Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций

Описание работы

Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

Содержание работы

1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

Новые стандарты носят обязательный характер.

 

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской  организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Согласно  данных нормативных документов, аудиторская  организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские  организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений. В случае прямых указаний в правилах (стандартах) аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.

При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации.

Внутренние  стандарты аудиторских организаций  разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять трепаниям:

-целесообразности - иметь практическую пользу;

-преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

- логической стройности — обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

-полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

-единства  терминологической базы - содержать  одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах. Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны  регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами. Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике  определить четкий порядок своих действий по выполнению требований Правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Внутренние  стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.

Внутрифирменные стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.

Они в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Внутренние  стандарты, регламентирующие внутрифирменный  контроль качества аудита, должны содержать положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутрифирменных стандартов должен быть организован на всех уровнях управления аудиторскими проверками, начиная с руководителей групп и руководителей проверок и заканчивая руководителями аудиторской организации, уполномоченными подписывать аудиторские заключения.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического  осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита. Внутрифирменные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих контрольные функции в составе службы контроля качества проведения аудита, устанавливаются внутренними стандартами по образованию и подготовке кадров аудиторской организации.

Аудиторская организация имеет право заключать  со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение  внутрифирменных стандартов заключается  в том, что они позволяет аудиторским организациям:

-полнее соблюдать  требования правил (стандартов) аудиторской  деятельности;

-сделать технологию  и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера);

- обеспечить  дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;

- содействовать  внедрению в аудиторскую практику  научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;

- обеспечить  высокое качество аудиторской  работы и способствовать снижению аудиторского риска;

- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Наличие системы  внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации

 

6. КОНТРОЛЬ  КАЧЕСТВА АУДИТА

6.1. Инструменты контроля  качества аудита. Организация внешнего      контроля качества аудита.

6.2. Внутрифирменный контроль  качества аудита.

 

Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита

Федеральным законом  «Об аудиторской деятельности»  предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий - внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

• Уполномоченным федеральным  органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.

• Аккредитованными профессиональными  аудиторскими  объединениями, если право проведения таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и  аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» и ФПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или  непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в  ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган.

Виновные в таких  нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обеспечивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны представлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным.

Отчет включает три раздела: общие сведения; экономические  показатели деятельности за отчетный период; данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке.

Требования к организации  и функционированию внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов-предпринимателей, для того чтобы работа их соответствовала стандартам аудиторской деятельности.

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

• порядком распределения  обязанностей сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита;

• установлением требований, предъявляемых к внутрифирменной системе контроля качества аудита;

• установлением порядка  контроля качества работы в ходе проведения аудита.

Руководителем аудиторской организации является сотрудник входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет следующие обязанности:

• ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

• назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует  бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;

• выражает мнение аудиторской  организации о достоверности  бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской  организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть,  лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

На руководителя аудиторской  проверки возложена обязанность  руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

Руководитель проверки несет ответственность:

• за организацию и  текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

• за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

• за соответствие проводимого  аудита и подготовленной по его результатам  рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;

• за доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное  на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания.

Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность:  за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;  за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

Старшим аудитором назначается, как  правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

Рядовой участник проверки  -  это  сотрудник,  подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К  рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена самостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

Аудиторские организации вправе установить иную структуру  управления при условии, что она будет обеспечивать надлежащее   распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов. Аудиторские  организации,  относящиеся  к субъектам  малого предпринимательства, могут иметь упрошенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"