо  влияют на виды прибыли. Так, величина издержек обращения торгового предприятия (коммерческие расходы) определяет сумму  прибыли от продаж; операционные и  внереализационные расходы, а также  проценты к уплате оказывают прямое влияние на прибыль до налогообложения; а налог на прибыль и аналогичные  ему платежи непосредственно  определяют размер прибыли от обычной  деятельности. Таким образом, от размера  затрат предприятия торговли непосредственно  зависит и величина финансовых результатов  его деятельности.

Экономия издержек - существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий  торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские  товары.

В экономике любого производства реализация продукции, товаров, работ, и услуг  связана с определёнными затратами  финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В связи с этим все  издержки подразделяются на два основных вида:

Издержки производства (себестоимость), формируемые в сфере производства;

Издержки обращения, формируемые  в сфере обращения.

Кроме того, в сфере потребления  выделяют такой вид издержек, как  издержки потребления, представляющие собой затраты на поиск товаров, их покупку, доставку домой, подготовку к потреблению (эксплуатации).

В экономической литературе выделяют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский  и экономический [51. с.13].

При первом подходе в отчётах  предприятия торговли отражаются только явные (бухгалтерские) издержки обращения. При втором подходе учитываются  как явные, так и неявные (экономические) издержки обращения, которые часто  называют "затратами упущенных  возможностей".

Неявные издержки - альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно  отнести те платежи, которые предприятие  могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему  ресурсов (издержки упущенных возможностей).

Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки:

 

ЭИ = БИ + ЯИn + НИ, (1.1)

 

где ЭИ - экономические издержки, тыс. руб.;

БИ - бухгалтерские издержки (явные), отнесённые на соответствующие статьи издержек обращения, тыс. руб.;

ЯИn - явные издержки, оплачиваемые за счет прибыли предприятия, тыс. руб.;

НИ - неявные издержки тыс. руб.

В рыночной экономике экономические  издержки являются альтернативными, т.е. у предприятия всегда возникает  потребность и возможность в  выборе того или иного направления  использования ресурсов. В связи  с этим издержки рассматриваются  как издержки утраченных возможностей. Согласно действующему законодательству в отчётности предприятий торговли учитываются только явные (бухгалтерские) издержки обращения.

Издержки обращения характеризуются  абсолютным показателем - суммой и относительными величинами - уровнем и структурой.

Абсолютная сумма издержек характеризует  сумму затрат торговых предприятий  в денежном исчислении, а стоимостная  оценка сама по себе не дает полного  представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

Таким образом, уровень издержек обращения  является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий  торговли. Уровень издержек обращения  используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам  для качественной оценки хозяйственной  деятельности торговых предприятий, для  изучения динамики затрат торгового  предприятия.

Абсолютная сумма издержек обращения  отражает объём текущих расходов по реализации товаров за определённый период и показывает необходимый  размер финансовых ресурсов для покрытия затрат на воспроизводство. Рост реализации товаров, изменение материально-технической  базы вызывают прямо пропорциональное изменение этой суммы. Однако абсолютная сумма издержек обращения не отражает эффективности производимых затрат.

Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте  объёма товарооборота. Это не исключает  того, что в отдельные периоды  наблюдается рост издержек обращения, который вызван определёнными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы и т.д.).

Уровень издержек обращения колеблется в различных регионах страны и  типах торговых предприятий, что  объясняется особенностями покупательной  способности населения и транспортных коммуникаций, размером, объёмом и  структурой товарооборота. Различен уровень  издержек обращения и по подотраслям торговли: более высок он в общественном питании и в розничной торговле (15-25%), в оптовой торговле он существенно ниже. В зависимости от групп реализуемых товаров уровень издержек обращения значительно выше в торговле продовольственными товарами (16-18%). Это объясняется большими расходами по хранению товаров, транспортировке, расходами по таре.

В зависимости от видов реализуемых  товаров уровень издержек обращения  более высок при реализации товаров, требующих больших затрат по хранению, фасовке и т.д. - мяса, овощей, фруктов.

Различается уровень издержек обращения  и по отдельным статьям затрат. Наибольший уровень расходов в предприятиях торговли наблюдаются по таким статьям, как расходы на оплату труда, расходы по содержанию зданий и т.д. Также, относительным показателем, характеризующим издержки обращения, являются их структура. Она показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используется для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня затрат [29. с.15].

На рис.1.3 приведена классификация  уровня издержек обращения.

 

Рис.1.3 Признаки классификации уровня издержек обращения

 

На издержки обращения предприятий  торговли влияет ряд факторов, изменение  которых позволяет выявить тенденции  их изменения, вскрыть имеющиеся  внутренние резервы.

Все факторы, влияющие на издержки обращения, также подразделяются на факторы, способствующие росту издержек (замедление товарооборачиваемости, увеличение количества услуг, оказываемых предприятием торговли, снижение доли собственных оборотных средств и т.д.) и факторы, снижающие уровень и сумму издержек обращения (ускорение товарооборачиваемости, сокращение звенности товародвижения, увеличение производительности труда и т.д.) [29. с.17]. Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения, подразделяются по ряду признаков, основные из которых представлены в таблице 1.2

Таблица 1.2

Классификация факторов, определяющих сумму и уровень издержек обращения

Признак классификации

Группы факторов

Факторы

II. По характеру воздействия на  издержки обращения

Внешние факторы (независимые от деятельности предприятия)

1. Уровень инфляции, состояние экономики;

2. Ставки и уровень налогов, процентные ставки;

3. Размер минимальной  заработной платы, устанавливаемой  законодательством

Российской Федерации;

4. Платежная дисциплина, состояние кредитно-денежной системы;

5. Объем спроса и предложения, их соотношение;

6. Уровень тарифов, ставок;

7. Уровень конкуренции  и т.д.

Внутренние факторы (зависимые от деятельности предприятия)

Факторы

прямого

воздействия

1. Объем и структура товарооборота;

2. Численность работников предприятия и их производительность труда;

3. Издержкоемкость товаров;

4. Транспортировка товаров;

5. Состав товарооборота;

6. Размеры торгового предприятия,  его площади и мощность;

7. Размер оборотных средств,  в т ч собственных.

Факторы

косвенного

воздействия

1. Состояние и эффективность использования  основных фондов;

2. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия;

3. Состояние и эффективность  использования оборотных средств;

4. Свойства реализуемых  товаров и их жизненный цикл  и т.д.

I. По степени зависимости от  деятельности предприятия и природе  воздействия

Факторы, вызывающие

Рост издержек

обращения

1. Снижение объема оборота розничной  торговли;

2. Замедление товарооборачиваемости;

3. Повышение цен, ставок, окладов, тарифов;

4. Повышение качества  торгового обслуживания, увеличение  количества дополнительных услуг;

5. Снижение эффективности использования оборотных и основных фондов;

6. Рост технической оснащенности предприятий;

7. Уменьшение собственных  оборотных средств и увеличение  доли кредитов.

Факторы, вызывающие

Снижение издержек

обращения

1. Рост объема товарооборота;

2. Изменение структуры товарооборота в сторону снижения удельного веса более

издержкоемких товаров;

3. Повышение эффективности  труда работников предприятия  торговли;

4. Укрупнение предприятий  торговли;

5. Ликвидация непроизводительных  расходов и потерь;

6. Сокращение звенности товародвижения;

7. Совершенствование организации  продажи, внедрение прогрессивных методов.

Информация о работе Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование