Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Станов.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета:

  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство по налогам и сборам РФ;
  • Министерство юстиции РФ;
  • Центральный банк России;
  • Государственный комитет по статистике;
  • Государственный комитет по стандартизации и метрологии;
  • Государственный таможенный комитет и др.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Система и организация бухгалтерского учета в России

§1. Понятие и виды учета

 

Учет - это система сбора информации путем наблюдения, измерения и регистрации количества и качества социально-экономических показателей деятельности объектов учета в целях контроля и управления ими.

Основной целью учета является получение качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия правомерных управленческих решений на различных уровнях.


 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ч.1 ст.1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Объекты бухгалтерского учета - имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Имущество - совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. Оборотные активы: денежные средства или продукция, которые могут быть потреблены в течение 1 года (наличные денежные средства и денежные средства, хранящиеся на счетах в банках, дебеторская задолжность, реализуемые ценные бумаги, запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, текущая часть расходов будущих периодов). Внеоборотные активы - активы, которые предполагается использовать в период свыше 1 года: земельные участки, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и др.

Обязательства - это долговые обязательства, которые должны быть оплачены в течение 1 года или операционного цикла1. Если долги оплачиваются в срок, превышающий 1 год, то они являются долгосрочными обязательствами.

Требования к бухгалтерскому учету:



точность;

  • объективность;
  • документальность (каждый факт, операция находят обязательное отражение в документе);
  • обоснованность;
  • оперативность;
  • доступность;
  • обеспечение единых методологических принципов.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции бухгалтерского учета:

контрольная - позволяет определить достижение организацией целей бухгалтерского учета и выполнение его задач. Функция контроля финансовых отношений проявляется в деятельности работников учетного аппарата, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций;

информационно-аналитическая - предусматривает своевременное поступление экономической информации и ее обработку для обеспечения результативности управления хозяйствующим субъектом. Кроме того, для реальной оценки и прогнозирования^инансового состояния предприятия, а также выявления доступных источников и средств для их мобилизации персоналом осуществляется анализ экономической информации;

обеспечение сохранности собственности - предусматривает технические и организационные мероприятия, направленные на предотвращение хищений, растрат, халатности работников; находит свою реализацию в оборудовании складских помещений, контроле измерительных приборов, правильной организации проведения инвентаризаций.

 

 

 

 

2. Основы организации бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета - это научно обоснованная система выполнения условий и элементов построения учетного процесса в целях получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием трудовых, производственных и финансовых ресурсов.

При общей методологической основе бухгалтерского учета на каждом отдельном предприятии могут учитываться различные факторы, влияющие на его организацию: формы собственности на средства производства; отраслевая специфика; структура предприятия, разнообразие видов предпринимательской деятельности и т.п.

Бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.

 



 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 


 

 

Основными предпосылками рациональной организации ведения бухгалтерского учета являются:

  • изучение положений, указаний, инструкций и других документов, регламентирующих ведение учета, отчетность, а также организационные и производственные особенности предприятия;
  • определение объема и характера учетной работы;
  • установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями (структурными подразделениями) предприятия.

Самостоятельным структурным подразделением хозяйствующего субъекта является бухгалтерия. Ее возглавляет главный (старший) бухгалтер, имеющий в подчинении бухгалтерских и счетных работников, которые могут специализироваться на отдельных направлениях учетной работы.

Штатная численность бухгалтерии зависит от размеров предприятия, объемов выпускаемой продукции, объемов учетно-отчетных работ и их сложности, численности работающих и уровня автоматизации учета.

Структура бухгалтерии - это взаимосвязь и состав звеньев бухгалтерии, на которые возложены конкретные учетные функции по обеспечению экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Структура бухгалтерии крупного предприятия

  • Расчетный отдел {группа), работники которого на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение;
  • Материальный отдел (группа), работники которого ведут учет поступления материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов по местам их хранения и использования; учет основных средств и готовой продукции;
  • Производственно-калькуляционный отдел (группа), работники которого ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции; определяют состав затрат на незавершенное производство;
  • Общий отдел (группа), работники которого осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;
  • Касса, работники которой осуществляют операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 



 

 

 

 

 

 


 

 

 




 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевое значение в деятельности бухгалтерии любого уровня имеет главный бухгалтер. Законодательство (ст.7 ФЗ «О бухгалтерском учёте») определило статус главного бухгалтера следующим образом.

  1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.
  2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
  3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
  4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в должностные обязанности главного бухгалтера входят:

  • организация бухгалтерского учета и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
  • контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также собственностью предприятия.

Основные требования к специалисту- бухгалтеру:

  1. наличие высшего или среднеспециального образования;
  2. прохождение специальной послевузовской учетной подготовки;
  3. наличие стажа по специальности (как правило, не менее 5 лет);
  4. положительная характеристика;
  5. отсутствие судимости за экономические преступления.

 

 

§3. Учетная политика организации и ее юридическая оценка

 

Учетная политика - это совокупность избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета:

  • первичное наблюдение;
  • стоимостное измерение;
  • текущая группировка;
  • итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (ч.З ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменение учетной политики (ч.4 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете») может производиться в случаях:

1)изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

2)разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3)существенного изменения условий ее деятельности, смены собственника, реорганизации, изменения видов деятельности.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, следующего за годом их утверждения, соответствующим приказом.


 

 

 

 


 

 


 

 


 

 

 


 

 


 

 

 

 

Основные правила учетной политики:

  • неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года;
  • полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение затрат, связанных с текущей эксплуатационной деятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат;

  • ведение бухгалтерского учета рационально и экономично, сообразно размерам предприятия и масштабам его деятельности;
  • большая готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

Информация о работе Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"