Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:47, курс лекций
Бухгалтерская (финансовая) отчетность строится на основе данных оперативного, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета и рассматривает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. В условиях рыночных отношений она становится практически единственным достоверным источником финансовой информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обладает следующими важными свойствами:
• должна регулярно составляться любой самостоятельной организацией;
• минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен:
Сомнительная дебиторская
Дебиторскую и кредиторскую задолженность по одному и тому же контрагенту лучше передавать любому из правопреемников.
При распределении налоговых обязательств и обязательств перед внебюджетными фондами нужно учесть их привязку к конкретным хозяйственным операциям. Например, если правопреемнику передается задолженность покупателя по отгруженной продукции, то необходимо также передать величину отложенного НДС.
Компоненты собственного капитала должны распределяться в соответствии с распределением других объектов бухгалтерского учета. Например, передавая правопреемнику то или иное основное средство, которое подвергалось переоценке, необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала в случае дооценки или соответствующую сумму непокрытого убытка в случае уценки.
В то же время при разделении юридического лииа следует учитывать, что сумму его кредиторской задолженности необходимо распределить между правопреемниками пропорционально величине активов, передаваемых каждому из них.
При этом руководствуются требованиями добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ).
При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц. Реорганизованное предприятие прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.
Рассмотрим на конкретном примере реорганизацию предприятия в форме разделения.
Пример 3
На общем собрании участников ООО
«Делопроизводство» 11 мая 2005 г. было принято
решение о реорганизации
ООО «Делопроизводство»
Рис. 3.8
На основании разделительного баланса к ООО «Дело» и ООО «Производство» переходит имущество и обязательства реорганизуемого предприятия в следующем составе.
Разделительный бухгалтерский баланс ООО «Делопроизводство» от 30 июня 2005 г., тыс. руб.
Показатель
|
Актив ООО «Делопроизводство» |
Активы, передаваемые после реорганизации | |
Раздел 1. Внеоборотные активы | |||
Нематериальные активы |
5 |
5 |
- |
Основные средства |
160 |
60 |
100 |
Итого раздел 1 |
165 |
65 |
100 |
Раздел II. Оборотные активы | |||
Запасы |
120 |
30 |
90 |
НДС по приобретенным |
10 |
3 |
7 |
ценностям |
|
|
|
Дебиторская задолжен- |
87 |
27 |
60 |
ность |
|
|
|
Краткосрочные финан- |
30 |
10 |
20 |
совые вложения |
|
|
|
Денежные средства |
46 |
16 |
30 |
Итого раздел II |
293 |
86 |
207 |
Баланс |
458 |
151 |
307 |
^ утверждение мирового соглашения и прекращения дела о банкротстве.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения
В процессе проведения процедур банкротства у организации-должника возникают расходы, напрямую не относящиеся к ее основной деятельности. В общем виде их можно разделить на государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела. Состав последних конкретизуется Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (АПК РФ). Так, в соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся:
• денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;
• расходы, связанные с
проведением осмотра
• расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей);
• иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно ст. 59 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в состав расходов по делам о банкротстве входят:
• уплата государственной пошлины:
• расходы на опубликование сведений в СМИ;
• расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;
• расходы на оплату услуг лиц, которых привлекают арбитражные управляющие для обеспечения исполнения своей деятельности (независимые оценщики и т. д.).
Согласно ст. 59 Закона о банкротстве все эти расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. Если же имущества должника не хватает для погашения указанных расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя.
При обращении с иском в
шлину. Порядок уплаты и размеры
государственной пошлины
Истец должен указать на необходимость взыскания с виновной стороны уплаченной государственной пошлины, внесенной им при подаче искового заявления в суд. Она возмещается в том случае, если ответчик будет признан виновным.
Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 1 ст. 265), затраты на госпошлину учитываются в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском учете расходы на государственную пошлину отражаются записями:
Дебет счета |
Кредит счета |
Хозяйственная операция |
Отражается в учете |
91-2 |
68 |
Начислена государственная пошлина |
истца |
68 |
51 |
Внесена государственная пошлина в бюджет |
истца |
91-2 |
76 |
Принято требование истца о возмещении госу- |
должника |
|
|
дарственной пошлины |
|
76 |
51 |
Возмещена государственная пошлина истцу |
должника |
|
|
Сторно списывается |
истца |
91-2 |
68 |
государственная пошлина при возврате |
|
|
|
искового заявления |
|
51 |
68 |
Возвращена сумма |
истца |
|
|
из бюджета при возврате искового заявления |
|
При проведении процедуры банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает 100 или оно не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.
