Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций
Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.
1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
-формирует
перечень учебно-методических
-осуществляет
лицензирование аудиторских
-осуществляет
координацию и
-осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;
-обобщает
практику применения
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 г. № 47н.
Совет по аудиторской деятельности
В Совет по аудиторской деятельности входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. Состав членов Совета утверждается министром финансов РФ.
Совет по аудиторской деятельности:
-принимает
участие в подготовке и
основных документов аудиторской деятельности
и проектов решений
уполномоченного федерального органа;
-разрабатывает
федеральные правила (
-рассматривает
обращения и ходатайства
-изучает,
обобщает и распространяет
организует подготовку информационных,
методических и учебных материалов в этой области;
-рассматривает
составы экзаменационных
аудитора, сдавших квалификационные экзамены;
-осуществляет
иные функции в соответствии
с положением о совете
по аудиторской деятельности.
Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Представительство
аккредитованных
В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
Законом «Об
аудиторской деятельности»
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.
Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее вышеуказанным требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.
Любая аудиторская
организация и любой
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
- участвовать в аттестации
на право осуществления
-разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
-проводить
проверки качества работы
индивидуальных аудиторов, являющихся
их членами;
- по итогам проведения проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
-ходатайствовать перед федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
- обращаться
в совет по аудиторской
-содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
- осуществлять
иные функции, определенные
Эффективная
деятельность аккредитованных
В январе 2005 года Правительством РФ были одобрены поправки в закон «Об аудиторской деятельности», устанавливающие новые требования к минимальному количеству участников профобъединений -3000 аудиторов или 1500 аудиторских фирм. Новые требования, несомненно, приведут к слиянию имеющихся аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, в результате чего их число сократится до 3-4. Поправки к закону также предусматривают обязательность членства в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях для аудиторов, работающих самостоятельно и для аудиторских фирм.
Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).
Уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ) создаются, как правило, в вузах, имеющих для этого достаточную педагогическую, научную и материально-техническую базу. УМЦ создаются путем заключения договора между уполномоченным вузом и Минфином РФ или Центральным банком РФ.
В функции УМЦ входят:
Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.
К международной организации относится международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC). IFAC была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 113 стран мира . Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee - IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.
Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов - FEE. Она основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 30 стран Европы. Задачи FEE - взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.
Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийским масштабе, а в рамках своего региона.
Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
Права аудиторов, их обязанности и ответственность определяются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", правилами (стандартами) аудиторской деятельности, законодательными и нормативными актами.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
- проверять в полном объеме
документацию, связанную с финансово-
- получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
- отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- до подписания договора
оказания аудиторских услуг
- получать по письменному
- привлекать на договорной
- требовать от аудируемого лица
устранения выявленных
- не предоставлять рабочую
- осуществлять иные права,
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
- осуществлять аудиторскую
- предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
- обеспечивать сохранность
- немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему проверку о невозможности своего участия в осуществлении проверки вследствие обстоятельств, препятствующих проведению аудита, или отсутствия соответствующей лицензии; а также о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работ или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора; исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.