Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:47, курс лекций
Бухгалтерская (финансовая) отчетность строится на основе данных оперативного, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета и рассматривает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. В условиях рыночных отношений она становится практически единственным достоверным источником финансовой информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обладает следующими важными свойствами:
• должна регулярно составляться любой самостоятельной организацией;
• минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен:
При этом арбитражный управляющий руководствуется «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367.
Временный управляющий, изучая документы должника, прежде всего должен дать ответ на вопрос о достаточности имущества должника для покрытия судебных издержек. Если выяснится, что имущества должника не хватает даже для этого, управляющий обязан сообщить об этом кредиторам, так как, принимая решение о введении внешнего управления, кредиторы должны будут определить источники покрытия судебных расходов. Если источник покрытия судебных расходов не определен, а кредиторы проголосовали за внешнее управление, то именно проголосовавшие за это кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию судебных расходов.
Далее управляющий должен решить вопрос о том, возможно и целесообразно ли введение финансового либо внешнего управления. Для этого он анализирует деятельность предприятия-должника как реальную, так и потенциальную; оценивает стоимость имущества должника, втом числе и находящегося у третьих лиц; изучает количество и характер обязательств должника, работает с требованиями кредиторов; сопоставляет стоимость имущества и размер обязательств должника, а также всех иных выплат; делает вывод о количестве средств, необходимых для восстановления платежеспособности.
Помимо этого временный
По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления при-
знаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника. В случае их установления арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом.
Основная цель проведения такой экспертизы заключается в обосновании наличия или отсутствия неправомерных действий в отношении организации-должника и его кредиторов.
В настоящее время экспертиза проводится на основании «Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855.
К источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения относятся:
• документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;
• бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заяапения в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за период продолжительностью не менее двух лет, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов;
• договоры и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника;
• документы, содержащие сведения
о составе руководства
Помимо этих обязательных документов может понадобиться следующая информация на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
• перечень имущества должника;
• список дебиторов с указанием величины дебиторской задолженности и документы, подтверждающие осуществление мер по ее истребованию;
• справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций;
• список кредиторов должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций;
• отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
• отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.
Признаком фиктивного банкротства служит наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов, в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами:
Таблица 4.1 Выводы о наличии признаков фиктивного банкротства
Определение признаков преднамеренного банкротства проводится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства).
К признакам преднамеренного
I этап — расчет показателей, характеризующих изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки;
II этап — анализ условий совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
Показатели, характеризующие степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, представлены в табл. 4.2. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности должника предполагает рассмотрение динамики этих показателей за период проверки. При изучении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых санкций, а также степень ликвидности соответствующих активов должника. Данные отчета оиеншика о рыночной стоимости имущества должника могут быть использованы только в случае соответствия этого отчета законодательным и иным правовым актам об оценочной деятельности, а также общепринятым методам рыночной оценки.
В случае установления на первом этапе
существенного ухудшения
К заведомо невыгодным условиям сделки для должника могут быть отнесены:
• занижение или завышение иены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;
• заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;
• любые формы отчуждения
или обременения
Таблица 4.2 Показатели, характеризующие степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами
На основе проведенной экспертизы могут быть сделаны определенные выводы (табл. 4.3). Если обеспеченность требований кредиторов за период проверки:
- существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
Таблица 4.3
Выводы по результатам экспертизы о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства
Динамика показателей |
Соответствие сделок существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота |
Выводы |
1 . Не ухудшилась 2. Ухудшилась 3. Ухудшилась |
Соответствует Не соответствует |
Признаки
преднамеренного банкротства Признаки преднамеренного Усматриваются признаки преднамеренного банкротства |
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а не позднее 10 рабочих дней после подписания — в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В случае, если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа и копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
В результате проведения финансового анализа временный управляющий выявляет причины возникновения признаков банкротства; определяет наличие и степень ликвидности имущества, перспективы и сроки восстановления платежеспособности в случае введения внешнего управления; перспективность определенных видов деятельности, осушестааяемой должником.
Анализ должен включать не только оценку отдельных видов имущества, но и определение рыночной стоимости имущественного комплекса, поскольку одно из конкурсных мероприятий — продажа бизнеса должника. И не исключено, что стоимость проданного имущества позволит должнику расплатиться со всеми кредиторами и восстановить платежеспособность. Продажа имущества возможна на стадии наблюдения и финансового оздоровления с соблюдением требований закона о соглашениях на распоряжение имуществом и общих правил ГК РФ о продаже организации.
Формирование реестра требований кредиторов. Первое собрание кредиторов
Процедура наблюления вводится с момента возбуждения арбитражным судом дела о признании должника банкротом и должна быть завершена в течение семи месяцев (ст. 62 Закона о банкротстве). При этом назначается временный управляющий, который выявляет всех кредиторов предприятия-должника, уведомляет их о возбуждении дела о банкротстве, анализирует потенциал предприятия и выносит свои предложения на обсуждение первого собрания кредиторов.
С введением процедуры наблюдения составляется реестр требований кредиторов, в котором указываются сведения о каждом кредиторе и размере его претензий к должнику, основания возникновения обязательств, а также очередность расчетов по каждому кредитору (ст. 16 Закона о банкротстве). Требования кредиторов включаются в реестр на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер обязательств, поэтому после введения процедуры наблюдения кредиторы не вправе обращаться к должнику напрямую, а должны добиваться включения своих требований в реестр только через суд.
В процессе процедуры наблюдения вне очереди производятся расчеты, обязательства по которым наступили после начала процедуры банкротства. Другими словами, Закон дает привилегию тем, кто вступает в отношения с организацией, находящейся в про-
цедуре банкротства. Например, если банк выдаст кредит организации накануне банкротства, то его требование о возврате кредита будет рассматриваться в обшей очереди, а в случае введения внешнего управления подпадает под мораторий. Если же кредит будет выдан после возбуждения дела о банкротстве, то организация будет обязана его вернуть во внеочередном порядке. Таким образом, организации проще получить кредит после начала процедуры банкротства, чем до нее.
Что касается расчетов с кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до введения процедуры банкротства, то они производятся в соответствии с очередностью, установленной п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве.
Рассчитаться с кредиторами на стадии наблюдения, как правило, удается организациям, которые временно оказались в состоянии неплатежеспособности. Однако организациям, находящимся в более тяжелом положении, достаточно сложно выплатить долги в течение семи месяцев.
Конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам. К «конкурсным кредиторам» относятся все те организации, которым предприятие задолжало по различным хозяйственным договорам. Кроме того, в их число входят организации, имуществу которых предприятие-должник нанесло вред.