Международные стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:08, курс лекций

Описание работы

До начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.

Файлы: 1 файл

международные стандарты аудита.курсовая doc.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, требования стандарта направлены не только на применение единой политики контроля качества аудиторских проверок, но и на деятельность всех участников этих проверок.

Политика внутрифирменного контроля качества должна быть направлена:

  • на соблюдение всем персоналом аудиторской организации этических принципов аудиторской профессии;
  • владение сотрудников техническими стандартами и профессиональной компетентностью;
  • поручение аудиторских заданий сотрудникам, имеющим профессиональные знания в данной области аудита; осуществление постоянного надзора и проверку выполнения работ на всех этапах и уровнях;
  • проведение консультаций со специалистами, обладающими соответствующими знаниями;
  • принятие новых и сохранение старых экономических субъектов — клиентов.
  • мониторинг адекватности и эффективности самой внутрифирменной политики и процедур контроля качества аудита.

Общая направленность политики и процедуры контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех ее сотрудников. Каждый аудитор организации обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудиторской проверки.

Любое поручение ассистентам аудитора должно сопровождаться разумной уверенностью поручающего в том, что данная работа будет выполнена добросовестно и ассистенты обладают надлежащими профессиональными знаниями и навыками.

Сотрудники аудиторской организации, осуществляющие руководство ассистентами и надзор за их работой, в ходе аудиторской проверки должны выполнять следующие функции:

  • контролировать процесс аудита с тем, чтобы выявлять, владеют ли ассистенты необходимыми навыками и достаточно ли они компетентны для выполнения порученных им заданий; ясно ли представляют себе ассистенты указания по проведению аудита; выполняется ли работа согласно общему плану и программе аудита;
  • обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита, корректируя по необходимости общий план и программу выполнения работ;
  • устранять возникающие неоднозначные трактовки в профессиональных суждениях сотрудников, определяя при этом уровень необходимых консультаций.

Проверку работы ассистентов  должны выполнять сотрудники, имеющие, как минимум, равный уровень компетентности. При этом важно выяснить:

  • была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
  • были ли надлежащим образом задокументированы как результаты работ, так и весь процесс их достижения;
  • были ли охвачены и урегулированы все существенные аспекты аудита;
  • были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
  • являются ли выводы следствием результатов работы и служат ли они основой для выражения мнения аудитора.

При проверках необходимо акцентировать особое внимание:

  • на общем плане и программе аудита;
  • оценке неотъемлемого риска и риска системы контроля;
  • документации, отражающей аудиторские доказательства;
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности с предлагаемыми аудиторскими поправками и самом аудиторском заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рабочая документация аудитора

Согласно МСА 230 «Документирование» аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с Международными стандартами аудита.

Термин документация для целей МСА предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта, которые в дальнейшем хранятся у аудитора.

Рабочие документы надо составлять в достаточно полной и подробной форме, что позволяет обеспечить общее понимание аудита. Кроме того, в них следует отразить информацию:

  • о планировании работы;
  • характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур;
  • результатах аудиторских процедур;
  • сделанных аудитором выводах, подтвержденных аудиторскими доказательствами.

На форму и содержание рабочих документов влияют:

  • характер аудиторского задания;
  • форма аудиторского заключения;
  • характер и сложность бизнеса;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • необходимость в привлечении к работе ассистентов аудитора, проведения надзора и проверки их работы;
  • конкретизация методов и приемов, применяемых при аудировании.

В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:

  • информация об организационно-правовой структуре экономического субъекта;
  • выдержки из основных юридических документов, протоколов и соглашений экономического субъекта или их копии;
  • сведения об отрасли, а также внешней среде, в рамках которой осуществляет свою деятельность экономический субъект;
  • документы, подтверждающие процесс планирования аудита;
  • сведения о понимании аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • сведения об оценке неотъемлемого риска, риска системы контроля, а также о любых корректировках данной оценки;
  • аудиторские доказательства и выводы по вопросам анализа работы внутреннего аудита;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и сальдо счетов;
  • анализ существенных для данного экономического субъекта коэффициентов и тенденций;
  • данные о характере, сроках и объеме аудиторских процедур, а также их результатах;
  • доказательства поднадзорности и проверки работы ассистентов аудитора;
  • сведения о работниках, выполняющих аудиторские процедуры, и сроки их выполнения;
  • подробные сведения о тех компонентах бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые аудировались другим аудитором;
  • копии сообщений, направленных другим аудиторам и полученных от других аудиторов, экспертов и третьих лиц;
  • копии писем или протоколов встреч, связанных с аудитом, включая все условия договоренности об аудите и существенные недостатки внутреннего контроля;
  • письма-заявления экономического субъекта;
  • выводы, сделанные аудитором по всем важным направлениям аудирования;
  • копии бухгалтерской (финансовой) отчетности и самого аудиторского заключения.

