Лекции по учету и анализу банкротств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:47, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность строится на основе данных оперативного, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета и рассматривает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. В условиях рыночных отношений она становится практически единственным достоверным источником финансовой информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обладает следующими важными свойствами:
• должна регулярно составляться любой самостоятельной организацией;
• минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен:

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ(Учет и анализ банкротств).doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Сомнительная дебиторская задолженность  передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. Резервы под обесценение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями.

Дебиторскую и кредиторскую задолженность  по одному и тому же контрагенту  лучше передавать любому из правопреемников.

При распределении налоговых обязательств и обязательств перед внебюджетными фондами нужно учесть их привязку к конкретным хозяйственным операциям. Например, если правопреемнику передается задолженность покупателя по отгруженной продукции, то необходимо также передать величину отложенного НДС.

Компоненты собственного капитала должны распределяться в соответствии с распределением других объектов бухгалтерского учета. Например, передавая правопреемнику то или иное основное средство, которое  подвергалось переоценке, необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала в случае дооценки или соответствующую сумму непокрытого убытка в случае уценки.

В то же время при разделении юридического лииа следует учитывать, что сумму его кредиторской задолженности необходимо распределить между правопреемниками пропорционально величине активов, передаваемых каждому из них.

При этом руководствуются требованиями добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых  юридических лиц. Реорганизованное предприятие прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Рассмотрим на конкретном примере реорганизацию предприятия в форме разделения.

Пример 3

На общем собрании участников ООО  «Делопроизводство» 11 мая 2005 г. было принято  решение о реорганизации предприятия  в форме разделения, в ходе его создаются ООО «Дело» и ООО «Производство». Уставный капитал ООО «Делопроизводство» составляет 50 000 руб. Уставный капитал ООО «Дело» будет равен 10 000 руб., а ООО «Производство» — 100 000 руб. Сроки реорганизации установлены с 12 мая по 30 июня 2005 г.

ООО «Делопроизводство»

Рис. 3.8

На основании разделительного баланса к ООО «Дело» и ООО «Производство» переходит имущество и обязательства реорганизуемого предприятия в следующем составе.

Разделительный бухгалтерский  баланс ООО «Делопроизводство» от 30 июня 2005 г., тыс. руб.

 

Показатель

 

 

Актив

ООО

«Делопроизводство»

Активы, передаваемые после

реорганизации

Раздел 1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

5

5

-

Основные средства

160

60

100

Итого раздел 1

165

65

100

Раздел II. Оборотные активы

Запасы

120

30

90

НДС по приобретенным

10

3

7

ценностям

 

 

 

 

 

 

Дебиторская задолжен-

87

27

60

ность

 

 

 

 

 

 

Краткосрочные финан-

30

10

20

совые вложения

 

 

 

 

 

 

Денежные средства

46

16

30

Итого раздел II

293

86

207

Баланс

458

151

307


^ утверждение мирового соглашения и прекращения дела о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

 

Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения

В процессе проведения процедур банкротства  у организации-должника возникают  расходы, напрямую не относящиеся к  ее основной деятельности. В общем  виде их можно разделить на государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела. Состав последних конкретизуется Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (АПК РФ). Так, в соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся:

•   денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;

•    расходы, связанные с  проведением осмотра доказательств  на месте;

•    расходы на оплату услуг  адвокатов и иных лиц, оказывающих  юридическую помощь (представителей);

•    иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно ст. 59 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в состав расходов по делам о банкротстве входят:

•    уплата государственной пошлины:

•    расходы на опубликование  сведений в СМИ;

•    расходы на выплату  вознаграждения арбитражным управляющим;

•    расходы на оплату услуг  лиц, которых привлекают арбитражные управляющие для обеспечения исполнения своей деятельности (независимые оценщики и т. д.).

Согласно ст. 59 Закона о банкротстве  все эти расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. Если же имущества должника не хватает для погашения указанных расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя.

При обращении с иском в арбитражный  суд в соответствии со ст. 102 АПК  РФ истцу необходимо заплатить государственную  по-

шлину. Порядок уплаты и размеры  государственной пошлины установлены  Налоговым кодексом РФ. Размер государственной пошлины зависит от иены и характера иска. В соответствии с п. 1 ст. ЗЗЗ21 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) в размере 2000 руб.

Истец должен указать на необходимость  взыскания с виновной стороны  уплаченной государственной пошлины, внесенной им при подаче искового заявления в суд. Она возмещается  в том случае, если ответчик будет  признан виновным.

Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 1 ст. 265), затраты на госпошлину учитываются в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском учете расходы на государственную пошлину отражаются записями:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

Отражается в учете

91-2

68

Начислена государственная пошлина

истца

68

51

Внесена государственная пошлина  в бюджет

истца

91-2

76

Принято требование истца о возмещении госу-

должника

 

 

 

 

дарственной пошлины

 

 

76

51

Возмещена государственная пошлина истцу

должника

 

 

 

 

Сторно списывается начисленная  ранее

истца

91-2

68

государственная пошлина при возврате

 

 

 

 

 

 

искового заявления

 

 

51

68

Возвращена сумма государственной  пошлины

истца

 

 

 

 

из бюджета при возврате искового заявления

 

 

При проведении процедуры банкротства  обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает 100 или оно не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

Опубликованные сведения должны содержать:

•    наименование должника и его адрес;

•    наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

 

Учет и анализ банкротств

•    фамилию, имя, отчество утвержденного  арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

•    установленную арбитражным  судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Расходы на опубликование этих сведений в СМИ оплачивает должник. В бухгалтерском  учете организации при этом будут  сделаны записи:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

60

51

Перечислена предоплата за публикацию объявления о

 

 

 

 

введении на предприятии наблюдения

26

60

Отражены расходы на публикацию объявления в день

 

 

 

 

выхода печатного издания

19

60

Учтен НДС

68

19

Предъявлен к налоговому вычету НДС на основании

 

 

 

 

полученного счета-фактуры


Вознаграждение управляющему выплачивается  за каждый месяц осуществления им своих полномочий. Размер вознаграждения определяется кредитором или собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Согласно п. 1 ст. 26 Закона о банкротстве размер вознаграждения не может быть менее 10 000 руб. в месяц.

Кроме того, конкурсный кредитор, уполномоченный орган или собрание кредиторов могут  установить арбитражному управляющему дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов.

Так как арбитражный управляющий  осуществляет управление делами предприятия-должника, обладая полномочиями его руководителя, то затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.

Что касается налога на прибыль, то вознаграждение арбитражного управляющего включается в состав прочих расходов предприятия, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК. РФ).

Следует сказать, что на вознаграждение арбитражного управляющего не надо начислять единый социальный налог (ЕСН), взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также удерживать с него налог на доходы физических лиц. Ведь управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит обязательные платежи самостоятельно.

Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему отражаются в бухгалтерском учете организации-должника записями:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

26

76

76

50

Начислено вознаграждение внешнему управляющему Выплачено вознаграждение внешнему управляющему


Кроме арбитражного управляющего к  выполнению судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.), в этом случае возникают расходы по выплате им вознаграждения. Если в организации существует собственная юридическая служба или хотя бы юрист, то расходы на выплату ему вознаграждения представляют собой начисления заработной платы штатному сотруднику. Если организация обращается за юридическими услугами в специальную организацию, то эти расходы отражаются в составе общехозяйственных расходов.

При привлечении к разбирательству  частнопрактикующего юриста (адвоката), являющегося членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар, но налог с доходов физических лиц и ЕСН исчисляются и уплачиваются коллегиями адвокатов (их учреждениями), а не организацией (п. 1 ст. 226 и п. 6 ст. 244 НК РФ). В этом случае организация должна запросить документы о регистрации в установленном порядке частнопрактикующего юриста и доказательства того, что он является членом коллегии адвокатов.

Расходы по вознаграждению специалистов будут отражены в учете записями:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

26

70

Начислена заработная плата штатному юристу организации

60

50,51

Выдан аванс организации, оказывающей юридические .

 

 

 

 

услуги

26

60

Принято по акту выполнение юридических  услуг

19

60

Выделен по счету-фактуре НДС

68

19

Произведен налоговый вычет  по НДС


Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу, поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончательного решения дела. При подаче заявления при апелляции и кассации также уплачивается государственная пошлина в размере 50 % от госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления.

 

Финансовый анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника

Важнейшая обязанность временного управляющего заключается в осуществлении финансового анализа состояния должника. Цель финансового анализа - определение перспектив должника, т. е. решение вопроса о целесообразности введения внешнего управления, а также определения его текущего экономического положения, включая вопросы наличия и стоимости имущества, наличия либо отсутствия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Кроме того, в качестве одной из целей может быть выявление возможностей исполнения мирового соглашения.

Информация о работе Лекции по учету и анализу банкротств