Опубликованные сведения должны содержать:
• наименование должника и его адрес;
• наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;
Учет и анализ банкротств
• фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;
• установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Расходы на опубликование этих сведений в СМИ оплачивает должник. В бухгалтерском учете организации при этом будут сделаны записи:
Дебет счета |
Кредит счета |
Хозяйственная операция |
60 |
51 |
Перечислена предоплата за публикацию объявления о |
|
|
введении на предприятии наблюдения |
26 |
60 |
Отражены расходы на публикацию объявления в день |
|
|
выхода печатного издания |
19 |
60 |
Учтен НДС |
68 |
19 |
Предъявлен к налоговому вычету НДС на основании |
|
|
полученного счета-фактуры |
Вознаграждение управляющему выплачивается за каждый месяц осуществления им своих полномочий. Размер вознаграждения определяется кредитором или собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Согласно п. 1 ст. 26 Закона о банкротстве размер вознаграждения не может быть менее 10 000 руб. в месяц.
Кроме того, конкурсный кредитор, уполномоченный орган или собрание кредиторов могут установить арбитражному управляющему дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов.
Так как арбитражный управляющий осуществляет управление делами предприятия-должника, обладая полномочиями его руководителя, то затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.
Что касается налога на прибыль, то вознаграждение арбитражного управляющего включается в состав прочих расходов предприятия, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК. РФ).
Следует сказать, что на вознаграждение арбитражного управляющего не надо начислять единый социальный налог (ЕСН), взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также удерживать с него налог на доходы физических лиц. Ведь управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит обязательные платежи самостоятельно.
Расходы на выплату вознаграждения
арбитражному управляющему отражаются
в бухгалтерском учете
Дебет счета |
Кредит счета |
Хозяйственная операция |
26 76 |
76 50 |
Начислено вознаграждение внешнему управляющему Выплачено вознаграждение внешнему управляющему |
Кроме арбитражного управляющего к выполнению судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.), в этом случае возникают расходы по выплате им вознаграждения. Если в организации существует собственная юридическая служба или хотя бы юрист, то расходы на выплату ему вознаграждения представляют собой начисления заработной платы штатному сотруднику. Если организация обращается за юридическими услугами в специальную организацию, то эти расходы отражаются в составе общехозяйственных расходов.
При привлечении к разбирательству частнопрактикующего юриста (адвоката), являющегося членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар, но налог с доходов физических лиц и ЕСН исчисляются и уплачиваются коллегиями адвокатов (их учреждениями), а не организацией (п. 1 ст. 226 и п. 6 ст. 244 НК РФ). В этом случае организация должна запросить документы о регистрации в установленном порядке частнопрактикующего юриста и доказательства того, что он является членом коллегии адвокатов.
Расходы по вознаграждению специалистов будут отражены в учете записями:
Дебет счета |
Кредит счета |
Хозяйственная операция |
26 |
70 |
Начислена заработная плата штатному юристу организации |
60 |
50,51 |
Выдан аванс организации, оказывающей юридические . |
|
|
услуги |
26 |
60 |
Принято по акту выполнение юридических услуг |
19 |
60 |
Выделен по счету-фактуре НДС |
68 |
19 |
Произведен налоговый вычет по НДС |
Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу, поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончательного решения дела. При подаче заявления при апелляции и кассации также уплачивается государственная пошлина в размере 50 % от госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления.
Финансовый анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника
Важнейшая обязанность временного управляющего заключается в осуществлении финансового анализа состояния должника. Цель финансового анализа - определение перспектив должника, т. е. решение вопроса о целесообразности введения внешнего управления, а также определения его текущего экономического положения, включая вопросы наличия и стоимости имущества, наличия либо отсутствия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Кроме того, в качестве одной из целей может быть выявление возможностей исполнения мирового соглашения.