Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций

Описание работы

Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

Содержание работы

1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

-формирует  перечень учебно-методических центров;

-осуществляет  лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

-осуществляет  координацию и методологические  руководство проведения обязательного аудита в РФ;

-осуществляет  аккредитацию профессиональных  аудиторских объединений;

-обобщает  практику применения законодательных  и нормативных актов по аудиту и дает финансово-экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета  мнения профессиональных участников рынка  аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 г. № 47н.

 

Совет по аудиторской деятельности

В Совет по аудиторской деятельности входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений  аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. Состав членов Совета утверждается министром финансов РФ.

Совет по аудиторской  деятельности:

-принимает  участие в подготовке и предварительном  рассмотрении 
основных документов аудиторской деятельности и проектов решений 
уполномоченного федерального органа;

-разрабатывает  федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности,  периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

-рассматривает  обращения и ходатайства аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

-изучает,  обобщает и распространяет опыт  аудиторской деятельности, 
организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;

-рассматривает  составы экзаменационных комиссий  и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата 
аудитора, сдавших квалификационные экзамены;

-осуществляет  иные функции в соответствии  с положением о совете 
по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Аккредитованные профессиональные аудиторские  объединения СРО

Законом «Об  аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.

Профессиональное  аудиторское объединение, удовлетворяющее  вышеуказанным требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.

Любая аудиторская  организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения  имеют право:

-  участвовать в аттестации  на право осуществления аудиторской  деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

-разрабатывать  учебные программы и планы,  осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

-проводить  проверки качества работы аудиторских  организаций или 
индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

- по итогам  проведения проверок применять  меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

-ходатайствовать  перед федеральным органом о  выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

- обращаться  в совет по аудиторской деятельности  с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

-содействовать  развитию профессии аудитора  и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

- представлять  интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

-  осуществлять  иные функции, определенные уполномоченным  федеральным органом.

Эффективная деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений будет служить отправной точкой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций и полномочий в вопросах регулирования аудиторской деятельности в России.

В январе 2005 года Правительством РФ были одобрены поправки в закон «Об аудиторской деятельности», устанавливающие новые требования к минимальному количеству участников профобъединений -3000 аудиторов или 1500 аудиторских фирм. Новые требования, несомненно, приведут к слиянию имеющихся аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, в результате чего их число сократится до 3-4. Поправки к закону также предусматривают обязательность членства в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях для аудиторов, работающих самостоятельно и для аудиторских фирм.

Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные  учебно-методические центры (УМЦ).

Уполномоченные  учебно-методические центры (УМЦ) создаются, как правило, в вузах, имеющих для этого достаточную  педагогическую, научную и материально-техническую базу. УМЦ создаются путем заключения договора между уполномоченным вузом и Минфином РФ или Центральным банком РФ.

В функции УМЦ входят:

  • организация  и осуществление подготовки к сдаче квалификационного экзамена;
  • разработка проектов программ  квалификационных экзаменов и повышения  квалификации  аудиторов;
  • разработка  порядка проведения квалификационного экзамена,  содержание тестов  и экзаменационных билетов, формирование составов экзаменационных комиссий;
  • прием документов  и проведение квалификационных экзаменов;
  • обработка результатов квалификационных экзаменов и предоставление их в Минфин РФ;
  • повышение  квалификации  аудиторов и выдача соответствующих сертификатов.

Саморегулирование  аудиторской  деятельности  осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут отнесены  международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.

К международной организации  относится  международная федерация  бухгалтеров (International  Federation of Accountants - IFAC). IFAC  была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 113 стран мира . Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет аудиторской деятельности  (International Auditing Practice Committee - IAPC). Первоочередной задачей  IAPC является разработка международных  аудиторских стандартов.

Общеевропейской организацией является Федерация европейских  бухгалтеров-экспертов - FEE. Она основана  в 1987 г., в ее состав  входят аудиторские организации 30 стран Европы. Задачи  FEE  - взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских  государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета  и отчетности в европейском масштабе.

          Региональные аудиторские организации решают в основном те же  задачи, но не в общероссийским масштабе, а в рамках своего региона.

        

Права, обязанности  и ответственность аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц

Права аудиторов, их обязанности и ответственность определяются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", правилами (стандартами) аудиторской деятельности, законодательными и нормативными актами.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы вправе:

-   самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

-   проверять в полном объеме  документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие  любого имущества, учтенного в этой документации;

-   получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

-   отказаться от проведения  аудиторской проверки или от  выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

-   до подписания договора  оказания аудиторских услуг ознакомиться  с документами бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

- получать по письменному запросу  необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

- привлекать на договорной основе  к участию в проверке индивидуальных  аудиторов, аудиторов, работающих в других аудиторских организациях, а также иных специалистов. Порядок привлечения указанных лиц предусматривается правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

- требовать от аудируемого лица  устранения выявленных нарушений  в бухгалтерском учете и отчетности;

- не предоставлять рабочую документацию  аудируемому лицу, а также другим лицам, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством; получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу;

- осуществлять иные права, вытекающие  из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы обязаны:

- осуществлять аудиторскую проверку  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

- обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему проверку о невозможности своего участия в осуществлении проверки вследствие обстоятельств, препятствующих проведению аудита, или отсутствия соответствующей лицензии; а также о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работ или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора; исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"