Международные стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:08, курс лекций

Описание работы

До начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.

Файлы: 1 файл

международные стандарты аудита.курсовая doc.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Предложенная концептуальная основа не относит к сопутствующим аудиту услуги, связанные:

  • с налогообложением;
  • консультированием;
  • рекомендациями по бухгалтерскому учету;
  • рекомендациями по финансовым вопросам;
  • прочими аналогичными экономико-правовыми аспектами.

При этом следует отметить, что оказание сопутствующих услуг в виде согласованных процедур и подготовки финансовой информации не предполагает выражения аудитором уверенности. Для реализации такой уверенности аудитор проводит тщательную оценку собранных им доказательств и составляет аудиторское заключение. При этом степень уверенности определяется на основе всей совокупности проведенных аудиторских процедур.

Если осуществляется аудиторская проверка, то аудитор  обязан обеспечить высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что  проаудированные информационные потоки будут свободны от существенных искажений, способных оказать значительное влияние на различные экономические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цель и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методология аудита, как  и любой науки, опирается на ряд основополагающих понятий, к которым, как правило, относят цель, задачи, принципы и методы. Исходя из этого КМАП разработал стандарт МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», который регламентирует общую цель, объем аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ответственность аудируемого экономического субъекта за формирование и представление этой отчетности заинтересованным в ней пользователям.

МСА 200 под целью аудита предполагает предоставление аудитору возможности выразить свое мнение о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена экономическим субъектом по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными требованиями. Однако пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считать это мнение гарантией жизнеспособности экономического субъекта в будущем и эффективности ведения дел его руководством.

При осуществлении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться в первую очередь этическими принципами, разработанными Международной федерацией бухгалтеров, которые позволяют оценить качество аудиторских услуг и повысить степень доверия к аудиту. К ним относятся:

  • независимость;
  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение;
  • следование техническим стандартам.

Первым основополагающим принципом, на котором строится аудиторская  деятельность, является принцип независимости. В традиционном понимании данный принцип предполагает обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности как в делах экономического субъекта, так и в системе управления этого субъекта. При этом важно не допускать вмешательства любых лиц в определение объема аудита, в проведение аудиторских проверок, а также формирование выводов и отчетных форм. Под объемом аудита следует понимать объем аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

Кроме того, представляется необходимым исключить материальную зависимость аудиторов, аудирующих то или иное направление деятельности экономического субъекта, от результатов этой деятельности.

Важным условием, способствующим повышению уровня независимости аудита, является исключение из его функций ответственности за организацию и проведение тех или иных корректировок управленческих решений, которые возможны после выявления отклонений.

Принцип честности представляет собой не честность в обычном понимании этого слова, а, скорее, соблюдение аудитором его профессионального долга и общих норм морали, а также истинность суждений. Соблюдение данного принципа предопределяет доверие общества к аудиторской деятельности.

Следующим принципом, который  тесно связан с принципами независимости  и честности, является принцип объективности, который требует от аудитора беспристрастного и свободного отличных интересов и конфликтов сторон подхода к проведению аудирования любого направления деятельности экономического субъекта. По данному принципу аудитор не должен умышленно искажать существующие факты и формировать свое мнение, учитывая мнение других лиц.

Принцип добросовестности предполагает обязательность проведения аудита на основе ответственного отношения аудитора к своим профессиональным обязанностям и выполнения своих функций с должной тщательностью, внимательностью и оперативностью. В то же время данный принцип не может гарантировать абсолютной точности результатов аудирования, он лишь уменьшает степень информационного риска, под которым понимается риск того, что любая информация, подвергаемая аудиту, несет в себе некоторую неопределенность, т.е. ряд искажений, возникающих вследствие тех или иных объективных и субъективных факторов.

Задачи, решаемые аудиторами, затрагивают практически все  области деятельности экономического субъекта, поэтому исследуемая ими информация носит закрытый или, точнее сказать, конфиденциальный характер как для внешней среды, так и для ряда служащих субъекта, не имеющих по роду деятельности доступа к подобной информации.

Принцип профессиональной компетентности предполагает выполнение аудиторами своих заданий на должном профессиональном уровне. Данный принцип предусматривает необходимость постоянного повышения профессионализма всех аудиторов, что обусловлено непрерывным изменением условий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, а также нормативно-правовой базы, являющейся основой аудиторской деятельности.

Аудитор несет ответственность:

  • за неосмотрительную оценку (в разумных пределах) объемов работ, необходимых для достижения поставленных перед ним целей;
  • субъективную оценку сложности, существенности или значимости тех или иных аспектов, в отношении которых он формирует свои выводы;
  • оценку адекватности и эффективности управления рисками, а также систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • вероятность существенных ошибок;
  • затраты на предоставляемую проаудированную информацию для системы управления экономическим субъектом, превышающие возможные экономические выгоды от управленческих решений, сформированных на ее основе.

