Экономика и социология труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 04:36, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. теоретические основы экономики и социологии труда.
Тема 2. Рынок труда, занятость и безработица.
Тема 3. Организация труда на предприятии.
Тема 4. Производительность труда.
Тема 5. Трудовой коллектив предприятия.
Тема 6. Заработная плата и ее организация.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 7.2. Кривая Лоренца

 

В целях характеристики распределения совокупного дохода между группами населения используется также индекс концентрации доходов, или коэффициент Джини, названный по имени итальянского статистика Коррадо Джини (1884—1965). Он определяется после графического построения кривой Лоренца как отношение площади заштрихованной области к площади треугольника OFA. Величина коэффициента изменяется от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

 

7.4. Прожиточный минимум. Потребительские бюджеты

Наряду с дифференциацией  доходов показателем уровня жизни  населения призвана служить мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов.

В России понятие прожиточного минимума впервые было введено в экономический оборот в 1992 г. Прожиточный минимум есть показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг минимально допустимого уровня, обеспечивающего поддержание активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

При формировании прожиточного минимума могут использоваться различные подходы:

• статистический, при котором прожиточный минимум устанавливается исходя из доходов 10—20% наиболее неимущих категорий населения;

• комбинированный, или нормативно-статистический, при котором расходы на питание определяются по нормативам, а остальные расходы — по их доле в общих потребительских расходах;

• субъективный, основывающийся на результатах социологических опросов населения о величине необходимого минимального дохода;

• ресурсный, ориентированный на реальные экономические возможности обеспечения прожиточного минимума.

Наиболее распространенным является нормативно-статистический метод определения прожиточного минимума. Методика Минтруда России предполагает оценку стоимости нормативного набора 35 продуктов питания (11 агрегированных групп), четырех групп непродовольственных товаров и пяти видов услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей в основных продуктах и услугах при минимальной стоимости потребительской корзины по всем социально-демографическим группам населения. Эта методика фиксирует прожиточный минимум на грани физиологических потребностей и в то же время исходит, прежде всего, из реальных экономических возможностей государства.

Прожиточный минимум  может служить ориентиром при  формировании социальной политики и системы мер в области предоставления гражданам социальных гарантий лишь в условиях кризисного состояния экономики и периода его преодоления. В течение длительного времени человек не может существовать, удовлетворяя свои потребности на уровне прожиточного минимума, без ущерба для здоровья и работоспособности. Использование прожиточного минимума в качестве социального норматива имеет временные ограничения.

Более полный набор (в  стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает другой показатель — минимальный потребительский бюджет (МПБ) который складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение прожиточного минимума и МПБ составляет 1 : 2.

МПБ представляет собой денежную оценку благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

Методы расчета минимального потребительского бюджета аналогичны методам расчета прожиточного минимума, однако он формируется на основе более высоких норм потребления, закладываемых в состав потребительской корзины.

Прожиточный минимум  и потребительские бюджеты оцениваются  отдельно для различных групп  населения (выделяя группы трудоспособного  населения мужского и женского пола, инвалидов, пенсионеров, детей, подростков), а также  для географических зон России.

7.5. Социальное партнерство, механизм его реализации в Российской Федерации

Социальное  партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.

Большую роль в становлении  системы социального партнерства  в Российской Федерации играет реализация принципов, заложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ. Вся деятельность этой международной организации построена на основах трипартизма, принципах социального партнерства.

Содержанием социального партнерства является совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда.

В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работники, работодатели и государство. Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

от имени работников — профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

от имени работодателя на уровне организации — руководитель организации; собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях — представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;

от имени государства — органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта РФ).

Государство, будучи субъектом  социального партнерства, выступает  и как собственник имущества, и как работодатель (если это касается государственных предприятий). Основные функции государства как социального партнера могут быть сформулированы следующим образом:

• формирование правового  поля социального партнерства;

• координация действий участников социального диалога, участие  в работе Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в подписании Генерального соглашения, контроль за выполнением сторонами принятых на себя обязательств;

• участие в разрешении конфликтов в области социально-трудовых отношений, примирение сторон социального диалога.

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.

Практика партнерских  отношений выработала такие формы  их реализации, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Социальное партнерство  реализуется через систему соглашений на федеральном, республиканском, отраслевом, профессиональном, территориальном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Они заключаются на федеральном, а также на республиканском уровнях. Отраслевые (профессиональные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Территориальные соглашения заключаются между представительными органами наемных работников (как правило, территориальными советами профсоюзов), объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти.

Коллективные  договоры заключаются в организациях и на предприятиях для регулирования трудовых отношений. При этом в них конкретизируются, дополняются и развиваются нормы, принятые в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях.

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти.

 

Список литературы

 

 

      1. http://www.economy.ru – официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ.
      2. http://www.gov.ru – официальный сайт федеральных органов исполнительной власти РФ.
      3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник..- М.: ЮНИТИ, 2008.- 407с.
      4. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник /Под ред. Ю.Г.Одегова. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.
      5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ Б.М.Генкин.-7 -е изд., доп.-М.: Норма, 2009. – 416с.
      6. Рынок труда: Учебник /Под ред.проф. В.С.Буланова, проф. Н.А.Волгина. –М.: Экзамен, 2007.
      7. Трудовой Кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 24 июля 2002г. № 97-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
      8. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я.Кибанова.-Изд.5-е, доп.. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 638с.
      9. Экономика труда (социально-трудовые отношения)/ Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. –М.: Изд.»Экзамен», 2008.
      10. Экономика труда / Под ред. М.А.Винокуров, Н.А.Горелова.- Спб: Питер, 2010.- 236с.



Информация о работе Экономика и социология труда на предприятии