Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:47, курс лекций
Бухгалтерская (финансовая) отчетность строится на основе данных оперативного, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета и рассматривает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. В условиях рыночных отношений она становится практически единственным достоверным источником финансовой информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обладает следующими важными свойствами:
• должна регулярно составляться любой самостоятельной организацией;
• минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен:
Как видим, в течение последних трех лет эти показатели существенно ухудшились.
. Динамика показателей деловой активности свидетельствует об увеличении средних сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, снижении скорости оборачиваемости активов предприятия в целом.
Группа показателей
В четвертом разделе плана
В таблице с перечнем мероприятий приводятся сроки проведения данных мероприятий и показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, который может быть направлен на восстановление платежеспособности.
В качестве мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуется использовать следующие:
• совершенствование системы управления;
• инвентаризация;
• оптимизация дебиторской задолженности;
• снижение издержек производства;
• продажа дочерних предприятий и долей в капитале других предприятий;
• продажа незавершенного строительства;
• оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;
• продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
• конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
• прогрессивные технологии, механизация, автоматизация, производства;
• совершенствование организации труда;
• капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
Раздел 5 «Рынок и конкуренция» содержит сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие; история развития, современное положение, перспективы развития. В описании отрасли обязательно указываются группы потребителей (население, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и т. п.) и их доля в процентном выражении.
Здесь же дается характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, сообщаются средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок.
Характеристика рынков и сегментов рынков содержит информацию о наименовании рынка и его сегментов (например, сегмент рынка электронной аппаратуры: видеомагнитофоны, плееры, телевизоры и т. п.), сведения о предприятиях-производителях, рабо-
тающих изданном рынке, количестве потребителей, объемах, приходящихся на отдельных потребителей, географической концентрации потребителей, спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, сообщается о емкости рынка.
Емкость рынка — максимально возможный объем данной продукции. Это величина определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года. При оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают ее экспорт.
Размер рынка (сферы обмена) — это территория, на которой происходит обмен интересующей нас продукции. Если сфера обмена охватывает территорию области, края, города, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает всю национальную территорию, то это «рынок страны». Мировой рынок — это совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей, в том числе торговлей лицензиями и услугами, межнациональным перемещением капиталов и т. д.
Описание проникновения на рынок включает информацию о принципах такого проникновения и о состоянии предприятия на данном рынке (устойчивое, неустойчивое).
При описании цен и валовой прибыли
предприятие указывает как
Основу любой политики в области иен составляют издержки производства и структура рынка для данного товара. С точки зрения изготовителя, наилучшая цена на его товар — это цена, которая приносит максимальный доход с учетом уровня производства. Монополистическое предприятие-изготовитель может продавать свой товар по максимально возможным ценам с учетом регулирующей деятельности соответствующих правительственных органов, но предприятие-изготовитель, испытывающее сильную конкуренцию, вынуждено проводить постоянную корректировку цен, исходя при этом из максимально возможных цен и производственных издержек.
В плане финансового оздоровления (бизнес-плане) следует проводить анализ ценообразования товара, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход от продаж. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.
Шестой раздел посвящен деятельности в сфере маркетинга предприятия. В нем описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие ситуации на рынке. Предприятие подробно характеризует следующие положения: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста предприятия; каналы распространения продукции, коммуникации.
В стратегии проникновения на рынок
предприятие описывает
Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со схемой, представленной на рис. 5.1.
Рис. 5.1- Стратегия роста предприятия
Предприятие, описывая стратегию маркетинга,
дает характеристику каналов распределения.
Канал распределения — совокупн
• реклама;
• стимулирование сбыта:
• паблик рилейшен (связь с общественностью);
• решения, принимаемые службой маркетинга.
В качестве средства распространения рекламы может быть указана:
s пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
S печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т. п.);
S наружная реклама (крупногабаритные плакаты, пространственные конструкции, световые панно и т. п.);
s реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, вокзалах, портах и т. п.);
• кино- и телереклама; ^ радиореклама.
При характеристике такого элемента системы маркетинговых коммуникаций, как стимулирование сбыта, предприятие описывает используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей, продавцов и посредников.
В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик рилейшен — создание общественного мнения. Основная задача паблик рилейшен состоит в создании и сохранении имиджа предприятия, его фирменного стиля.
Фирменный стиль — это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой — противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип, фирменный цвет, гимн, фирменную одежду и т. п.
В заключительной части характеристики коммуникаций приводится описание решений, принимаемых службой маркетинга. Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно разделить:
• на открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях маркетинга предприятия;
• закрытые, которые некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т. п.).
Затем необходимо дать характеристику и анализ каналов сбыта, а также таблицу объемов сбыта продукции по каждому каналу, прилагаемую в виде приложения к плану финансового оздоровления. Далее приводятся подробное описание продукта (услуги), жизненного цикла продукта, а также исследования и разработки по совершенствованию (модернизации) старого продукта и (или) созданию и внедрению нового.
Седьмой раздел представляет собой план производства. Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке данного вида продукции и услуг, а также определен объем продукции, который способен «поглотить» соответствующий сегмент рынка, определенный в пятом и шестом разделах. Исходя из потребностей рынка в объеме продукции, определяется необходимый потенциал предприятия. Увеличение производственных мощностей предприятия может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов.
Объем продаж продукции на установленную потребность рынка определяется путем маркетинговых исследований с целью прогнозирования цены продукции, спрос на которую реализуется увеличением мощности предприятия. Расчет объема продаж производится исходя из количества выпускаемой продукции и ее цены, сложившейся на рынке спроса.
Далее проводится расчет потребности в материальных ресурсах и производственных запасах, расчет численности работников и фонда заработной платы, исходя из прогнозируемых объемов выпуска продукции и услуг.
Смета расходов на выпускаемую продукцию
представляет собой расчет затрат по
калькуляционным статьям
На этапе разработки производственной программы рассчитывается потребность в первоначальных инвестициях, определяются направления, по которым требуются вложения средств и величина потребности в дополнительных инвестициях.
Раздел восьмой содержит финансовый план. Исходные данные для расчета финансового алана формируются на основе следующих разделов плана финансового оздоровления:
S пятый и шестой разделы определяют потребность рынка в том или ином виде продукции и его объеме по иене, сложившейся на рынке;
S седьмой раздел характеризует возможности предприятия по выпуску продукции в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребностей рынка.
На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов. Затем формируется модель дисконтированных денежных потоков, при этом обший результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года реализации данного проекта и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной стоимости за пределами планируемого периода.
Сопоставление размера вложенных средств и прогнозируемых отданного вложения результатов осушествляется посредством специальных методов и инструментов, включающих: дисконтирование и начисление сложных процентов; расчет показателей чистой приведенной стоимости проекта и внутренней нормы прибыли, динамического (дисконтированного) срока окупаемости проекта. Построение модели денежных потоков базируется на применении техники дисконтированных денежных потоков.
Оценка эффективности плана финансового оздоровления проводится на основе показателей чистой текущей стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и дисконтированного срока окупаемости. При оценке эффективности вложений в функционирующее предприятие следует учитывать, что получаемые денежные потоки представляют собой результат функционирования не только выделенных средств государственной финансовой поддержки, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
На базе данных производственной программы и финансового плана заполняется агрегированная форма прогнозного баланса по годам планируемого периода. По агрегированному прогнозному балансу рассчитываются коэффициенты: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности.