Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций

Описание работы

Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

Содержание работы

1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

Ответственность аудиторов за качество оказываемых ими аудиторских услуг определяется Гражданским и Уголовным кодексами РФ и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Ответственность перед клиентом возникает  вследствие нарушения принятых на себя по договору оказания аудиторских услуг  обязательств. Она наступает в  связи с нарушением условий договора или небрежностью при оказании услуг согласно Гражданскому кодексу РФ (часть I, ст. 401 "Основания ответственности за нарушение обязательства") при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства.

Отдельная статья в Уголовном кодексе  РФ (ст. 202 "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами") устанавливает ответственность индивидуальных аудиторов за использование своих полномочий вопреки задачам аудиторской деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Если действия индивидуального аудитора причинили существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций или государства, то он наказывается штрафом в размере от 500 до 800 установленных законодательством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если указанные действия совершены  неоднократно, то индивидуальный аудитор наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 установленных законодательством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

За осуществление аудиторской  деятельности без лицензии на аудиторскую  организацию или индивидуального аудитора налагается штраф в размере от 100 до 300 установленных законодательством МРОТ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации или индивидуального аудитора лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведомо ложным является аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудита. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемым лицом строятся на основе добровольности и платности и регламентируются договором. Исходя из условий договора и требований законодательства устанавливаются взаимные права, обязательства и ответственность сторон.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, имеет право:

- получать от аудиторской организации  или индивидуального аудитора информацию о законодательных и  нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

- получить от аудиторской организации  или индивидуального аудитора  аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

-   осуществлять иные права,  вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

-   заключать договоры на  проведение обязательного аудита  с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

-   создавать аудиторской  организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и  полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

-   не предпринимать каких  бы то ни было действий в  целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита;

- оперативно устранять выявленные  аудиторами в ходе аудиторской  проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

- исполнять иные обязанности,  вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влечет наложение. По решению суда (арбитражного суда) на основании постановления уполномоченного федерального органа штрафа с аудируемых лиц в сумме от 500 до 1000 установленных законодательством  МРОТ.

 

Страхование профессиональной ответственности аудитора

В развитых странах страхование профессиональной  и гражданской ответственности стало обязательным видом страхования физического лица-аудитора, поэтому  аудиторские организации тратят до 10% прибыли от своей деятельности на страхование аудиторских рисков.

Законом «Об аудиторской деятельности»  ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита» предусматривается обязательное страхование не гражданско-правовой ответственности в целом, а риска ответственности за нарушение договора. При этом соблюдение этого требования необходимо только для проведения обязательных аудиторских проверок.

Страхование профессиональной ответственности  подразумевает защиту  имущественных  интересов физического лица и их обязанности возместить третьим лицам ущерб, причиненный в результате ошибки или упущения, совершенных в процессе выполнения  профессиональных обязанностей.

Аудиторская тайна

В соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской, деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения  сведений, составляющим аудиторскую  тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органом государственной| власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

 

 

 

 

 

3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ

3.1.  Контроль уровня  профессионализма аудиторов.

3.2. Система аттестации  на право  осуществления аудиторской  деятельностью и порядок проведения  аттестации на право заниматься  аудиторской деятельностью.

 

Контроль уровня  профессионализма аудиторов.

Высокий уровень профессионализма аудиторов - залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Государство в лице органов, на которые возложено регулирование  аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам желающим заниматься аудиторской деятельностью и уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке.

Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, уже получивших квалификационный аттестат аудитора), определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 12 сентября 2002 г. № 93-н).

Элементами образования  аудитора служат:

1)  базовое образование;

2)  практический опыт;

3)  специальное  профессиональное   образование   (в   настоящее  время это требование носит рекомендательный характер);

  4)  свободное владение  деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими  базовое образование, являются:

•    диплом об окончании  высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

•    диплом  об  окончании  высшего  учебного  учреждения  иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации,  по экономическому или юридическому профилю.

Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет в качестве:

•    аудитора или  специалиста аудиторской организации;

•    бухгалтера;

•    экономиста;

•    ревизора;

•    научного работника  или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается  работа на вышеуказанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Документами, подтверждающими практический опыт, являются:

•    нотариально  заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

•    справка аудиторской  организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении с занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

•    справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,  и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Организация повышения  квалификации аудиторов возлагается на Министерство финансов Российской Федерации.   

Каждый аудитор, имеющий  квалификационный аттестат, обязан в  течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом  получения аттестата (продления  на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год.

Повышение квалификации для  аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год  по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"