Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций
Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.
1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг в правоохранительные органы на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
По результатам
проверки составляется акт в
2-х экземплярах, один из
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.
Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий
Индивидуальные аудиторы
и аудиторские организации
Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью
В соответствии с Федеральным
законом «Об аудиторской
1. За составление заведомо
ложного аудиторского
2. За уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации (ст. 14 п. 3).
3. За систематическое
нарушение требований
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов.
При аннулировании лицензии
на осуществление аудиторской
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные
принципы стандартов аудита. Классификация
стандартов аудиторской
5.2.Международные аудиторские
5.3.Российские правила (
5.4.Внутрифирменные
Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме, представленной в таблице 5.1.
Таблица 5.1-Принципиальная схема стандарта
п/п |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Общие положения |
Цель и основные разработки стандарта; необходимость использования данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными) преемственность с ранее действовавшими нормативными документами |
2 |
Стандарт (изложение сущности) |
Формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте; Методология решения указанной проблемы |
3 |
Приложение |
Практические приложения (при необходимости) |
Российские
стандарты аудиторской
Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя: международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты.
В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторах проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют
внедрению в аудиторскую
- помогает
пользователям понять процесс
аудиторской проверки;
- обеспечивает
связь отдельных элементов
- создает общественный имидж профессии.
Международные аудиторские стандарты
В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFАС аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.
Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает комитет, преследуют двоякую цель:
1) способствовать
развитию профессии в тех
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов: вводные замечания; ответственность; планирование; внутренний контроль; аудиторское доказательство; использование работы других аудитор и отчеты в аудите; специализированные области; сопутствующие услуги; положения по международной практике аудита.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности
Согласно ст. 9 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:
- федеральные
стандарты аудиторской
- внутренние
стандарты аудиторской
- внутрифирменные
стандарты аудиторских
Федеральные
стандарты аудиторской
Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются,
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать свои правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Таким образом, стандарты - это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.
Постановлениями Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г., № 40 от 04.07.2003 г., № 532 от 07.10.2004 г. и № 523 от 25.08.06 утверждены следующие Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, представленные в таблице 5.2.
Таблица 5.2 -Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности
№ |
Наименование стандарта |
№ Постановления Правительства РФ |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
№696от 23.09.2002 г. |
2 |
Документирование аудита |
№696 от 23.09.2002 г |
3 |
Планирование аудита |
№696 от 23.09.2002 г |
4 |
Существенность в аудите |
№696 от 23.09.2002 г |
5 |
Аудиторские доказательства |
№696 от 23.09.2002 г |
6 |
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
№696 от 23.09.2002 г |
7 |
Внутренний контроль качества работы в аудите |
№405 от 04.07.2003 г. |
8 |
Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом |
№ 405 от 04.07.2003 г. |
9 |
Аффилированные лица |
№ 405 от 04.07.2003 г. |
10 |
События после отчетной даты |
№ 405 от 04.07.2003 г. |
11 |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
№ 405 от 04.07.2003 г. |
1 |
2 |
3 |
13 |
Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
№532 от 7.10.2004 г. |
14 |
Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита |
№532 от 7.10.2004 г. |
15 |
Понимание деятельности аудируемого лица |
№532 от 7.10.2004 г. |
16 |
Аудиторская выборка |
№532 от 7.10.2004 г. |
17 |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
№ 228 от 16.04.2005 г. |
18 |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
№ 228 от 16.04.2005 г. |
19 |
Особенности первой проверки аудируемого лица |
№ 228 от 16.04.2005 г. |
20 |
Аналитические процедуры |
№ 228 от 16.04.2005 г. |
21 |
Особенности аудита оценочных значений |
№ 228 от 16.04.2005 г.
|
22 |
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
№ 228 от 16.04.2005 г.
|
23 |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
№ 228 от 16.04.2005 г.
|
24 |
Основные принципы Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут представляться аудиторскими организациями и аудиторами |
№ 523 от 25.082006 г. |
25 |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
№ 523 от 25.082006 г. |
26 |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
№ 523 от 25.08.2006 г. |
27 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
№ 523 от 25.08.2006 г. |
28 |
Использование результатов работы другого аудитора |
№ 523 от 25.08.2006 г. |
29 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
№ 523 от 25.08.2006 г. |
30 |
Выполнение согласованных |
№ 523 от 25.08.2006 г. |
31 |
Компиляция финансовой информации |
№ 523 от 25.08.2006 г. |