Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:14, курс лекций
Тема 1. Затраты, калькулирование, себестоимость.
Тема 2 . Бюджет и бюджетирование.
Тема 3: Учет затрат и калькулирование cебестоимости продукции в угольной промышленности.
Тема 4: Планирование, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в металлургии.
Тема 5: Особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции нефтепереработки и нефтехимии.
Тема 6: Особенности бухгалтерского учета производственных затрат в организациях деревообрабатывающей отрасли.
Эп — плановая средневзвешенная экстрактивность зерно, продуктов в пересчете на воздушно-сухое вещество,%;
Эр — норматив потерь экстракта в варочном цехе, в % к затерному сырью;
п — планируемые общие потери пива, %.
Для сравнения фактического расхода сырья с нормой его расхода на 1 дал пива производят перерасчет расхода сырья с фактической экстрактивности на плановую по формуле
Мп == Мфх Эф
Эп
где Мп и Мф — расход сырья на 1 дал пива при плановой и фактической экстрактивности (кг), соответственно;
Эп иЭф — плановая и фактическая экстрактивность сырья в пересчете на воздушно-сухое вещество (%), соответственно.
Общий выход пива (%) по предприятию рассчитывают по формуле
П = ВхБхЛхРх100
100x100x100x100
где В — выход продукции в варочном цехе;
Б — выход продукции в бродильном цехе;
Л — выход продукции в лагерном цехе;
Р — выход продукции в цехе розлива.
При применении этой формулы во внимание берутся планируемые потери по каждой стадии производства. Однако норматив общих потерь может измениться в зависимости от того, сколько планируется разлить пива в банки, бутылки и бочки.
Производство безалкогольной продукции осуществляется в цехах безалкогольных напитков. Сырьем и основными материалами, входящими в готовый продукт вещественно, для производства безалкогольных напитков являются: вода, сахар, плоды, ягоды, пищевые кислоты, экстракты, консерванты, солод, пряности, углекислота и др.
Нормы расхода сырья на производство 100 дал (1 дал -10 л) готового напитка рассчитывают с учетом содержания сухих веществ в сырье, содержания сырья в готовом напитке, прироста сухих веществ за счет инверсии сахарозы и фактических потерь сухих веществ при производстве напитка.
В каждом цехе все операции, связанные с выпуском безалкогольных напитков, фиксируются мастерами (технологами) в журналах оперативного учета. Данные этих журналов вместе с первичными документами используются при составлении производственного отчета начальниками цехов.
Сырье и основные материалы списываются на себестоимость пивоваренной и безалкогольной продукции по прямому признаку, с учетом их качественных показателей (содержание сухих веществ, экстрактивность и т. д.), которые указываются в документах на основе аналитических данных лабораторий. При невозможности списания затрат сырья и основных материалов по прямому признаку они распределяются между видами продукции пропорционально Плановым нормам, пересчитанным на фактический выпуск.
Статью "Полуфабрикаты собственного производства" применяют те предприятия, которые выпускаемые полуфабрикаты используют не только для производства пива и безалкогольных напитков, но и реализуют потребителям. В этом случае по каждому производимому полуфабрикату составляют отдельную калькуляцию себестоимости.
К полуфабрикатам собственного производства на предприятиях пиво-безалкогольной промышленности относят солод, сиропы, концентраты и др. В себестоимость готовых изделий их стоимость включают прямым путем согласно плановым нормам, пересчитанным на фактический выпуск продукции.
В калькуляциях
готовых изделий стоимость
В статью "Возвратные отходы (вычитаются)" включается стоимость возвратных отходов. К возвратным отходам относятся: отходы при сортировке и замочке зерна, солодовые ростки, жидкие дрожжи, пивная дробина, углекислота, пивные дрожжи, семечки плодов и ягод, кожура цитрусовых фруктов и др.
Стоимость отходов, которые могут быть реализованы на сторону (солодовые ростки, пивная дробина и т. д.), исключается из затрат на производство по цене возможной их реализации, а углекислота и пивные дрожжи, используемые для внутрипроизводственных нужд, — следующим образом:
По статье "Тара, вспомогательные и упаковочные материалы" отражается стоимость материалов, используемых для придания готовым изделиям определенных потребительных свойств. К ним относятся: фильтрмассы, пробки, этикетки, крышки и др.
На эту же статью относят стоимость боя бутылок и банок в производстве в пределах норм естественной убыли.
По этой статье учитывают также стоимость тары и тарных материалов (жестяные и пластмассовые банки и бутылки, картонные коробки и др.) в случаях, когда их стоимость включена в отпускную цену продукции и не возмещается покупателями.
Стоимость стеклянной тары возмещается покупателями, как правило, сверх отпускных цен на реализованные им изделия.
