Международные стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:08, курс лекций

Описание работы

До начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.

Файлы: 1 файл

международные стандарты аудита.курсовая doc.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Аудитор или аудиторская  организация не несет ответственности  за несоблюдение руководством экономического субъекта требований законодательных и иных нормативных актов. За это отвечает руководящий орган экономического субъекта. Однако ежегодное проведение аудита позволяет предотвратить случаи такого несоблюдения.

На этапе планирования аудита аудитор должен изучить нормативные акты, применимые именно к аудируемому экономическому субъекту и к отрасли, к которой он относится. Кроме того, важно иметь представление о соблюдении субъектом всех требований названных актов.

Знакомясь с законодательством, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, аудитору следует учесть, что ряд законов и иных нормативных актов оказывает существенное влияние на эту деятельность.

На этапе планирования аудитору необходимо:

  • использовать всю имеющуюся информацию о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого экономического субъекта;
  • выяснить у руководства данного субъекта существующую политику и процедуры, направленные на соблюдение требований и норм законодательных и иных нормативных актов;
  • обсудить с руководством экономического субъекта действия субъекта, направленные на оценку и отражение в учете судебных исков и иных санкций;
  • обсудить аналогичные аспекты с аудиторами дочерних предприятий.

После предварительного ознакомления аудитору следует запросить и получить письменное подтверждение руководства экономического субъекта о том, что оно сообщило аудитору обо всех случаях несоблюдения нормативных актов, которые должны учитываться при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При выявлении фактов несоблюдения руководством экономического субъекта законодательных и иных нормативных актов аудитор должен оценить степень их возможного влияния на результативные показатели, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности. С этой целью он:

  • определяет возможные финансовые последствия (ущерб, пени, штрафы, вынужденное прекращение деятельности и пр.);
  • ставит под сомнение достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, если финансовые последствия являются существенными;
  • документирует выявленные факты;

• обсуждает эти аспекты с руководством экономического субъекта.

Если аудитору не сообщены все сведения о несоблюдении нормативных актов, он обязан пересмотреть оценку аудиторского риска и достоверность полученной от руководства информации, а также в кратчайший срок проинформировать ревизионную комиссию, совет директоров и высшее звено управления экономического субъекта о выявленных им фактах несоблюдения законодательных и иных нормативных актов.

При бездействии информированных  лиц аудитор вправе выразить условно-положительное  или даже отрицательное мнение. МСА 250 рекомендует аудитору отказаться от проведения аудита, если экономический субъект не принимает никаких мер по сложившейся ситуации, т.е. выявленным фактам несоблюдения. Это возможно, даже если выявленные факты не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мероприятия по планированию аудита

С целью повышения  эффективности проведения аудита аудитор должен осуществлять планирование своей деятельности. Под планированием для целей МСА 300 «Планирование» понимаются разработка общей стратегии, а также детализация характера, сроков и масштаба аудиторской проверки.

Надлежащее планирование аудиторской работы позволяет достичь  понимания того, что всем важным аспектам аудита уделено должное  внимание. Кроме того, планирование позволяет выявить возможные проблемы, чтобы работа была выполнена в наиболее короткие сроки.

Процесс планирования дает возможность распределить поручения между ассистентами аудитора и проводить координацию работы других аудиторов и экспертов.

На объем планирования аудита влияют:

  • размер экономического субъекта;
  • сложность аудиторской проверки;
  • опыт работы аудитора с аудируемым субъектом;
  • знание бизнеса экономического субъекта.

При разработке общего плана аудита аудитор обязан учесть в нем предполагаемый объем и процесс ведения аудиторской проверки. Детализация общего плана должна способствовать разработке программы аудита. При этом его форма и содержание зависят:

  • от размера экономического субъекта;
  • сложности аудиторской проверки;
  • конкретных методик и технологических процессов, которые предполагается применять при аудите.

Разрабатывая общий  план аудита, необходимо иметь в виду следующие основные аспекты:

  • сведения о бизнесе экономического субъекта, в частности внутренние и внешние факторы, влияющие на бизнес, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • риск и существенность;
  • характер, сроки и объем процедур;
  • возможность координации, надзора и анализа работы, в частности, привлекаемых специалистов;
  • прочие аспекты, в частности, то, что предполагаемое допущение непрерывности деятельности экономического субъекта может оказаться сомнительным.

Программа аудита представляет собой прежде всего набор инструкций для ассистентов аудитора, а также является средством контроля выполнения работ.

Следует особо отметить, что процесс планирования аудита осуществляется непрерывно на протяжении всего аудита в связи с возможными изменениями различных обстоятельств. При этом изменения должны быть задокументированы.

    1. Знание бизнеса

Для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта аудитор должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые, по его мнению, могут оказывать существенное влияние на вышеуказанную отчетность, проверку и само аудиторское заключение.

