Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"
Предполагает контрольную, обеспечивающую, информационную функцию, функцию обратной связи судебной бухгалтерии и т.п.
§3. Взаимосвязь судебной бухгалтерии с иными дисциплинами
Судебная бухгалтерия как прикладная дисциплина сформировалась на стыке юридических и экономических наук в связи с запросами юридической практики.
Юридические науки в сфере противодействия правонарушениям и социально отклоняющемуся поведению направлены на развитие конкретных институтов, норм и практики их применения с целью обеспечить системность правового регулирования в социальной сфере за подготавливаемыми и совершаемыми преступлениями.
Состав учетных отношений подтверждает комплексный состав данной дисциплины.
1.Учетные отношения возникают между организацией, с одной стороны, и неограниченным кругом лиц, с другой. Эта группа учетных отношений между субъектами рассматривается в определенной части дисциплины «Судебная бухгалтерия».
2.Отношения в сфере судебной бухгалтерии являются частью предметов «Финансовое право», «Налоговое право», «Трудовое право», «Гражданское право» и др.
3.Правонарушения, совершаемые работниками организации, участвующими в ведении бухгалтерского учета, составляют предмет административного или уголовного права в зависимости от общественной опасности содеянного.
Многие отрасли юридических и экономических отраслей права имеют прямое или косвенное отношение к сфере бухгалтерского учета. Взаимосвязь многих отраслей и учебных дисциплин с рассматриваемой дисциплиной объясняется следующим:
-общей социально-экономической обусловленностью;
-единой нормативно-правовой базой;
-общей научно-теоретической базой;
-ключевой ролью материального уголовного права в формировании различных областей законодательства в сфере борьбы с преступлениями;
-необходимости взаимодействия и взаимозависимости всех отраслей криминального цикла для повышения эффективности борьбы с преступностью.
Существенное влияние на область бухгалтерского учета оказывают также процессуальные правоотношения. Кроме уголовного судопроизводства, специальные познания в области бухгалтерского учета активно применяются в гражданском, арбитражном и административном процессах.
Наряду с юридическими дисциплинами судебная бухгалтерия активно взаимодействует с множеством экономических дисциплин (см.схему).
Тема 2. Правовые источники судебной бухгалтерии
§1. Правовая основа судебной бухгалтерии
Правовая основа судебной бухгалтерии - это фундаментальная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой является логически выстроенная совокупность законов и подзаконных нормативных актов в соответствии с их юридической силой.
Соотношение правовой основы судебной бухгалтерии и системы законодательства о бухгалтерском учете:
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой, достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона № 129-ФЗ).
Совокупность нормативных актов в области судебной бухгалтерии можно систематизировать по двум уровням: 1) законы; 2) подзаконные акты.
Законодательный уровень затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам).
Основным нормативно-правовым актом на законодательном уровне является Конституция, которая имеет действие на всей территории Российской Федерации. Она закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.1,2 ст.8; ст.71).
Нормы федеральных законов определяют стратегию, основные направления учетного процесса, устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Бесспорно, что среди всех законов данного уровня ключевыми являются нормы федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учёте». Все остальные нормативные акты по бухгалтерскому учёту, принятые до вступления его в силу, действуют в части, не противоречащей ему.
К числу законодательных актов, составляющих нормативно-правовую основу судебной бухгалтерии, следует отнести:
Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.).
Федеральные законы: от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ); от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Федеральный закон от 02.12.90 г. № 394-1 (в ред. от 06.08.2001 г.) «О Центральном банке Российской Федерации» и др.
Кроме законодательства о бухгалтерском учёте, правовой основы судебной бухгалтерии прямо или косвенно касаются нормы гражданского, финансового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу которых относятся федеральные кодифицированные акты различных отраслей права (УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ и др.);
Подзаконный уровень концентрирует в настоящее время основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии.
Они издаются только в предусмотренных законодательством случаях, детализируют законодательный уровень, но не могут изменять или дополнять законодательство.
В число нормативных актов данного уровня входят:
Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263 «Об образовании Комитета по финансовому мониторингу»;
Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г. № 1404 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;
Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 6.08.98 г №888 « О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».
На основе законов и нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б)положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в)другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Существенную роль на подзаконном уровне выполняют ведомственные и межведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации.
Приказ Минфина России от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. от 09.06.2001 г.);
Утверждаемые приказами Минфина России Положения по бухгалтерскому учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов («Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01;
Приказ Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;
Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;
Приказ Минфина России от 21.12.98 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ».
При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые данными органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ (п.З ч.2 ст.5 ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Примером таких подзаконных нормативных актов являются: Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7.12.1999г. №89н/1033/717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)».
Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.
§2. Законодательство о бухгалтерском учете
Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗот21 ноября 1996 г. вступил в действие с 1 января 1997 г. (с изм. и доп. от 23.07.98 г., 28.03.2002 г.; 31.12.2002 г и 10.01.2003 г.). Он установил единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный Федеральный закон имеет характер специального нормативного акта со специфическим предметом регулирования, в который входят общественные отношения, складывающиеся по поводу создания и использования бухгалтерской информации
Характерные черты ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Закон «О бухгалтерском учете» имеет определяющее значение не только для Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, но и для других федеральных законов, в которых находят отражение вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Данный закон имеет существенное значение в отношении Гражданского кодекса РФ и налогового законодательства.
На развитие отечественного бухгалтерского учета огромное влияние оказывает международная практика.
Международные стандарты бухгалтерского учета разработаны комитетом международных стандартов учета (1973 г.). Основные задачи комитета: формировать и издавать в государственных интересах стандарты учета, стимулировать их принятие в мире и следить за их внедрением; работать для совершенствования стандартов и др.
Принятие международных стандартов позволит:
В 1998 г. Постановлением Правительства РФ №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
К основным направлениям реформы программа относит:
-совершенствование нормативного регулирования;