Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Станов.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 


Предполагает контрольную, обеспечивающую, информационную функцию, функцию обратной связи судебной бухгалтерии и т.п.

 

 

 

§3. Взаимосвязь судебной бухгалтерии с иными дисциплинами

Судебная бухгалтерия как прикладная дисциплина сформировалась на стыке юридических и экономических наук в связи с запросами юридической практики.

Юридические науки в сфере противодействия правонарушениям и социально отклоняющемуся поведению направлены на развитие конкретных институтов, норм и практики их применения с целью обеспечить системность правового регулирования в социальной сфере за подготавливаемыми и совершаемыми преступлениями.

Состав учетных отношений подтверждает комплексный состав данной дисциплины.

1.Учетные отношения возникают между организацией, с одной стороны, и неограниченным кругом лиц, с другой. Эта группа учетных отношений между субъектами рассматривается в определенной части дисциплины «Судебная бухгалтерия».

2.Отношения в сфере судебной бухгалтерии являются частью предметов «Финансовое право», «Налоговое право», «Трудовое право», «Гражданское право» и др.

3.Правонарушения, совершаемые работниками организации, участвующими в ведении бухгалтерского учета, составляют предмет административного или уголовного права в зависимости от общественной опасности содеянного.

Многие отрасли юридических и экономических отраслей права имеют прямое или косвенное отношение к сфере бухгалтерского учета. Взаимосвязь многих отраслей и учебных дисциплин с рассматриваемой дисциплиной объясняется следующим:

-общей социально-экономической обусловленностью;

-единой нормативно-правовой базой;

-общей научно-теоретической базой;

-ключевой ролью материального уголовного права в формировании различных областей законодательства в сфере борьбы с преступлениями;

-необходимости взаимодействия и взаимозависимости всех отраслей криминального цикла для повышения эффективности борьбы с преступностью.

Существенное влияние на область бухгалтерского учета оказывают также процессуальные правоотношения. Кроме уголовного судопроизводства, специальные познания в области бухгалтерского учета активно применяются в гражданском, арбитражном и административном процессах.

Наряду с юридическими дисциплинами судебная бухгалтерия активно взаимодействует с множеством экономических дисциплин (см.схему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Правовые источники судебной бухгалтерии

 

§1. Правовая основа судебной бухгалтерии

 

Правовая основа судебной бухгалтерии - это фундаментальная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой является логически выстроенная совокупность законов и подзаконных нормативных актов в соответствии с их юридической силой.

Соотношение правовой основы судебной бухгалтерии и системы законодательства о бухгалтерском учете:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и предоставление сопоставимой, достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона № 129-ФЗ).

Совокупность нормативных актов в области судебной бухгалтерии можно систематизировать по двум уровням: 1) законы; 2) подзаконные акты.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Законодательный уровень затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам).

Основным нормативно-правовым актом на законодательном уровне является Конституция, которая имеет действие на всей территории Российской Федерации. Она закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.1,2 ст.8; ст.71).

Нормы федеральных законов определяют стратегию, основные направления учетного процесса, устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Бесспорно, что среди всех законов данного уровня ключевыми являются нормы федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учёте». Все остальные нормативные акты по бухгалтерскому учёту, принятые до вступления его в силу, действуют в части, не противоречащей ему.

К числу законодательных актов, составляющих нормативно-правовую основу судебной бухгалтерии, следует отнести:

Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.).

Федеральные законы: от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ); от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Федеральный закон от 02.12.90 г. № 394-1 (в ред. от 06.08.2001 г.) «О Центральном банке Российской Федерации» и др.

Кроме законодательства о бухгалтерском учёте, правовой основы судебной бухгалтерии прямо или косвенно касаются нормы гражданского, финансового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу которых относятся федеральные кодифицированные акты различных отраслей права (УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ и др.);

Подзаконный уровень концентрирует в настоящее время основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии.

Они издаются только в предусмотренных законодательством случаях, детализируют законодательный уровень, но не могут изменять или дополнять законодательство.

В число нормативных актов данного уровня входят:

Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263 «Об образовании Комитета по финансовому мониторингу»;

Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г. № 1404 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;

Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.08.98 г №888 « О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

На основе законов и нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

      б)положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

    в)другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Существенную роль на подзаконном уровне выполняют ведомственные и межведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации.

Приказ Минфина России от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. от 09.06.2001 г.);

Утверждаемые приказами Минфина России Положения по бухгалтерскому учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов («Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01;

Приказ Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;

Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ Минфина России от 21.12.98 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;

Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ».

При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые данными органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ (п.З ч.2 ст.5 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Примером таких подзаконных нормативных актов являются: Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7.12.1999г. №89н/1033/717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)».

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.

 

§2. Законодательство о бухгалтерском учете

 

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗот21 ноября 1996 г. вступил в действие с 1 января 1997 г. (с изм. и доп. от 23.07.98 г., 28.03.2002 г.; 31.12.2002 г и 10.01.2003 г.). Он установил единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный Федеральный закон имеет характер специального нормативного акта со специфическим предметом регулирования, в который входят общественные отношения, складывающиеся по поводу создания и использования бухгалтерской информации

 





 

 

 

 

 

Характерные черты ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • закрепление понятия бухгалтерского учета и общих правил осуществления бухгалтерского учета на законодательном уровне;
  • распространение действия на все организации, которые расположены на территории РФ, включая банки, а также представительства иностранных государств;
  • введение методологических основ сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;
  • введение норм методологического характера ( п.1 ст.5) и норм-стандартов, а также норм-дефиниций (п.1 ст.1 ,ст.2.);
  • заложение основы правового регулирования бухгалтерского учета, отчетности в РФ и норм-принципов (п.З ст.1, ст.З).

Закон «О бухгалтерском учете» имеет определяющее значение не только для Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, но и для других федеральных законов, в которых находят отражение вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Данный закон имеет существенное значение в отношении Гражданского кодекса РФ и налогового законодательства.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На развитие отечественного бухгалтерского учета огромное влияние оказывает международная практика.

Международные стандарты бухгалтерского учета разработаны комитетом международных стандартов учета (1973 г.). Основные задачи комитета: формировать и издавать в государственных интересах стандарты учета, стимулировать их принятие в мире и следить за их внедрением; работать для совершенствования стандартов и др.

Принятие международных стандартов позволит:

  1. однозначно трактовать бухгалтерскую информацию;
  2. сопоставлять показатели отчетности организаций разных стран.

В 1998 г. Постановлением Правительства РФ №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

К основным направлениям реформы программа относит:

-совершенствование нормативного регулирования;

  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, повышение квалификации бухгалтеров);
  • международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями).

Информация о работе Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"