Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:08, курс лекций
До начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.
Таким образом, требования стандарта направлены не только на применение единой политики контроля качества аудиторских проверок, но и на деятельность всех участников этих проверок.
Политика внутрифирменного контроля качества должна быть направлена:
Общая направленность политики и процедуры контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех ее сотрудников. Каждый аудитор организации обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудиторской проверки.
Любое поручение ассистентам аудитора должно сопровождаться разумной уверенностью поручающего в том, что данная работа будет выполнена добросовестно и ассистенты обладают надлежащими профессиональными знаниями и навыками.
Сотрудники аудиторской организации, осуществляющие руководство ассистентами и надзор за их работой, в ходе аудиторской проверки должны выполнять следующие функции:
Проверку работы ассистентов должны выполнять сотрудники, имеющие, как минимум, равный уровень компетентности. При этом важно выяснить:
При проверках необходимо акцентировать особое внимание:
Согласно МСА 230 «Документирование» аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с Международными стандартами аудита.
Термин документация для целей МСА предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта, которые в дальнейшем хранятся у аудитора.
Рабочие документы надо составлять в достаточно полной и подробной форме, что позволяет обеспечить общее понимание аудита. Кроме того, в них следует отразить информацию:
На форму и содержание рабочих документов влияют:
В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:
Вся информация должна быть обеспечена соответствующими процедурами конфиденциальности и сохранности. При этом все рабочие документы хранятся у аудитора и являются его собственностью.
Под мошенничеством для целей МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» и МСА 240А «Мошенничество и ошибки» понимаются преднамеренные действия, совершенные одним лицом или группой лиц руководящего состава, сотрудниками экономического субъекта, а также третьими лицами, повлекшие за собой искаженное представление результативных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К таким действиям МСА 240 относит:
Под ошибкой в МСА 240 понимаются непреднамеренные искажения, допущенные при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности:
Аудитор в процессе планирования и проведения аудиторских процедур, а также при оценке их результатов должен учитывать риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, который может возникнуть как в результате мошенничества, так и в результате ошибок.
Несмотря на то, что аудитор не несет ответственности за предотвращение фактов мошенничества и ошибок, так как эти функции возлагаются на руководящий орган экономического субъекта, проведение ежегодного аудита позволяет с некоторой степенью вероятности предотвратить вышеуказанные факты и способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С этой целью еще на стадии планирования аудитор обязан оценить возможный риск существенных искажений вследствие мошенничества и ошибок. При этом он должен сделать запрос руководству экономического субъекта по вопросам наличия у него сведений о любых фактах мошенничества или ошибок, обнаруженных ранее.
Наряду с несовершенством систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта на вышеуказанный риск оказывают влияние:
Опираясь на результаты оценки данного риска, аудитор разрабатывает на стадии планирования аудиторские процедуры, позволяющие сократить степень риска.
Следует особо отметить, что риск необнаружения существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие фактов мошенничества значительно выше аналогичного риска вследствие ошибок.
Если аудитор предполагает, что существует вероятность наличия фактов мошенничества или ошибок, то он обязан провести соответствующие специальные (модифицированные) или дополнительные аудиторские процедуры.
В обязанность аудитора входит обязательное уведомление высшего руководства экономического субъекта о выявленных им фактах мошенничества или ошибок в кратчайшие сроки, если:
При планировании и осуществлении
аудиторских процедур, а также
оценке их результатов наряду с учетом
существования риска
Исходя из вышеизложенного КМАП разработал и принял МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности», регламентирующий действия аудитора при обнаружении несоблюдения аудируемым экономическим субъектом нормативных актов.
В то же время нельзя быть уверенным, что аудитор может гарантировать выявление всех фактов несоблюдения законодательных и иных нормативных актов. Если на каком-либо из этапов аудита такие факты будут выявлены, то независимо от их существенности возникнет сомнение в честности сотрудников и руководства экономического субъекта. Это, в свою очередь, потребует проведения анализа возможных последствий для дальнейшего аудита, принимая во внимание то, что проблемы несоблюдения нормативных актов скорее являются прерогативой юристов, а не аудиторов. Аудитору необходимо постоянно консультироваться с квалифицированным юристом по всем аспектам обнаруженных несоблюдений.