В то же время уровень  знаний бизнеса экономического субъекта у аудитора, как правило, значительно ниже, чем у руководства этого субъекта, поэтому МСА 310 «Знание бизнеса» регламентирует перечень вопросов, которые должен рассмотреть аудитор при проведении конкретной проверки:

  • общие экономические факторы, в частности общий уровень экономической деятельности (спад или рост);
  • отрасль деятельности субъекта и существенные условия, влияющие на его бизнес, в частности цикличная или сезонная деятельность, рынок, конкуренция и пр.;
  • экономический субъект, в частности важные характеристики управления и структуры, финансово-хозяйственная деятельность (продукция, рынки и пр.), условия подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, законодательство или, иными словами, нормативно-правовое поле.

Опираясь на этот перечень, аудитор еще до заключения договора должен получить предварительные сведения о бизнесе экономического субъекта и определить адекватность уровня знаний для проведения аудита.

После заключения договора необходимо расширить знания о бизнесе  экономического субъекта. При этом следует помнить, что приобретение аудитором знаний о бизнесе экономического субъекта является непрерывным процессом и продолжается на протяжении всей проверки. При повторных проверках аудитор пополняет и обновляет эти знания.

Источниками получения  сведений о бизнесе экономического субъекта, как правило, являются:

  • предыдущий опыт работы как с данным экономическим субъектом, так и с его отраслью;
  • беседы с сотрудниками субъекта;
  • беседы с внутренними аудиторами и обзор их отчетов;
  • беседы с иными аудиторами и другими экспертами, оказывающими услуги данному экономическому субъекту;
  • публикации об отрасли;
  • законодательство, оказывающее значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта;
  • посещение как административных, так и производственных помещений;

• документы экономического субъекта по различным аспектам, в частности протоколы заседаний, должностные инструкции, планы маркетинга и пр.

Полученные аудитором  знания бизнеса служат основой, в пределах которой выражается его профессиональное суждение относительно значительного ряда аспектов как финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, так и непосредственно аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для приобретения знаний о бизнесе экономического субъекта аудитору необходимо изучить:

  • общие экономические факторы;
  • важные отраслевые условия, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта;
  • экономический субъект: уровень и структуру собственности; ассортимент выпускаемой продукции; рынки сбыта; существующих и потенциальных поставщиков и подрядчиков; расходы субъекта; характер производственной деятельности; местонахождение производственных, складских и административных помещений;
  • факторы, влияющие на финансовое положение и доходность экономического субъекта;
  • факторы, влияющие на руководство экономического субъекта в процессе формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • соответствующие законодательные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Существенность в аудите

Согласно «Принципам подготовки и составления финансовой отчетности», разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, информация считается существенной, если ее пропуск или искажение в бухгалтерской (финансовой) отчетности оказали влияние на принятое экономическое решение. При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора.

Учитывая важность проблемы, Комитет по международным стандартам аудита разработал МСА 320 «Существенность в аудите», целью которого признается установка требований и соответствующих им рекомендаций, связанных с концепцией существенности в ее взаимосвязи с аудиторским риском.

Разрабатывая общий  план аудита, аудитор обязан установить приемлемый уровень существенности для выявления искажений. При этом необходимо учитывать как количественные (объемные), так и качественные (недостаточное или несоответствующее описание учетной политики, приведшее в заблуждение заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пр.) характеристики искажений.

Аудитору необходимо учитывать и искажения, возникающие в сравнительно небольших суммах, которые в своей совокупности могут оказывать существенное влияние на результативные показатели, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен рассматривать существенность на уровне:

  • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • отдельных сальдо счетов;
  • классов операций;
  • раскрываемых сведений.

В результате влияния  различных факторов он может получить различные уровни существенности в зависимости от рассматриваемых аспектов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудитор оценивает существенность:

  • при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
  • оценке последствий искажений.

На этапе планирования аудита аудитор исследует вопрос о том, что может повлечь за собой существенное искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценка существенности по отдельным сальдо счетов и классам  операций позволяет выявить и решить, что подвергать аудиторским процедурам, а что нет. Кроме того, эта оценка помогает установить как характер, так и объем необходимых для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности данного экономического субъекта аудиторских процедур в целях снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.

Между существенностью  и аудиторским риском существует обратная связь: чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот.

После завершения аудиторских  процедур и подведения итогов оценка существенности и аудиторского риска  может отличаться от оценки, проведенной  на начальной стадии планирования. Причиной такого отличия являются:

  • изменение обстоятельств в результате проверки;
  • изменение информированности аудитора.

Важный момент аудита — проблема оценки объективности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для этого аудитор должен определить, является ли совокупность всех неисправленных искажений существенной. При положительном ответе он пересматривает вопрос снижения аудиторского риска и понижает его посредством расширения аудиторских процедур или внесения экономическим субъектом поправок в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

При приближении вышеуказанной совокупности искажений к установленному аудитором уровню существенности требуется определить возможность превышения уровня существенности из-за необнаруженных искажений. При этом необходимо расширить аудиторские процедуры, чтобы понизить уровень аудиторского риска.

Информация о работе Международные стандарты аудита