Вся информация должна быть обеспечена соответствующими процедурами  конфиденциальности и сохранности. При этом все рабочие документы хранятся у аудитора и являются его собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мошенничество и ошибки

Под мошенничеством для целей МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» и МСА 240А «Мошенничество и ошибки» понимаются преднамеренные действия, совершенные одним лицом или группой лиц руководящего состава, сотрудниками экономического субъекта, а также третьими лицами, повлекшие за собой искаженное представление результативных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К таким действиям  МСА 240 относит:

  • манипуляцию, фальсификацию и изменение учетной информации или документов, связанных с этой информацией;
  • незаконное присвоение активов;
  • сокрытие или пропуск той или иной информации как в учетных регистрах, так и первичных документах;
  • отражение в учетных регистрах несуществующих операций;
  • неправильное применение учетной политики.

Под ошибкой в МСА 240 понимаются непреднамеренные искажения, допущенные при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • математические ошибки или описки в учетных записях или данных бухгалтерского учета;
  • пропуск фактов или их неверная интерпретация;
  • неправильное применение учетной политики.

Аудитор в процессе планирования и проведения аудиторских процедур, а также при оценке их результатов должен учитывать риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, который может возникнуть как в результате мошенничества, так и в результате ошибок.

Несмотря на то, что аудитор не несет ответственности за предотвращение фактов мошенничества и ошибок, так как эти функции возлагаются на руководящий орган экономического субъекта, проведение ежегодного аудита позволяет с некоторой степенью вероятности предотвратить вышеуказанные факты и способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С этой целью еще на стадии планирования аудитор обязан оценить возможный риск существенных искажений вследствие мошенничества и ошибок. При этом он должен сделать запрос руководству экономического субъекта по вопросам наличия у него сведений о любых фактах мошенничества или ошибок, обнаруженных ранее.

Наряду с несовершенством систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта на вышеуказанный риск оказывают влияние:

  • сомнения в честности и компетентности руководства экономического субъекта;
  • необычное давление, оказываемое как внутренней, так и внешней средой;
  • необычные операции;
  • возникновение проблем при сборе достаточных и уместных аудиторских доказательств (например, уклонение руководства от адекватных ответов на вопросы аудитора).

Опираясь на результаты оценки данного риска, аудитор разрабатывает на стадии планирования аудиторские процедуры, позволяющие сократить степень риска.

Следует особо отметить, что риск необнаружения существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие фактов мошенничества значительно выше аналогичного риска вследствие ошибок.

Если аудитор предполагает, что существует вероятность наличия фактов мошенничества или ошибок, то он обязан провести соответствующие специальные (модифицированные) или дополнительные аудиторские процедуры.

В обязанность аудитора входит обязательное уведомление высшего руководства экономического субъекта о выявленных им фактах мошенничества или ошибок в кратчайшие сроки, если:

  • существует всего лишь подозрение о наличии фактов мошенничества;
  • мошенничество или существенные ошибки действительно имели место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет законов и иных нормативных актов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

При планировании и осуществлении  аудиторских процедур, а также  оценке их результатов наряду с учетом существования риска мошенничества  и ошибок аудитор должен реально  сознавать, что несоблюдение экономическим субъектом законодательных и иных нормативных актов может существенным образом повлиять на результативные показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности этого субъекта.

Исходя из вышеизложенного  КМАП разработал и принял МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности», регламентирующий действия аудитора при обнаружении несоблюдения аудируемым экономическим субъектом нормативных актов.

В то же время нельзя быть уверенным, что аудитор может гарантировать выявление всех фактов несоблюдения законодательных и иных нормативных актов. Если на каком-либо из этапов аудита такие факты будут выявлены, то независимо от их существенности возникнет сомнение в честности сотрудников и руководства экономического субъекта. Это, в свою очередь, потребует проведения анализа возможных последствий для дальнейшего аудита, принимая во внимание то, что проблемы несоблюдения нормативных актов скорее являются прерогативой юристов, а не аудиторов. Аудитору необходимо постоянно консультироваться с квалифицированным юристом по всем аспектам обнаруженных несоблюдений.

Информация о работе Международные стандарты аудита