Кроме того, аудитор обязан на всех этапах своей деятельности, решая те или иные поставленные перед ним задачи, исходить из известной позиции профессионального скептицизма, понимая, что вся информация, получаемая им из различных источников, может иметь некоторый уровень недостоверности.

Согласно МСА200 аудит  должен проводиться в соответствии с требованиями всех Международных стандартов аудита.

Аудитор самостоятельно определяет характер и объем проводимых процедур. При этом важной особенностью является соблюдение им основополагающих требований МСА и иных нормативных актов, регламентирующих данный вид услуг.

В то же время аудиту в  целом присущи и некоторые ограничения:

  • использование тестирования;
  • разнообразные ограничения и неопределенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• преобладание аудиторских доказательств, носящих, скорее, убедительный, нежели исчерпывающий характер;

  • субъективность суждений самого аудитора;
  • иные причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организационные и подготовительные мероприятия по проведению аудита и сопутствующих аудиту услуг

Перед проведением аудита или сопутствующих аудиту услуг  аудитор и экономический субъект  должны достичь определенного рода договоренности, которую необходимо отразить в достаточно полной мере в письменном виде.

Соблюдение данного  требования, закрепленного в МСА 210 «Условия аудиторских заданий», позволяет избежать целого ряда возможных неопределенностей, возникающих в процессе оказания аудиторских услуг.

Согласно МСА 210 документальное отражение и подтверждение того, что аудитор соглашается с целями и объемом аудита или сопутствующих аудиту услуг, а также с объемом обязательств перед экономическим субъектом (клиентом) и формой отчетных документов, называется письмом о задании на проведение аудита или сопутствующих аудиту услуг.

Письмо о задании  может иметь произвольный характер. Однако в нем необходимо отразить:

  • цель аудита;
  • ответственность руководства экономического субъекта за бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • объем аудита;
  • форму отчетных документов;
  • факт существования ограничений аудита;
  • существующую неизбежность риска необнаружения даже существенных искажений;
  • требования свободного доступа к любой информации, необходимой для проведения аудита.

Наряду с перечисленными основными моментами в письме о задании допускается, хотя и не является обязательным, раскрытие ряда дополнительных сведений, которые, по мнению аудитора, необходимо согласовать с экономическим субъектом, например дополнительные договорные обязательства или основу исчисления оплаты услуг. Здесь же могут быть отражены условия договоренности о привлечении экспертов и иных аудиторов, а также любые другие дополнительные аспекты.

При проведении повторных  аудиторских проверок письмо о задании может не составляться, за исключением случаев, если:

  • существует факт неправильного понимания экономическим субъектом цели и объема аудита;
  • существует факт пересмотра договоренности или возникли особые условия;
  • произошли изменения в составе управления экономическим субъектом;
  • произошли значительные изменения как в характере, так и в масштабах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • произошли изменения в требованиях законодательных актов.

Когда в процессе проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг клиент выдвигает требования о необходимости пересмотра условий договоренности, который в результате приведет к более низкому уровню существенности, аудитор обязан оценить целесообразность таких изменений.

Подобные требования могут возникать у клиента  в случае:

  • изменения обстоятельств, влияющих на необходимость оказания аудиторской услуги;
  • неправильного понимания характера аудита и сопутствующих аудиту услуг, оговариваемых изначально;
  • ограничения объема договоренности, установленного руководящим звеном или вызванного дополнительными обстоятельствами.

МСА 210 обязывает аудитора тщательно изучить причины возникновения вышеуказанных требований, а также последствия возможного ограничения объема договоренности.

В случае изменения обстоятельств, влияющих на требования клиента, или  выявления неправильного понимания им характера изначально запрашиваемой аудиторской услуги данную причину следует считать обоснованной. При этом аудитор обязан представить отчет, полностью отвечающий новым условиям.

Если аудитор не может  принять изменения условий первоначальной договоренности и ему отказано в возможности продолжения работ согласно первоначальным условиям, то он должен отказаться от задания и оповестить об этом высшее звено системы управления экономического субъекта — клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Контроль качества аудиторских услуг

В настоящее время  в мировой практике аудита не существует универсальных рецептов контроля качества аудиторских работ. Т.к. невозможно полностью гарантировать отсутствие ошибок при выполнении аудиторами проверок и оказании сопутствующих аудиту услуг. Однако необходимость создания процедур и механизмов, позволяющих в значительной степени сократить вероятность ошибочных выводов и существенно повысить качество аудиторских услуг, потребовала их целенаправленной упорядоченности или, иными словами, — стандартизации.

По этой причине был  разработан МСА 220 «Контроль качества работы в аудите», целью которого являются регламентирование и представление  рекомендаций по контролю качества в  отношении:

  • политики и процедур аудиторской организации, применяемых к аудиторской работе в целом;
  • процедур, направленных на контроль за работой ассистентов аудитора, выполняющих отдельные аудиторские проверки.

Информация о работе Международные стандарты аудита