Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций
Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.
1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
-проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
-помощь в организации бухгалтерского учета;
-помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-помощь в налоговом
планировании и расчете
-консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
-экспертные оценки
и анализ результатов
-консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
-разработка учредительных документов и др.;
-предоставление информации о будущих партнерах;
-информационное обслуживание клиентов;
-другие услуги.
Все виды аудиторских услуг приведены в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности».
Профессиональный кодекс этики аудитора.
Этика - это система
норм нравственного поведения
Существует международный этический кодекс аудитора и на его основе разработан Кодекс этики аудиторов России.
Кодекс этики аудиторов России принят Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, протокол № 16 от 28 августа 2003 г., согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров, протокол № 2 от 25 июля 2003 г. Содержит 16 статей.
Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.
Основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне.
Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов. Такими фундаментальными принципами являются - честность; независимость; объективность; профессиональная компетентность и должная тщательность; конфиденциальность; профессиональное поведение; регламентирующие документы.
Этический кодекс содержит следующие статьи:
Независимость аудитора.
В интересах общества все аудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций и третьих лиц.
Под независимостью подразумевается;
-независимость мышления;
-независимость поведения.
Термин «независимость» в каждом случае его применения может иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Но это невозможно, поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами. Поэтому оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.
Аудиторские заключения предоставляют информацию широкому кругу потенциальных пользователей, поэтому помимо независимости мышления особо важное значение имеет независимость поведения. Следовательно, при работе с аудируемыми организациями, аудиторы должны быть не зависимыми от них.
Потенциальную угрозу независимости представляют личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство и шантаж.
«Угроза личной заинтересованности» возникает, когда аудитор или аудиторская организация имеет возможность получить какие-то выгоды от наличия финансовой заинтересованности в аудируемой организации, или в иных случаях конфликта личных интересов с интересами аудируемой организации. К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относятся:
- наличие прямой финансовой
заинтересованности или
-предоставление кредитов или
гарантий аудируемой
-существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от аудируемой организации;
-тесные деловые отношения с аудируемой организацией;
-возможность получения работы на предприятии (организации) аудируемой организации;
-зависимость размера гонорара от результата проверки.
«Угроза близкого знакомства» возникает, когда в силу тесных деловых отношений с аудируемой организацией, ее Советом директоров, должностными лицами или работниками аудиторская организация или аудитор начинают с излишней симпатией относиться к интересам аудируемой организации.
К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относится давление со стороны аудируемой организации, оказываемое с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы
аудиторской деятельности в
2.2. Органы, регулирующие
аудиторскую деятельность в
Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7. Аудиторская тайна.
Действующая в России система нормативного
регулирования аудиторской
Эта система расположена сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.
Первый (верхний) уровень включает:
Закон «Об аудиторской
Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ в России относится к основным законодательным актам, принят 30 декабря 2008 г. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля.
Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.
К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 31 федеральных стандартов.
Четвертый уровень - охватывает внутренние стандарты профессиональных объединений а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных правил (стандартов). Они обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации. Содержание и форма таких документов - прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
Уполномоченный Федеральный
Для обеспечения принципов аудита необходимо регулирование аудиторской деятельности со стороны государственных органов (государственное регулирование) и общественных аудиторских организаций (саморегулирование).
Уполномоченный Федеральный орган - совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.
Во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяется Минфином России.
Основные функции органа по государственному регулированию аудиторской деятельности можно свести к следующим:
-издание в
пределах своей компетенции
-организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
-организация
в установленном
-организация
системы надзора за
условий;
-контроль
за соблюдением аудиторскими
организациями и индивидуальным
деятельности;
-определение
объема и разработка порядка
представления уполномоченному федеральному органу отчетности
аудиторских организаций
и индивидуальных аудиторов и финансовой
отчетности;
-ведение государственных реестров аттестованных
аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных
аудиторов, профессиональных
аудиторских объединений и учебно-методических
центров в соответствии с положением о
ведении реестров, утвержденному уполномоченным
федеральным органом, а также предоставление
информации,
содержащейся в реестрах, всем заинтересованным
лицам;
-аккредитация профессиональных аудиторских
объединений.
Минфин России возложил выполнение данных
функций на созданный в этом министерстве
- Департамент регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности.
Данный департамент является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование, функционирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.
Департамент выполняет следующие основные функции:
- разрабатывает и организует реализацию единой государственной
политики в области аудита;
-обеспечивает
формирование законодательной,
-организует
разработку через Совет по
аудиторской деятельности
экспертизу и представление на утверждение
Правительства РФ федеральных стандартов
аудита;
-организует
и реализует системы обучения,
аттестации и повышения
квалификации аудиторов;