Тара, упаковочные и вспомогательные материалы используются при разливе продукции в банки, бутылки и бочки и их оформлении. Расход этих материалов начальник цеха разлива отражает в производственном отчете. При составлении отчета он использует, кроме того, первичные документы и журналы оперативного учета розлива, которые ведутся по всем видам и наименованиям выпускаемых изделий.
Расходы по таре, вспомогательным и упаковочным материалам между видами изделий распределяются прямым путем. Затраты, отнесение которых непосредственно на себестоимость отдельных видов продукции затруднено, включаются в себестоимость продукции пропорционально плановым нормам их расхода.*
Порядок учета затрат по остальным калькуляционным статьям в основном соответствует тем принципам, которые характерны для других производств пищевой промышленности. Выделение же особой статьи "Холод на технологические цели" обусловлено значительным удельным весом холода в составе энергетических затрат.
Между изделиями расход холода распределяется пропорционально коэффициентам, исчисленным исходя из продолжительности технологического процесса выработки каждого сорта и вида изделий.
В пиво-безалкогольной промышленности незавершенное производство имеет место:
♦ в производстве безалкогольных напитков — хлебные квас в бродильных чанах; в производстве соков и настоев — соки в период брожения и осветления и настойки в процессе насыщения спиртом.
Остатки незавершенного производства инвентаризуются на всех стадиях производства ежемесячно на 1-е число.
Остатки незавершенного солода оцениваются по стоимости замоченного зерна. В производстве пива незавершенное производство оценивается по плановой стоимости израсходованных на него сырья и материалов с добавлением плановых затрат на обработку по соответствующим стадиям производства. В производстве безалкогольных напитков остатков незавершенного производства, как правило, не должно быть, поскольку технологический процесс их изготовления непродолжителен. Если они все же есть, то их можно оценить по стоимости израсходованных материальных ресурсов.
Периодически, в зависимости от потребностей управления, на предприятиях, выпускающих пивоваренную и безалкогольную продукцию, составляют фактические (отчетные) калькуляции себестоимости полуфабрикатов и готовых изделий. Источником информации для их составления являются данные учета затрат на производство изделий и коммерческих расходов. Эти калькуляции используются для контроля за выполнением плана по себестоимости как отдельных видов, так и всей товарной продукции.
Калькуляционной единицей для пива и безалкогольных напитков каждого вида и сорта является дал, для солода — 1т.
Тема 8: Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в туристических организациях.
8.1. Особенности отрасли.
В настоящее время туризм является одной из перспективных отраслей народного хозяйства. Многие организации, работающие в этой отрасли, уверенно и прочно занимают свое место на рынке туристских услуг, имеют собственную сеть агентов и постоянную клиентуру.
Туристические организации по характеру своей деятельности подразделяются на туроператоров и турагенгпов.
Туроператор —
это туристическая оптовая
Турагент — это розничная фирма — посредник между обслуживающими предприятиями или туроператорскими фирмами, с одной стороны, и клиентами-туристами — с другой. Турагентство либо реализует туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или их группам, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро.
Туристические фирмы (агентства) могут осуществлять производственную деятельность (установление непосредственных связей с производителями туристских услуг), торговую деятельность (реализация продукции (услуг) туроператорских и других фирм с торговой наценкой), а также посредническую деятельность (реализация туристских путевок на правах комиссионера). На практике редко можно встретить фирму, осуществляющую лишь один вид деятельности. Наиболее эффективно для них совмещение всех видов туристской деятельности.
В работе туристических фирм можно выделить следующие основные этапы:
♦ предложение туристу или группе туристов определенного набора туристско-экскурсионных услуг;
Совокупность указанных действий можно квалифицировать по-разному, в зависимости от предмета (содержания) договора между: . ♦ туристической фирмой и туристом;
♦ туристической фирмой и другими контактирующими с ней организациями.
Договорные
отношения туриста и
Приобретаемая туристом совокупность прав, как правило, оформляется в виде путевки. Таким образом, путевка является конечным "продуктом" деятельности туристической фирмы и, соответственно, предметом ее реализации. В связи с этим оборот от реализации "продукции" у туристической фирмы отражается в момент продажи путевки, а не тогда, когда турист совершит поездку по данной путевке.
Получение туристом самих услуг представляет собой процесс потребления приобретенной "продукции". Естественно, что за туристом остается право предъявления претензий к туристической фирме в случае неполучения или получения не в полном объеме услуг, гарантии предоставления которых он приобрел у туристической фирмы.
С точки зрения предмета договора в деятельности туристических фирм возможны разные варианты. Они различаются, в первую очередь, тем, что именно турфирма приобретает у других организаций. В связи с этим можно выделить три основных варианта в деятельности турфирм.
Вариант первый: туристическая фирма приобретает у организаций права (гарантии) на получение различных услуг (в местах пребывания и транспортных услуг) и, исходя из стоимости приобретенных гарантий, формирует стоимость собственной путевки и продает ее.
Вариант второй: туристическая фирма приобретает готовую путевку у другой туристической фирмы и перепродает ее.
Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"